18 ноября 2020 года на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Тополёк» г. Балаково Саратовской области прошел региональный семинар-практикум «Игровая деятельность + Когнитивная задача = образовательное событие».
На основании письма Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2020 № СК-150/03 «Об усилении санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях» семинар прошел в заочном формате.
В работе семинара приняли участие педагоги из 6 муниципальных районов Саратовской области. Среди них – педагогические и руководящие работники дошкольных образовательных организаций, заместители заведующих по воспитательно-образовательной работе.
В центре внимания участников семинара – образовательное событие, как новый формат совместной детско-взрослой деятельности. Всем известна актуальность вопроса поиска эффективных технологий дошкольного образования, где ребёнок будет увлекательно, интересно с видимым образовательным эффектом проживать своё дошкольное детство.
Свой взгляд на решение этого вопроса представила Куликова А. С., заведующий МАДОУ детский сад № 6, отметив: «Через события преодолевается обыденность и повседневность дошкольной образовательной жизни, и каждое событие – это не случайность, а серьезная, трудная и напряженная работа взрослых по организации специальных условий для детского действия и переживания. Проживая такое событие, ребенок осваивает пространства неизвестного, и получает опыт, осмысленный и осознанный».
Вся команда детского сада - детей, родителей и педагогов – на определенный период погружается то в одну, то в другую большую сюжетно-ролевую игру, взаимодействуя друг с другом. При этом и развивающая среда ДОУ постоянно трансформируется: с участием детей строятся разные социальные модели в зависимости от темы: аэропорт, различные страны, цирк и др. – т.е. организуются специальные условия для детского действия.
Вот и сегодня в детском саду объявлено образовательное событие "Путешествие по разным странам". Детский сад превратился в здание аэропорта, а группы в разные страны: вот покатились чемоданы, и маленькие ножки затопали по аэропорту, дети, вытаскивая из кошелёчка деньги, покупают билеты, печенье и замирают от рёва мотора, сидя в «настоящем самолёте». Все по-настоящему: и загранпаспорт, и виза, и таможенный осмотр, и табло с разным временем вылетов, и стюардессы, и выдача багажа. А по прилету туристы погружаются в разные культуры народов мира, костюмы, традиции. От реальности происходящего захватывает дух даже у взрослых.
Какими знаниями и способами действий должен овладеть ребенок, чтобы участвовать в таком событии? Это некоторые знания о той стране, куда можно отправиться, знания о том, где можно приобрести путевку, какой багаж нужно собрать в дорогу, ориентируясь на погодные условия, как оформить заграничный паспорт, знания о профессиях турагентства, аэропорта, кафе в аэропорту, о взаимоотношениях, которые возникают в рамках темы, т.е. ребенок приобретает все эти знания и умения для игры.
Организаторы семинара поделились опытом работы по использованию технологии образовательного события: разделили два понятии сценарное и спонтанное образовательное событие, раскрыли этапы организации «сценарных» образовательных событий (Шамина Т. С., заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе); доказывали результативность применения этой технологии в деле развития личности ребёнка (Тагирова О. В., педагог-психолог), поделились опытом включения родителей в образовательные события и конструирования родительского поведения, транслирующего детям знания (Горина Юлия Евгеньевна, воспитатель); сделали акцент на особенностях организации образовательного события на разных этапах развития игры дошкольников (Потрясова Н. В., воспитатель); представили участникам видеофрагменты образовательных событий «Цирк», «Путешествие по разным странам», «Ярмарка», «Один день из жизни моей семьи» (Лебедева Е. А., учитель-логопед).
В заключение Алина Сергеевна, заведующий МАДОУ детский сад № 6, отметила: «Нам, как проектировщикам, инициаторам важно видеть, что было до события, а что после. И есть ли вообще, этот «видимый» успех при такой интенсивной работе по поддержке образовательного события дошкольников. И мы видим, что выигрывают все: :выигрывают дети, потому что их жизнь в детском саду интересна, а образовательный процесс мотивированный и естественный для них; выигрывают родители, потому что они видят как развиваются их дети, у них появляется больше доверия к педагогам и детскому саду; выигрывают воспитатели, потому что растет их профессионализм. И благодаря всему этому повышается оценка деятельности дошкольного учреждения». |