Протокол № 1
проведения муниципального методического объединения
учителей-логопедов
муниципальных дошкольных образовательных учреждений БМР
Дата проведения: Присутствовали:
28.08.2023 г. 53 человека
Тема: «Коррекционно-развивающая среда в ДОУ: адаптация и социализация детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (с опорой на ФАОП)»
Регламент работы:
- Государственная политика в сфере дошкольного образования: пути реализации.
Попова Елена Викторова, методист МКУ ОМЦ
- Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие обучающихся с ЗПР. Асанова Наталья Анатольевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 2
- Особенности организации работы учителя-логопеда с детьми с ТНР. Савлова Полина Сергеевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 2
4. Актуальные вопросы обследования и подготовки документов на детей, направляемых на ТПМПК
Мусаева Екатерина Александровна, Руководитель ТПМПК г. Балаково
5. Профессиональные конкурсы как средство повышения педагогической компетентности учителя-логопеда. Асанова Наталья Анатольевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 2
6. Подведение итога заседания методического объединения учителей-логопедов. Попова Елена Викторовна, методист МКУ ОМЦ
Выступления:
1. Слушали:
Попова Елена Викторовна, методист МКУ ОМЦ, начала заседание с характеристики ключевых направлений развития российского образования.
Елена Викторовна напомнила коллегам, что 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Соответствующий указ подписал президент Российской Федерации Владимир Путин. Решение принято в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность (документ размещен на Официальном интернет-портале правовой информации).
В продолжение своего выступления Елена Викторовна отметила, что с 1 сентября 2023 года в законодательстве, регулирующем деятельность педагогов, произойдут важные изменения – все детские сады РФ должны перейти на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 г.
Основная цель данного нововведения – создание единого образовательного пространства, повышение качества образования. Федеральная программа конкретизирует содержательное наполнение и действия педагога по отношению к детям.
Вступает в силу новая федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования, которая была утверждена Министерством просвещения РФ 24 ноября 2022 года Приказом № 1022.
Цель ФАОП ДО - обеспечить условия для дошкольного образования, которые определяются общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.
Вступит в силу приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196, которым утвержден новый порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Новый нормативно-правовой акт является обязательным к применению и устанавливает ряд новых требований к аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности и к аттестации педагогов в целях установления первой и высшей квалификационной категории, а также вводит новые квалификационные категории – «педагог-методист» и «педагог-наставник» и устанавливает правовые положения для аттестации в целях установления данных категорий.
Елена Викторовна, делая обзор основных событий в образовании, рассказала о том, что в мае 2023 года в Комитете Государственной Думы Российской Федерации по просвещению состоялся круглый стол по вопросам дошкольного образования, на нем был представлен проект Концепции развития дошкольного образования на период до 2030 года.
В документе определены цели, задачи и приоритетные направления развития дошкольного образования в России на период до 2030 года.
Проект концепции подготовлен Департаментом государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России и лабораторией дошкольного образования Института возрастной физиологии Российской академии образования при активном участии специалистов органов управления в сфере образования, педагогических работников дошкольных образовательных организаций, работников дополнительного профессионального образования, представителей педагогических учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных работников.
Одним из важных событий для руководителей и педагогов образовательных организаций, отметила Елена Викторовна, является состоявшейся 26 августа 2023 года областной образовательный форум «PRO. Образование 64. Векторы развития». В рамках Областного образовательного форума участники обсудили основные направления реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне и приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
Методист напомнила о том, что 22 августа 2023 года в городе Москве, в концертном зале «Крокус Сити Холл» в очном формате состоялся Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 4.0».
Организаторы Форума, Международная педагогическая академия дошкольного образования, Ассоциация развития качества дошкольного образования, Общественная палата Российской Федерации, программу Форума выстроили в соответствии с актуальными направлениями государственной политики в области образования и задачами национального проекта «Образование». Форум прошел при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, Российской академии образования, Российской академии наук, Российского психологического общества, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Общероссийского профсоюза образования и других общественных и государственных структур.
Асанова Наталья Анатольевна, учитель-логопед ДОУ № 2, представила вниманию коллег методические рекомендации по теме «Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие обучающихся с ЗПР». Наталья Анатольевна рассказала о том, что отмечается увеличение числа детей с задержкой психического развития, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Дети с ЗПР могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и правильно организованного обучения и воспитания, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.
В ходе заседания учителя-логопеды рассмотрели особенности развития ребенка с ЗПР, причины возникновения и типы задержки психического развития.
(Материалы выступления прилагаются)
«Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие обучающихся с ЗПР»
3. Слушали:
Савлова Полина Сергеевна, учитель-логопед ДОУ № 2, представила вниманию коллег опыт организации работы с детьми с ТНР. Коллега рассказала о том, что в группе для детей с ТНР работают разные специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели. Успех корекционно-воспитательной работы в специализированной логопедической группе определяется строго продуманной системой, тесным взаимодействием всех участников образовательного процесса. Полина Сергеевна отметила, что трудность в работе с детьми с ТНР связана и с тем, что у многих детей отмечается сложная структура дефекта. У большинства детей проявляются психоневрологические и соматические расстройства, пониженная сопротивляемость к различным инфекциям, аллергическим реакциям, к хроническим заболеваниям внутренних органов. Поэтому большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия.
(Материалы выступления прилагаются) «Особенности организации работы учителя-логопеда с детьми с ТНР»
4. Слушали:
Мусаева Екатерина Александровна, руководитель ТПМПК г. Балаково, рассказала об организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников в условиях реализации практики инклюзивного образования. Представила подходы к определению понятия «сопровождение», принципы, компоненты и уровни психолого-педагогического сопровождения. Раскрыла механизм, этапы и содержание деятельности психолого-медико-педагогического консилиума при сопровождении дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
В заключительной части заседания ответила на вопросы коллег по обследованию и подготовке документов на детей, направляемых на ТПМПК.
Асанова Наталья Анатольевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 2, поделилась с коллегами опытом участия в областном конкурсе профессионального мастерства – «Учитель-дефектолог года» в номинации «Логопед года», где она заняла второе место.
Наталья Анатольевна рассказала о том, что конкурс проводился в целях повышения карьерного, профессионального и личностного роста учителей-дефектологов, поддержки инновационных разработок и технологий в организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
В конкурсе приняли участие 15 учителей-дефектологов образовательных организаций из 5 муниципальных районов Саратовской области.
В заключительной части выступления коллега отметила, что подготовка к конкурсу профессионального мастерства является творческим процессом. Педагог анализирует свою деятельность, что удалось, чем можно поделиться, какие возникают трудности. Систематизирует свой педагогический опыт, работает с документами, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.
Такие конкурсы выявляют уровень профессионализма каждого участника, способствуют профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему творческому развитию и способствуют выявлению творческих, инициативных педагогов.
6. Слушали:
Попова Е.В., методист МКУ ОМЦ подвела итоги заседания и ответила на текущие вопросы.
С рекомендациями учителям-логопедам можно познакомиться по ссылке
Руководитель методического объединения учителей-логопедов: Г.Ф. Шайкина
Методист МКУ ОМЦ: Е.В. Попова