29 февраля 2024 года на базе МАДОУ детский сад № 72 в рамках заседания факультатива «Основы мастерства» для начинающих учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений БМР прошел семинар-практикум по теме «Проблемы коррекции звукопроизносительной стороны речи и пути их преодоления». В работе факультатива приняли участие 23 человека.
Заведующий ДОУ № 72 Морозова Н.А., во вступительном слове поприветствовала участников семинара-практикума и представила вниманию коллег выступление по теме «Формирование правильного звукопроизношения – основа развития коммуникативных навыков дошкольников».
Затем учитель-логопед ДОУ № 16 Чугунова О.Л. рассказала о построении работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Коллега посоветовала применять следующие примерные задания на формирование слогового анализа и синтеза: повторение слова по слогам, подсчёт количества слогов; определение пропущенного слога в слове с опорой на картинку; составление слова из букв, звуков, из слогов, представленных хаотично; выделение из предложения слов, которые состоят из определённого количества букв, слогов.
Использование элементов нейропсихологических методик при постановке и автоматизации звуков продемонстрировала учитель-логопед ДОУ № 1 Варенцова Н.В. Она рекомендовала упражнения с использованием балансиров и балансировочных дисков для детей, имеющих проблемы дислексии, дисграфии, трудности в обучении; повышенную отвлекаемость; синдром дефицита внимания и гиперактивности; поведенческие нарушения; нарушение в развитии моторики и осанки.
Учитель-логопед ДОУ № 35 Волкова Е.А., в своем выступлении раскрыла особенности автоматизации звуков на этапе развития связной речи. Она отметила, что процесс автоматизации звуков в связной речи будет осуществляться более успешно, если правильно определена степень тяжести речевого дефекта, соблюдена последовательность этапов в процессе коррекционной работы, тщательно спланированы разнообразные методы и игровые приемы, соблюдены фонетические требования к отбору речевого материала. Екатерина Алексеевна привела примеры работы с чистоговорками, цепным текстом, мнемотаблицами, деформированным текстом.
Об использовании авторского пособия «Грамотный планшет» рассказала учитель-логопед ДОУ № 56 Ермолаева А.А. Коллега прокомментировала, что данное пособие применяется на занятиях по формированию звуковой культуры речи и обучению грамоте детей с ТНР.
О способах преодоления трудностей при постановке звука Р рассказала учитель-логопед ДОУ № 1 Парфёнова Ю.В. Она подробно остановилась на причинах нарушений сонорных звуков, в частности звука Р. Из практики привела примеры артикуляционных и дыхательных упражнений, способствующих выработке целенаправленной воздушной струи необходимой силы и длительности.
В ходе заседания педагоги выполняли практические задания в форме блиц-опроса «Солнечные лучики», на практике оценили эффективность методов коррекционно-логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения.
В ходе рефлексии участники семинара-практикума отметили, что представленные материалы имеют практическую ценность и будут эффективны в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. |