Протокол № 1
заседания муниципального методического объединения учителей-дефектологов
муниципальных дошкольных образовательных учреждений БМР
Дата проведения: Присутствовали:
29.08.2023 г. 21 человек
Регламент работы:
- Государственная политика в сфере дошкольного образования: пути реализации.
Попова Елена Викторовна, методист МКУ ОМЦ
Мухортова Наталья Николаевна,заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе МАДОУ детский сад № 1
Уланова Людмила Петровна,учитель-дефектолог МАДОУ детский сад № 1
Горылёва Екатерина Владимировна, учитель-дефектолог МАДОУ детский сад № 1
Кулагина Мария Константиновна, учитель-дефектолог МАДОУ детский сад № 5
6. Подведение итога заседания методического объединения учителей-дефектологов
Уланова Людмила Петровна, учитель-дефектолог МАДОУ детский сад № 1
Выступления:
1. Слушали:
Попова Е.В., методист МКУ ОМЦ, начала заседание с ключевых моментов Государственной политики в сфере дошкольного образования.
Елена Викторовна напомнила коллегам, что 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Соответствующий указ подписал президент Российской Федерации Владимир Путин. Решение принято в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность (документ размещен на Официальном интернет-портале правовой информации).
В продолжение своего выступления Елена Викторовна отметила, что с 1 сентября 2023 года в законодательстве, регулирующем деятельность педагогов, произойдут важные изменения – все детские сады РФ должны перейти на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 г.
Основная цель данного нововведения – создание единого образовательного пространства, повышение качества образования. Федеральная программа конкретизирует содержательное наполнение и действия педагога по отношению к детям.
Вступает в силу новая федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования, которая была утверждена Министерством просвещения РФ 24 ноября 2022 года Приказом № 1022.
Цель ФАОП ДО - обеспечить условия для дошкольного образования, которые определяются общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.
Вступит в силу приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196, которым утвержден новый порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Новый нормативно-правовой акт является обязательным к применению и устанавливает ряд новых требований к аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности и к аттестации педагогов в целях установления первой и высшей квалификационной категории, а также вводит новые квалификационные категории – «педагог-методист» и «педагог-наставник» и устанавливает правовые положения для аттестации в целях установления данных категорий.
Елена Викторовна, делая обзор основных событий в образовании, рассказала о том, что в мае 2023 года в Комитете Государственной Думы Российской Федерации по просвещению состоялся круглый стол по вопросам дошкольного образования, на нем был представлен проект Концепции развития дошкольного образования на период до 2030 года.
В документе определены цели, задачи и приоритетные направления развития дошкольного образования в России на период до 2030 года.
Проект концепции подготовлен Департаментом государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России и лабораторией дошкольного образования Института возрастной физиологии Российской академии образования при активном участии специалистов органов управления в сфере образования, педагогических работников дошкольных образовательных организаций, работников дополнительного профессионального образования, представителей педагогических учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных работников.
Одним из важных событий для руководителей и педагогов образовательных организаций, отметила Елена Викторовна, является состоявшейся 26 августа 2023 года областной образовательный форум «PRO. Образование 64. Векторы развития». В рамках Областного образовательного форума участники обсудили основные направления реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне и приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
Методист напомнила о том, что 22 августа 2023 года в городе Москве, в концертном зале «Крокус Сити Холл» в очном формате состоялся Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 4.0».
Организаторы Форума, Международная педагогическая академия дошкольного образования, Ассоциация развития качества дошкольного образования, Общественная палата Российской Федерации, программу Форума выстроили в соответствии с актуальными направлениями государственной политики в области образования и задачами национального проекта «Образование». Форум прошел при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, Российской академии образования, Российской академии наук, Российского психологического общества, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Общероссийского профсоюза образования и других общественных и государственных структур.
Мухортова Наталья Николаевна, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе ДОУ № 1, рассказала о направлениях и задачах коррекционно-развивающей работы: «В соответствии с ФАОП ДО ОВЗ организации разрабатывают собственные адаптированные основные образовательные программы для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития). При разработке разделов, которые отсутствуют в ФАОП, можно использовать разработанные ранее примерные программно-методические материалы не противоречащие ФАОП и другим нормативным документам», – констатировала Наталья Николаевна. (Материалы выступления прилагаются) «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы»
3. Слушали:
Уланова Людмила Петровна, учитель-логопед ДОУ № 1, представила методические рекомендации по теме: «Новые акценты и позиции образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в рамках новых требований в ФАОП».
Людмила Петровна рассказала о том, что ФАОП разработана в соответствии с ФГОС, имеет статус нормативного документа и обязательна к исполнению. Данная Программа определяет единые для РФ базовые объем и содержание ДО и планируемые результаты (целевые ориентиры).
Затем руководитель ММО, предложила коллегам обсудить организационный раздел программы, содержащий психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. Участники заседания рассмотрели особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, материально-технических условия, федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников и федеральную рабочую программу воспитания.
(Материалы выступления прилагаются)
«Новые акценты и позиции образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в рамках новых требований в ФАОП»
4. Слушали:
Горылёва Екатерина Владимировна, учитель-дефектологов МАДОУ детский сад № 1, представила вниманию коллег выступление по теме «Современные подходы и принципы формирования развивающей предметно-пространственной среды в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОО в соответствии с ФАОП».
Екатерина Владимировна рассказала о том, что в соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Педагог отметила, что коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно-развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты коррекционной работы зависят от многих факторов, и немаловажным условием успешной коррекции нарушений детей, является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в кабинете учителя-дефектолога дошкольного учреждения.
В детском саду компенсирующей направленности кабинет учителя-дефектолога представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Специалисту рекомендуется разделить кабинет на определенные зоны, создать для ребенка атмосферу уюта, отвечающей требованиям необходимости и достаточности в оснащении пособий, игр, тренажеров. В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать воспитанников на учебную деятельность. Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога отвечает основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Поэтому при выборе оснащения, оборудования, пособий и др. в детском саду учитываются особые образовательные потребности ребенка.
(Материалы выступления прилагаются)
Кулагина Мария Константиновна, учитель-дефектолог ДОУ № 5, рассказала о содержании основных задач и направлений деятельности регионального методического актива на территории области.
Региональный методический актив представляет собой профессиональное сообщество, состоящее из:
— педагогических работников Саратовской области, имеющих высшую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, стабильно высокие результаты у обучающихся;
— руководителей методических объединений, советов, образовательных организаций;
— экспертов региональных предметных комиссий ЕГЭ и ОГЭ;
— тьюторов и наставников;
— лидеров профессиональных сообществ и ассоциаций, обладающих профессиональными компетенциями педагогического работника, обеспечивающими выполнение функций наставника, тьютора, консультанта, эксперта, фасилитатора, супервизора профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, на основе индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных дефицитов.
Целями деятельности регионального методического актива являются:
поддержка профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров Саратовской области через фасилитацию переноса приобретенных (усовершенствованных) профессиональных компетенций педагогического работника в ежедневную педагогическую и управленческую практику;
содействие внедрению моделей «горизонтального обучения» педагогических работников и управленческих кадров Саратовской области:
участие в апробации и внедрении инновационных форм методической работы, менторства, наставничества, деятельности профессиональных сообществ, профессиональных ассоциаций, клубов и методических объединений, направленных на освоение и совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров Саратовской области;
оказание методической поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.
Далее коллега провела обзор по итогам заседания регионального методического актива: социально-психологическая служба.
6. Слушали:
Уланова Людмила Петровна, руководитель ММО учителей-дефектологов, познакомила коллег с целью, задачами и планом работы ММО учителей-дефектологов на 2023-2024 учебный год. Подвела итоги заседания и ответила на текущие вопросы.
С рекомендациями учителям-дефектологам можно познакомиться по ссылке
Руководитель методического объединения
учителей-дефектологов: Л.П. Уланова
Методист МКУ ОМЦ: Е.В. Попова