Протокол № 3
заседания методического объединения учителей-логопедов
муниципальных дошкольных образовательных учреждений БМР
Дата проведения: Присутствовали:
20.02.2025 г. 52 человека
Форма проведения: семинар-практикум.
Регламент работы:
- Особенности реализации личностно-ориентированного обучения с дошкольниками в условиях группы комбинированной направленности. Холодова Олеся Николаевна, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе МАДОУ детский сад №72
- Развитие партнёрских отношений педагогов с родителями при реализации технологий личностно-ориентированного обучения.
Ерофеева Наталья Николаевна, педагог-психолог МАДОУ детский сад № 72
- Осуществление дифференцированного подхода в процессе коррекционно-образовательной работы с воспитанниками с ТНР в соответствии с ФГОС ДО. Колесник Дарья Андреевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 18
- Методы и приёмы реализации личностно-ориентированного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда. Семенцова Елена Евгеньевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 5
- Технология «Говорящая среда» как средство личностно-ориентированного обучения в работе Москвина Александра Викторовна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 16
- Реализация личностно-ориентированного подхода через технологию проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР. Тюхматьева Ирина Васильевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 34
7. Подведение итога семинара-практикума учителей-логопедов.
Кружалина Е.В., руководитель ММО учителей-логопедов
Выступления:
1. Слушали:
Холодова Олеся Николаевна, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе МАДОУ детский сад № 72, напомнила о цели и задачах реализации личностно-ориентированного обучения дошкольников в группе комбинированной направленности. Отметила, что особое значение личностно-ориентированное обучение приобретает в работе с дошкольниками с ОВЗ. Цель создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребёнком индивидуально, учитывая его познавательные возможности, потребности и интересы. Успешное развитие способностей дошкольников с ОВЗ возможно при создании благоприятных условий на основе личностно-ориентированного подхода. Необходимые условия: интеллектуальное и физическое развитие детей, самостоятельное решение задач, требующих максимального напряжения, помощь взрослых, комфортная психологическая обстановка, поощрение стремления к творчеству.
(Материалы выступления прилагаются)
2. Слушали:
Ерофеева Наталья Николаевна, педагог-психолог МАДОУ детский сад № 72, рассказала о современных подходах к реализации технологий личностно-ориентированного обучения в ДОУ, отметила важность развития партнёрских отношений педагогов с родителями. Подчеркнула, что личностно-ориентированный подход к воспитанникам необходимо начинать с работы с родителями, учитывая индивидуальные особенности детей. Организация взаимодействия с семьей – трудная работа, требующая интуиции, терпения и умения педагога быть профессиональным помощником. Наталья Николаевна познакомила коллег с классификацией поведенческих особенностей трудных в общении людей и с приемами создания эффективного партнерского общения.
(Материалы выступления прилагаются)
3. Слушали:
Колесник Дарья Андреевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 18, отметила, что дифференцированный подход в образовании ориентирован на ребенка, ищет пути удовлетворения познавательных потребностей, решает проблемы развития и поддержки. Дифференцированный подход к коррекционно-логопедическому воздействию создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей, индивидуализирует учебный процесс. Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения позволяет разделить группу детей на подгруппы, различающиеся по содержанию, методам и организационным формам обучения. Состав подгрупп может меняться в зависимости от учебной задачи. Подчеркнула, что дифференцированный подход состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы и необходим на всех этапах обучения.
(Материалы выступления прилагаются)
4. Слушали:
Семенцова Елена Евгеньевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 50, подробно рассказала о методах и приёмах реализации личностно-ориентированного подхода в коррекционной работе. Предложила рекомендации к занятиям с использованием личностно-ориентированной системы обучения, обозначив целями коррекцию психологических состояний, отражение субъектного опыта детей, создание атмосферы заинтересованности, обсуждение в конце занятия не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, изучение различных способов выполнения заданий. Подчеркнула важность опоры на субъективный опыт ребенка, знание психофизических особенностей, необходимость выступать в роли равноправных партнеров.
5. Слушали:
Москвина Александра Викторовна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 16, познакомила коллег с технологией «Говорящая среда» как средством личностно-ориентированного обучения. Сообщила, что дети с речевыми нарушениями зачастую тревожны, плохо адаптируются, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены. В связи с этим были рассмотрены технологии, направленные на развитие индивидуальных качеств личности, самостоятельности, инициативности и активности. Одной из таких технологий является «Говорящая среда». Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду - одно из главных условий функционирования ДОУ. Правильно организованная среда позволяет ребёнку проявлять свои способности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в уверенности в себе, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Александра Викторовна отметила, что благодаря «говорящей среде» воспитанники проявляют активность и инициативность, осознают свою значимость. Педагогам данная технология предоставляет возможность для творческой самореализации и организации личностно-ориентированного обучения.
(Материалы выступления прилагаются)
смотреть по ссылке
6. Слушали:
Тюхматьева Ирина Васильевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 34, раскрыла особенности реализации личностно-ориентированного подхода через проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР. Сообщила, что к личностно-ориентированным технологиям относятся: исследовательская, коммуникативная, имитационного моделирования, психологическая деятельностная, рефлексивная. Интегральная технология объединяет все эти особенности. Ярким примером является проектная деятельность, стимулирующая интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение знаниями и предусматривающим решение проблем, показывающим практическое применение полученных знаний. В качестве примера Ирина Васильевна привела проект «Фруктовый микс», в результате которого дети расширили знания о фруктах, их пользе, пополнили эмоциональную и «деятельную» память, овладели навыками словообразования и словоизменения, умением грамматически правильно оформлять речь.
(Материалы выступления прилагаются)
- Слушали:
Кружалина Евгения Васильевна, руководитель методического объединения учителей-логопедов, подвела итоги заседания. Она отметила эффективность информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности начинающих специалистов. Подчеркнула важность и актуальность представленных методов и приемов работы учителя-логопеда по реализации личностно-ориентированного обучения и дифференцированного подхода в коррекционно-образовательной работе.
Рекомендации учителям-логопедам:
1. Подробно рассмотреть особенности реализации технологии личностно-ориентированного обучения и дифференцированного подхода в соответствии с ФГОС ДО.
2. Разработать систему методов и приемов коррекционной работы с учётом задач личностно-ориентированного обучения в условиях комбинированной группы.
3. В коррекционно-образовательной и консультативной деятельности использовать представленные методики и формы работы.
Руководитель ММО учителей-логопедов _______________ Е.В. Кружалина
Методист МКУ ОМЦ _______________ Е.В. Попова