Протокол № 3
заседания творческой группы для воспитателей старших групп
муниципальных дошкольных образовательных учреждений БМР
Дата проведения: Присутствовали:
18.04.2024 г. 17 человек
ТЕМА: |
«Современные подходы к формированию основ инженерного мышления у старших дошкольников».
Регламент работы:
1. Современные подходы к формированию предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
Варичева Светлана Анатольевна,
воспитатель МАДОУ детский сад № 18
2. Педагогические технологии инженерного мышления у старших дошкольников.
Наговицына Елена Валентиновна,
воспитатель МАДОУ детский сад № 18
3. Робототехника как элемент STEM-технологии в развитии инженерного мышления у дошкольников.
Келлер Елена Владимировна,
воспитатель МАДОУ детский сад № 65
4. Влияние конструирования и моделирования на развитие речи детей с ОНР.
учитель-логопед
МАДОУ детский сад № 18
5. Подведение итога заседания творческой группы.
Попова Е.В., методист МКУ ОМЦ
Выступления:
1. Слушали:
Руководитель творческой группы Варичева Светлана Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад № 18, познакомила коллег с планом заседания творческой группы и привела примеры современных подходов к формированию предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста. Более подробно коллега рассказала о создании в детском саду условий для организации творческой продуктивной деятельности, позволяющие заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки и осуществить начальное инженерно-техническое образование детей дошкольного возраста.
(Материалы выступления прилагаются)
2. Слушали:
Наговицына Елена Валентиновна, воспитатель МАДОУ детский сад № 18 познакомила с педагогическими технологиями по развитию инженерного мышления у старших дошкольников. В ходе выступления Елена Валентиновна обратила внимание коллег на то, что формирование предпосылок инженерного мышления необходимо начинать с дошкольного возраста, так как способность к использованию в мышлении модельных образов закладывается у детей с трех лет. Далее она предложила участникам заседания рассмотреть модель формирования инженерного мышления у дошкольников и обсудить направления работы по созданию РППС.
3. Слушали:
Келлер Елена Владимировна, воспитатель МАДОУ детский сад № 65, подробно рассказала о реализации модуля «Робототехника как элемент STEM-технологии в развитии инженерного мышления у дошкольников». Педагог отметила, что образовательная робототехника – это инструмент, закладывающий прочные основы системного мышления, интеграция информатики, математики, физики, черчения, технологии, естественных наук с развитием инженерного творчества. Одними из самых востребованных в мире современных робототехнических конструкторов, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются линейки конструкторов ArTec Blocks, LEGO WeDo, ROBOTRECK, HUNA. MRT. Эти робототехнические конструкторы в полной мере можно считать образовательными конструкторами, потому что:
– эти конструкторы предлагают огромное количество вариантов конструирования, т.е. они не ограничивают воображение;
– в конструкторах заложена идея усложнения, которая, как правило, обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным и в перспективе сложным;
– наборы по конструированию входят в линейку конструкторов, обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором, в зависимости от возраста детей и задач конструирования;
– конструкторы полноценно несут смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми моделей объектов реальности из деталей конструктора.
Все это способствует формированию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, развитию технического творчества.
(Материалы выступления прилагаются)
4. Слушали:
Никишина Юлия Дмитриевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 18, в практической части заседания продемонстрировала вниманию коллег применение в образовательной и самостоятельной деятельности детей наглядного моделирования.
Коллега рассказала о том, что в качестве моделей и схем она использует стилизованные изображения для обозначения «ключевых слов» основных частей текста и реальных предметов, символы для обозначения частей речи, схемы для обозначения основных признаков описываемых предметов.
В продолжении выступления педагог поделилась опытом использования мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи и заучиванию стихотворений. Пояснив, что при составлении мнемотаблиц для конкретного слова используется соответствующая картинка. Изучая предложенные ему изображения, ребёнок может легко запомнить и воспроизвести нужный текст. При этом информация привязывается не только к самой картинке, но и к ощущениям, которые с ней ассоциируются (цвет, размер, вкус, запах). Все эти ощущения объединяются в ассоциативный ряд, создавая сложные связи между нервными клетками, что способствует запоминанию и воспроизведению информации.
В заключительной части выступления Юлия Дмитриевна констатировала, что применение мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Ускоряется процесс запоминания и усвоения материала, формируются приёмы работы с памятью.
(Материалы выступления прилагаются)
5. Слушали:
Попова Е.В., методист МКУ ОМЦ, подводя итоги заседания отметила, что современному обществу необходим активный, инициативный и креативно мыслящий гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость создать в детском саду благоприятные условия и применять современные подходы к организации образовательного процесса для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству.
Рекомендации воспитателям:
1. С целью самообразования просмотреть серию вебинаров (КРИПКиПРО) по теме: «Формирование основ инженерного мышления дошкольников с использованием робототехники».
Руководитель творческой группы: С.А. Варичева
Методист МКУ ОМЦ: Е.В. Попова