Протокол № 2
методического совещания
заместителей заведующих ДОУ по воспитательно-образовательной работе
дошкольных образовательных учреждений БМР
Дата проведения: 19.12.2023 г.
Место проведения: МАДОУ детский сад № 24
Количество участников: 28 человек
Тема: «Макет как средство развития детской инициативы и познавательной активности дошкольников».
Регламент работы:
I часть
Вступление
Макетирование в детском саду.
Попова Е.В., методист МКУ ОМЦ
Методические рекомендации
1. Макетирование как средство стимулирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Сергеева Нонна Викторовна, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе МАДОУ детский сад № 24
Опыт работы
1. Развитие познавательной активности детей с использованием авторское игрового макета «Дорогами сказок».
Меренкова Юлия Николаевна,учитель-дефектологПыресева Марина Андреевна, Денежкина Мария Ивановна,воспитатели
Исаева Виктория Николаевна,учитель-логопед МАДОУ детский сад № 24
2. Игровое пособие – макет по правилам дорожного движения.
Кузнецова Людмила Владимировна,старший воспитатель МАДОУ детский сад № 5
3. Использование макета «Природный мир» в экологическом воспитании дошкольников.
Маслова Светлана Викторовна, учитель-логопед, Абрамова Светлана Юрьевна,Красовская Наталья Викторовна,воспитатели
Шашина Светлана Юрьевна, учитель-дефектолог МАДОУ детский сад № 24
4. Развитие речи дошкольников посредством макета «Чудо-дерево «Времена года».
Ружанская Екатерина Ивановна, учитель-логопед,;Головина Елена Викторовна,Рябова Юлия Игоревна,воспитатели МАДОУ детский сад № 24
5. Макет-модель «Жилой комплекс на Волжской» - ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом.
Шайкина Гульнара Фаргатовна, учитель-логопед; Скворцова Оксана Викторовна,Родмологова Марина Витальевна,воспитатели;
Удачина Мария Евгеньевна,музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 24
Выставка «Макет как часть развивающей предметно-пространственной среды».
Экскурсоводы:
Деринг Роза Сергеевна, Гаврюшина Мария Александровна, Нестерова Татьяна Алексеевна, Шмараева Екатерина Александровна, Ланщикова Ирина Петровна,Чиботарь Анна Сергеевна,
Еремина Галина Александровна,Седова Людмила Сергеевна,воспитатели
Сергеева Нонна Викторовна,старший воспитатель МАДОУ детский сад № 24
II часть
1. Обсуждение цели, задачей и порядка проведения муниципального конкурса наглядных дидактических пособий «Развивающая книга по математике для дошкольников» среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений БМР.
2. Обсуждение тематики, содержания профессиональных конкурсов и площадок представления опыта работы в 2024 году.
Попова Е.В., методист МКУ ОМЦ
Выступления:
1.1. Слушали:
Попова Елена Викторовна, методист МКУ ОМЦ, рассказала о том, что повышение качества дошкольного образования и его эффективности является одной из основных задач в образовательной политике нашего государства. Речь идет не только о качестве подготовки специалистов и повышении квалификации педагогов, но и о развитии эффективной системы воспитания в детском саду. От того, в какой мере система воспитания, ее формы и методы будут органично включены в процесс образовательной деятельности и ориентированы на ее конечный результат, зависят и показатели эффективности работы ДОУ.
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития». В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого и познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.
Для выступления были использованы материалы:
/Макетирование в детском саду / М. Н. Клевцова, С. Ф. Ходеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 36 (170). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/archive/170/45559/.
1.2. Слушали:
Сергеева Нонна Викторовна, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе МАДОУ детский сад № 24, подготовила методические рекомендации по теме «Макетирование как средство стимулирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста».
Коллега напомнила приоритетные направления воспитания обозначенные в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и направления воспитания для ДОО, определенные в ФОП ДО.
Подробно рассказала об организации образовательного пространства, способствующего развитию творческого мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребёнка посредством инновационной педагогической технологии макетирование.
(Материалы выступления прилагаются)
1.2. Обеспечить информационную поддержку педагогов в:
- ознакомлении с материалами методического семинара (материалы размещены в сетевом сообществе педагогических работников г. Балаково и Балаковского района «Росток»);
- просмотре вебинара призёров конкурса «Мир дошкольника – первый опыт–2021» «Макет как средство развития детской инициативы и познавательной активности дошкольников» (из опыта работы педагогов ГБОУ Школ №№ 1506, 283) от 06.11.2021 г.
☑ На вебинаре представлен опыт работы педагогов по созданию и использованию инновационной педагогической технологии - макетирование.
☑ Ведущая:
Суркова Елена Пантелеевна, старший методист ГМЦ ДОНМ.
Ответственные: заместители заведующих ДОУ по воспитательно-образовательной работе
Срок исполнения: до 26.12.2023 г.
1.3. Слушали:
1.3.1. Меренкова Юлия Николаевна, учитель-дефектолог МАДОУ детский сад № 24, представила коллективный опыт работы воспитателей Пыресевой Марины Андреевны, Денежкиной Марии Ивановны и учителя-логопеда Исаевой Виктории Николаевны, по теме «Развитие познавательной активности детей с использованием авторское игрового макета «Дорогами сказок».
Юлия Николаевна представила созданный совместно с коллегами игровой макет «Дорогами сказок». Она рассказала о том, что данный макет используется как дидактическое пособие для ознакомления дошкольников с художественной литературой.
(Материалы выступления прилагаются)
1.3.2. Кузнецова Людмила Владимировна, старший воспитатель МАДОУ детский сад № 5, поделилась опытом работы по формированию основ безопасного поведения детей на улице с помощью игрового макета «Улицы города Балаково».
Коллега представила варианты игр по изучению правил дорожного движения и расширению знаний детей о видах транспорта.
(Материалы выступления прилагаются)
1.3.3. Маслова Светлана Викторовна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 24, обобщила интересный опыт работы воспитателей Абрамовой Светланы Юрьевны, Красовской Натальи Викторовны, учителя-дефектолога Шашиной Светланы Юрьевны по созданию и использованию макета «Природный мир» в экологическом воспитании дошкольников.
Светлана Викторовна рассказала о том, что макет «Природный мир» в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста используется как наглядно-практическое средство познания природного мира. Обратила внимание коллег на простоту и доступность использования данного макета.
В заключительной части выступления Светлана Викторовна констатировала, что в процессе использования данного игрового пособия дети больше узнали о природе родного края.
(Материалы выступления прилагаются)
1.3.4. Ружанская Екатерина Ивановна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 24, совместно с коллегами (воспитатели: Головина Елена Викторовна, Рябова Юлия Игоревна) рассказали о применении макета «Чудо-дерево «Времена года» в образовательной деятельности по развитию речи дошкольников.
Коллеги отметили, что работа с пособием направлена на закрепление знаний детей об окружающем и природном мире, характерных признаках времён года, на расширение активного словаря ребенка. Пособие можно применять для обыгрывания различных тематических сюжетов, сказок. А также может служить фоном для показа мини - спектаклей.
1.3.5. Шайкина Гульнара Фаргатовна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 24, представила вниманию коллег созданный в соавторстве с воспитателями Скворцовой Оксаной Викторовной, Родмологовой Мариной Витальевной и музыкальным руководителем Удачиной Марией Евгеньевной макет-модель «Жилой комплекс на Волжской».
Педагог раскрыла цели, задачи и основные этапы работы по созданию макета. Представила методические материалы по использованию данного пособия в ознакомлении дошкольников с родным городом.
В заключительной части выступления педагог отметила, что макетирование — способствует закреплению представлений об архитектурных образах и исторических объектах родного города, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
Рекомендации:
1.3. Обобщать и представлять опыт работы по реализации части программы, формируемой участниками образовательных отношений по направлению социальное воспитание.
Ответственные: заместители заведующих ДОУ по воспитательно-образовательной работе
- Слушали:
Попова Е.В. поблагодарила заместителей заведующих ДОУ по воспитательно-образовательной работе за большую работу по включению педагогов дошкольных образовательных учреждений в мероприятия и конкурсное движение.
- Слушали:
Попова Е.В. познакомила участников совещания с тематикой и содержанием профессиональных конкурсов и площадок по представлению опыта работы, планируемых в 2024 году.
Заместители заведующих ДОУ по воспитательно-образовательной работе обсудили каждый конкурс, проявили заинтересованность в их организации. Наиболее бурно прошло обсуждение Фестиваля буктрейлеров «Всей семьёй у книжной полки» среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений БМР.
Все, предлагаемые конкурсы и мероприятия по пре<