Протокол № 2
заседания методического объединения учителей-логопедов
муниципальных дошкольных образовательных учреждений БМР
Дата проведения: Присутствовали:
24.10.2024 г. 61 человек
Тема: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ТНР в условиях комбинированной группы».
- Специфика социально-коммуникативного развития дошкольников с ТНР в условиях группы комбинированной направленности.
Кружалина Евгения Васильевна,
учитель-логопед
МАДОУ детский сад № 72
- Современные формы и методы логопедической работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников с ТНР.
Понамарёва Татьяна Александровна,
учитель-логопед
МАДОУ детский сад № 22
- Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ТНР через игру.
Волкова Екатерина Алексеевна,
учитель-логопед
МАДОУ детский сад № 35
- Сказки-шумелки в социально-коммуникативном развитии детей с ТНР.
Варенцова Наталья Владимировна,
учитель-логопед
МАДОУ детский сад № 1
- Создание атмосферы эмоционального комфорта для детей с ТНР посредством куклотерапии.
Тяглова Юлия Викторовна,
учитель-логопед
МАДОУ Детский сад № 13
6. Подведение итога тематического заседания учителей-логопедов.
Попова Е.В., методист МКУ ОМЦ
Выступления:
1. Слушали:
Кружалина Евгения Васильевна, учитель-логопед ДОУ № 72, рассказала о реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в группах комбинированной направленности в соответствии с содержанием ФАОП ДО для детей с ТНР. Она напомнила, что решение задач по социально-коммуникативному развитию в детском саду осуществляется в ходе режимных моментов при тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Основной формой работы является игровая деятельность: игровые ситуации, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Она отметила, что в группе комбинированной направленности дети с ТНР общаются со сверстниками, имеющими норму речи, что служит базой для накопления социального, нравственного, игрового и речевого опыта.
2. Слушали:
Понамарева Татьяна Александровна, учитель-логопед ДОУ № 22, рассказала о применении системы альтернативной коммуникации — PECS в логопедической работе по социально-коммуникативному развитию дошкольников с ТНР в условиях комбинированной группы. Она объяснила, что данная система основана на использовании карточек с изображениями и пиктограммами, которые помогают детям выразить свои мысли и желания. Ребёнок не просто показывает на карточку, а передаёт её собеседнику в обмен на желаемый предмет учась общаться. Затем коллега продемонстрировала варианты использования карточек на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
(Материалы выступления прилагаются)
3. Слушали:
Волкова Екатерина Алексеевна, учитель-логопед ДОУ № 35, познакомила коллег с системой работы по активизации коммуникативной деятельности дошкольников через игру в форме подгрупповых и индивидуальных занятий в комбинированных группах детского сада и в домашних условиях. Она рассказала, что у детей с недоразвитием речи имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Большинство детей с ОНР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. Далее Екатерина Алексеевна привела примеры использования разнообразных творческих и интегрированных элементов для организации сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками.
(Материалы выступления прилагаются)
4. Слушали:
Варенцова Наталья Владимировна, учитель-логопед ДОУ № 1, сообщила, что социально-коммуникативное развитие лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем. Наталья Владимировна познакомила коллег с возможностью применения сказок-шумелок в работе учителя-логопеда. Она рассказала, что сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов. Такие сказки дети очень любят, так как участвуют в процессе их создания. «Шумовое» сопровождение не требует музыкальных навыков. Звучащие сказки обеспечивают детям с ТНР эмоциональный комфорт, развитие творческой фантазии и уверенности в себе.
(Материалы выступления прилагаются)
5. Слушали:
Тяглова Юлия Викторовна, учитель-логопед ДОУ № 13, познакомила коллег с особенностями использования одного из видов арт-терапии – «Куклотерапия» в работе по развитию коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями. Этот метод позволяет объединить интересы ребёнка с коррекционными задачами. Куклы помогают детям выражать и объяснять взрослым то, что не могут сказать словами. Игры с куклой развивают заботливое отношение и навыки общения у дошкольников. Юлия Викторовна отметила, что дети в её группе научились составлять короткие описательные рассказы о героях произведений и разучили много стихов, потешек и чистоговорок.
(Материалы выступления прилагаются)
Попова Е.В., методист МКУ ОМЦ, подводя итоги заседания поблагодарила выступающих и подчеркнула важность и актуальность представленных методов и приёмов в работе учителя-логопеда по развитию социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Рекомендации учителям - логопедам:
1. Подробно рассмотреть содержание раздела «Социально-коммуникативное развитие» Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР.
2. Разработать систему методов и приемов логопедического воздействия с учётом задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в условиях комбинированной группы.
3. В коррекционно-образовательной и консультативной деятельности использовать представленные на заседании методики и формы работы.
Руководитель факультатива для
учителей-логопедов: Е.В. Кружалина
Методист МКУ ОМЦ: Е.В. Попова