Протокол № 1
заседания факультатива «Основы мастерства»
для начинающих учителей-логопедов
муниципальных дошкольных образовательных учреждений БМР
Дата проведения: Присутствовали:
25.10.2023 г. 27 человек
Тема: «Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФАОП ДО»
Регламент работы:
- Организация работы учителя-логопеда с детьми с ТНР в условиях реализации ФАОП ДО.
Кружалина Евгения Васильевна,
учитель-логопед
МАДОУ Детский сад № 72
- Документация учителя-логопеда ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Арутюнян Оксана Александровна,
учитель-логопед
МАДОУ Детский сад № 13
3. Мониторинг развития речи детей с ТНР в группе компенсирующей направленности.
Краснолуцкая Людмила Владимировна,
учитель-логопед
МАДОУ Детский сад № 12
Наумова Евгения Александровна,
учитель-логопед
МАДОУ Детский сад № 8
5. Подведение итога заседания факультатива «Основы мастерства»
Кружалина Евгения Васильевна,
учитель-логопед
МАДОУ Детский сад № 72
Выступления:
1. Слушали:
Кружалина Евгения Васильевна, учитель-логопед ДОУ № 72, познакомила педагогов с планом заседаний факультатива в 2023-24 учебном году. Обратила внимание коллег на необходимость эффективной организации коррекционно-образовательного процесса в условиях реализации ФАОП ДО. Отметила, что профессиональная деятельность учителя-логопеда в свете требований ФГОС и ФАОП ДО направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений.
Евгения Васильевна подчеркнула важность реализации таких задач, как выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ; формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии; обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
(Материалы выступления прилагаются)
2. Слушали:
Арутюнян Оксана Александровна, учитель-логопед ДОУ № 13, в своем выступлении подробно рассмотрела вопросы ведения документации учителя-логопеда. Продемонстрировала примеры заполнения документации и предложила к обсуждению вариант составления календарно-тематического планирования коррекционно-образовательной и консультативно-профилактической деятельности логопеда в детском саду.
В заключительной части выступления отметила, что наличие основных видов документации является обязательным условием работы учителя-логопеда. Правильность ведения документации является одним из критериев оценки профессиональной компетентности логопеда. Также - это позволяет эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения дошкольников с учетом речевых нарушений, психофизиологических особенностей и четко фиксировать этапы логопедического сопровождения.
3. Слушали:
Краснолуцкая Людмила Владимировна, учитель-логопед ДОУ № 12, рассказала о том, что для эффективной работы по преодолению общего недоразвития речи необходима система проведения мониторинга индивидуальных показателей развития речи детей с ТНР. Проблема своевременной и объективной диагностики речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста связана с установлением вида, этиологии и механизмов формирования того или иного нарушения, ее решение способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.
Людмила Владимировна обратила внимание коллег на важность реализации таких задач коррекционно-диагностического направления, как создание соответствующей технологии мониторинговых процедур; определение путей, средств, методов и приемов, которые обеспечат высокий уровень качества обучения детей; использование результатов мониторинга для совершенствования образовательного процесса.
Затем представила опыт применения психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста Е.А. Стребелевой.
Учителя-логопеды отметили комплексный подход и возможность всестороннего обследования речевого развития дошкольника с ТНР по данной методике.
(Материалы выступления прилагаются)
4. Слушали:
Наумова Евгения Александровна, учитель-логопед ДОУ № 8, рассказала о комплексном сопровождении в дошкольном образовательном учреждении ребенка с нарушениями в развитии.
Отметила, что систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
Далее Евгения Александровна провела практикум по использованию модели взаимодействия педагогов в группе компенсирующей направленности.
(Материалы выступления прилагаются)
5. Слушали:
Кружалина Евгения Васильевна, руководитель факультатива, подвела итоги заседания. Отметила эффективность созданного информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности начинающих специалистов. Подчеркнула важность актуализации и закрепления основных аспектов организации работы учителя-логопеда с детьми с ТНР.
Рекомендации учителям-логопедам:
1. Использовать в профессиональной деятельности систему мониторинга речевого развития дошкольников с ТНР в соответствии с ФГОС и ФАОП ДО.
2. Разработать структуру календарно-тематического планирования с учётом представленных рекомендаций.
3. В коррекционно-образовательной и консультативной деятельности использовать модель эффективного взаимодействия с воспитателями и специалистами группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Руководитель факультатива для
учителей-логопедов: Е.В. Кружалина
Методист МКУ ОМЦ: Е.В. Попова