Протокол № 1
заседания методического объединения учителей-логопедов
муниципальных дошкольных образовательных учреждений БМР
Дата проведения: Присутствовали:
30.08.2024 г. 51 человек
Тема: «Современные формы организационно-методической и консультативной деятельности учителя-логопеда»
Регламент работы:
1. Единое образовательное пространство: новые возможности для обучения и воспитания.
Попова Е.В., методист МКУ ОМЦ
2. Нормативно-правовые аспекты взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ.
Кружалина Евгения Васильевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 72
3. Организация работы специалистов с семьёй в ДОУ.
Денисова Диана Владимировна, Тетюхина Ольга Алексеевна, учителя-логопеды МАДОУ детский сад № 33
4. Заочные конкурсные мероприятия как современное средство в работе с родителями воспитанников.
Ермолаева Алеся Александровна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №56
5. Участие в конкурсах педагогического мастерства как фактор профессионального роста учителя-логопеда.
Кагакова Марина Александровна,учитель-логопед МАДОУ детский сад № 38
6. Подведение итога заседания методического объединения.
Выступления:
1. Слушали:
Попова Елена Викторовна, методист МКУ ОМЦ, познакомила педагогов с приоритетами и направлениями государственной политики в сфере дошкольного образования. Сообщила, что определяет единство образовательного пространства дошкольного образования: Концепция развития дошкольного образования до 2030 года, Федеральная образовательная программа дошкольного образования,
Федеральная рабочая программа воспитания, единые ценности и национально-культурные традиции, социальная общность и устойчивые межпоколенческие связи. Отметила, что в приоритете находится обеспечение устойчивого экономического и социального развития Российской Федерации; укрепление государственного, культурно-ценностного и экономического суверенитета; увеличение численности населения страны и повышение уровня жизни граждан, основываясь на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и принципах патриотизма, приоритета человека, социальной справедливости и равенства возможностей; обеспечение безопасности государства и общественной безопасности, открытость внешнему миру;
экономическое развитие, основанное на честной конкуренции, предпринимательстве и частной инициативе; высокая эффективность и технологичность. Познакомила педагогов с направлениями муниципальной методической работы, планом методических мероприятий регионального и федерального уровня в 2024-25 учебном году.
2. Слушали:
Кружалина Евгения Васильевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 72, в своем выступлении подробно рассмотрела основные направления развития и совершенствования единого образовательного пространства, закреплённые в Стратегии развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года. Обратила внимание коллег, что Стратегия ориентирована на обновление системы специального и инклюзивного образования лиц с ОВЗ. Познакомила с задачами и направлениями развития существующей образовательной системы. Отметила, что учителям-логопедам, работающим в системе дошкольного образования, важным будет подробнее рассмотреть в качестве направления развитие ранней коррекционной помощи и развитие дошкольного образования. Это направление позволит принципиально изменить стартовые возможности и детей группы риска, и детей с ОВЗ на всех последующих этапах образования. Требуется разработка категории «особые образовательные потребности» в отношении семьи ребенка, доступное технологичное, научно-методическое и информационное обеспечение семьи как полноправного участника образовательного процесса. Требуется определение и описание ее взаимодействия с другими участниками процесса и при этом ясное разграничение сфер ответственности и компетенций специалистов ДОУ и близких ребенка с ОВЗ. Обратила внимание, что идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, ссылки на которые были представлены в презентации.
(Материалы выступления прилагаются)
3. Слушали:
Тетюхина Ольга Алексеевна и Денисова Диана Владимировна, учителя-логопеды МАДОУ детский сад № 33, рассказали о формах коллективной, индивидуальной и наглядной работы учителя-логопеда с родителями воспитанников с ТНР. В ходе выступления они отметили, что при взаимодействии с семьей ребенка с речевыми нарушениями и предлагая различные формы и методы обучения, логопед должен учитывать, что это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребёнку. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Тетюхина О.А. подчеркнула, что значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение.
(Материалы выступления прилагаются)
4. Слушали:
Ермолаева Алеся Александровна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 56, в своем выступлении сообщила, что проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. В связи с этим отметила, что одним из важных направлений в деятельности педагога является работа с семьёй, вовлечение ее в проектную и конкурсную деятельность. Такое взаимодействие с родителями позволяет включить их в воспитательно-образовательный процесс. Алеся Александровна представила коллегам заочные формы организации общения, которые призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование заочных форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, и в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Подчеркнула, что использование заочных конкурсных мероприятий в работе с родителями позволяет сформировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей, обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, развивать у детей и родителей интерес к совместной деятельности и времяпровождению, стимулировать родителей к активному сотрудничеству с педагогами.
5. Слушали:
Кагакова Марина Александровна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 38, призёр регионального конкурса профессионального мастерства «Дефектолог года» в номинации «Учитель-логопед», познакомила коллег с особенностями организации и подготовки к участию в конкурсе. Марина Александровна отметила, что развитие конкурсного движения является важным направлением в профессиональном развитии каждого педагога. На сегодняшний день существуют возможности реализовать свой творческий потенциал не только в стенах своего образовательного учреждения, но и за его пределами, на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях. Подчеркнула, что участие в конкурсах создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагога, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению.
Попова Елена Викторовна, методист МКУ ОМЦ, подвела итоги заседания методического объединения. Отметила эффективность созданного информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности начинающих специалистов. Подчеркнула важность актуализации и закрепления основных аспектов организации работы учителя-логопеда с семьями воспитанников с ОВЗ.
Рекомендации учителям-логопедам:
1. Организовать единое образовательное пространство семьи и детского сада с опорой на нормативно-правовые аспекты взаимодействия.
2. Изучить Стратегию развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года в рамках работы по самообразованию.
4. В коррекционно-образовательной и консультативной деятельности использовать модели и формы эффективного взаимодействия с семьями воспитанников с ТНР.
Руководитель факультатива для
учителей-логопедов: Е.В. Кружалина
Методист МКУ ОМЦ: Е.В. Попова