Протокол № 3
заседания факультатива «Основы мастерства»
для начинающих учителей-логопедов
муниципальных дошкольных образовательных учреждений БМР
Дата проведения: Присутствовали:
29.02.2024 г. 23 человека
Тема: «Проблемы коррекции звукопроизносительной стороны речи и пути их преодоления»
Регламент работы:
Вступление.
Морозова Надежда Александровна, заведующий МАДОУ Детский сад № 72
Основная часть.
- Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Чугунова Оксана Леонидовна, учитель-логопед МАДОУ Детский сад № 16
- Приемы постановки и автоматизации звуков с использованием балансировочных дисков и балансиров
Варенцова Наталья Владимировна, учитель-логопед МАДОУ Детский сад № 1
Волкова Екатерина Алексеевна, учитель-логопед МАДОУ Детский сад № 35
- Формирование звуковой культуры речи и готовности к обучению грамоте у детей дошкольного возраста с ТНР посредством авторской игры «Грамотный планшет»
Ермолаева Алеся Александровна, учитель-логопед МАДОУ Детский сад № 56
- Трудности при постановке звука Р и пути их преодоления.
Парфёнова Юлия Владимировна, учитель-логопед МАДОУ Детский сад № 1
Заключение.
Подведение итога заседания факультатива «Основы мастерства»
Кружалина Евгения Васильевна, учитель-логопед МАДОУ Детский сад № 72
Выступления:
1. Слушали:
Морозова Н.А., заведующий МАДОУ Детский сад № 72, обратила внимание учителей-логопедов на важность формирования правильного звукопроизношения как основы развития коммуникативных навыков дошкольников. Сообщила, что одной из основных функций речи является общение, обобщение и регуляция. Коммуникативные и обобщающие функции речи тесно связаны: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и понимает ее. Коммуникативные навыки считаются необходимым условием формирования личности, что выражается в процессе общения. Влияние общения и его положительное влияние на все аспекты психической жизни ребенка можно наблюдать. В дошкольном возрасте общение является основным условием общего интеллектуального развития ребенка. Ребенок учится выражать свои желания, контролировать других, устанавливать различные типы отношений и все это, общаясь со сверстником. Отметила, что практически все виды исследований рассматривают эту проблему с двух сторон: общение ребенка со взрослым и со сверстником. Неизменным остается только одно - важность общения в жизни каждого человека.
2. Слушали:
Чугунова Оксана Леонидовна, учитель-логопед, в своем выступлении подробно рассмотрела необходимость системной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обратила внимание коллег на особенности формирования слогового анализа и синтеза у детей. При развитии слогового анализа в речевом аспекте обращается внимание на формирование умения отмечать гласные звуки в слове, усвоение основного правила деления слова на слоги (сколько гласных в слове столько и слогов). При закреплении навыков слогового анализа и синтеза Оксана Леонидовна советует применять следующие примерные задания: повторение слова по слогам, подсчёт количества слогов; определение пропущенного слога в слове с опорой на картинку; составление слова из букв, звуков, из слогов, представленных хаотично; выделение из предложения слов, которые состоят из определённого количества букв, слогов, и т. д..
3. Слушали:
Варенцова Наталья Владимировна, учитель-логопед, сообщила об использовании элементов нейропсихологических методик при постановке и автоматизации звуков в работе логопеда. Данные приемы способствуют снятию нервно-психического напряжения, и коррекции психоэмоциональной сферы. Наталья Владимировна отметила, что логопедические игры с использованием балансировочной доски часто называют мозжечковой стимуляцией. Такие упражнения рекомендуют выполнять для детей, имеющих: проблемы дислексии, дисграфии, трудности в обучении; повышенную отвлекаемость; синдром дефицита внимания и гиперактивности; поведенческие нарушения; нарушение в развитии моторики и осанки. Цель подобных упражнений научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, чтения, концентрацию внимания, математических навыков, стимулировать развитие памяти. Педагоги отметили увеличение количества детей с поведенческими особенностями, для которых данные методики очень актуальны.
(Материалы выступления прилагаются)
4. Слушали:
Волкова Екатерина Алексеевна, учитель-логопед, в своем выступлении раскрыла особенности автоматизации звуков на этапе развития связной речи. Отметила, что процесс автоматизации звуков в связной речи будет осуществляться более успешно при следующих условиях: правильно определена степень тяжести речевого дефекта; соблюдена последовательность этапов в процессе коррекционной работы; тщательно спланированы разнообразные методы и игровые приемы; соблюдены фонетические требования к отбору речевого материала. Екатерина Алексеевна раскрыла особенности работы с чистоговорками, цепным текстом, мнемотаблицами, деформированным текстом.
Ермолаева Алеся Александровна, учитель-логопед, познакомила с использованием авторского пособия «Грамотный планшет» в целях формирования звуковой культуры речи и готовности к обучению грамоте у детей дошкольного возраста с ТНР. Отметила его вариативность и многофункциональность в логопедической работе с детьми. Данная форма работы является эффективной подготовкой к обучению грамоте, так как задействует различные анализаторные системы. За счёт красочности и актуальности оформления в виде планшета у детей поддерживается интерес, высокий уровень мотивации к логопедическим занятиям.
Парфёнова Юлия Владимировна, учитель-логопед, познакомила коллег со способами преодоления трудностей при постановке звука Р. Сообщила о причинах нарушений сонорных звуков, в частности звука Р. На примерах из практики показала эффективность средств и методов работы по постановке этого звука. Обозначила трудности вызывания звука и закрепления нормативного звучания в речи ребенка. Особое внимание уделила артикуляционным и дыхательным упражнениям, способствующим выработке целенаправленной воздушной струи необходимой силы и длительности.
7. Слушали:
Кружалина Евгения Васильевна, учитель-логопед, предложила педагогам практические задания в малых группах, на практике оценивая эффективность обсуждаемых приемов и технологий в коррекционно-логопедической работе. Учителя-логопеды отметили, что предложенные формы работы по формированию звукопроизношения облегчают специалисту работу с ребенком, превращая процесс постановки и автоматизации звуков в интересную игру, а детям приносит больше радости и интереса от занятий. Евгения Васильевна подвела итоги заседания факультатива. Подчеркнула важность актуализации и закрепления основных аспектов работы по формированию звукопроизносительной стороны речи детей с ТНР.
Рекомендации учителям - логопедам:
1. Использовать в профессиональной деятельности элементы нейропсихологических методик при постановке и автоматизации звуков в работе логопеда.
2. В системе коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха учесть рекомендации по совершенствованию слогового анализа и синтеза слов.
3. В коррекционно-образовательной деятельности использовать систему представленных приемов и методов по автоматизации звуков в связной речи у детей с ТНР.
Руководитель факультатива для
учителей-логопедов: Е.В. Кружалина
Методист МКУ ОМЦ: Е.В. Попова