проведения муниципального методического
объединения воспитателей дошкольных образовательных учреждений БМР
Дата проведения: Присутствовали:
23.08.2023 г. 42 человека
Тема: «Основная образовательная программа дошкольного образования: пути реализации».
Регламент работы:
1. Государственная политика в сфере дошкольного образования: основные направления и приоритеты.
Попова Елена Викторовна,
методист МКУ ОМЦ
2. Реализация Федеральной образовательной программы ДО: ключевые направления деятельности педагога ДО.
Фролова Ольга Ивановна,
воспиательно-образовательной работе
МАДОУ Центр развития ребенка
3. Современные приоритеты развития дошкольного образовательного учреждения.
Хлебникова Ольга Сергеевна,
заместитель заведующего по
воспиательно-образовательной работе
МАДОУ детский сад № 11
4. Подведение итога заседания методического объединения.
Попова Е.В., методист МКУ ОМЦ
1. Слушали:
Попова Елена Викторовна, методист МКУ ОМЦ, в своем выступлении сделала акцент на то, что Президент РФ Владимир Путин озвучил новые поручения относительно образования в нашей стране, которые должны быть реализованы до 2030 года.
Елена Викторовна сообщила, что с поручениями президента можно ознакомится на официальном сайте Министерства Просвещения.
Также Елена Викторовна напомнила коллегам о том, что 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Соответствующий указ подписал президент Российской Федерации Владимир Путин. Решение принято в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность.
О том, что 2023 год будет посвящен педагогам, Путин объявил еще в 2021 году. «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога», — говорил президент.
Документ размещен на Официальном интернет-портале правовой информации.
Елена Викторовна, делая обзор основных событий в образовании, рассказала о том, что в мае 2023 года в Комитете Государственной Думы Российской Федерации по просвещению состоялся круглый стол по вопросам дошкольного образования, на нем был представлен проект Концепции развития дошкольного образования на период до 2030 года.
В документе определены цели, задачи и приоритетные направления развития дошкольного образования в России на период до 2030 года.
В качестве цели развития дошкольного образования к 2030 году указано создание условий для доступного качественного дошкольного образования, направленного на разностороннее развитие и эмоциональное благополучие детей в контексте единого образовательного пространства России.
Среди задач развития системы дошкольного образования – создание единого открытого образовательного пространства; оптимизация системы управления на всех уровнях; обеспечение доступного качественного образования для детей до восьми лет; создание безопасной образовательной среды для сохранения и укрепления физического, психического здоровья, эмоционального благополучия дошкольников; разработка и внедрение элементов безопасной цифровой образовательной среды.
Проект концепции подготовлен Департаментом государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России и лабораторией дошкольного образования Института возрастной физиологии Российской академии образования при активном участии специалистов органов управления в сфере образования, педагогических работников дошкольных образовательных организаций, работников дополнительного профессионального образования, представителей педагогических учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных работников.
В круглом столе по вопросам дошкольного образования приняли участие представители Минпросвещения России и подведомственного ему Института возрастной физиологии Российской академии образования, а также Рособрнадзора, Всероссийской общественной организации «Воспитатели России» и Национальной родительской ассоциации. В ходе круглого стола проект концепции был поддержан.
В ближайшее время планируется завершить доработку проекта и провести его общественное обсуждение.
Участники круглого стола также обсудили снижение бюрократической нагрузки воспитателей. Вопрос касался перечня документации, который должны подготавливать педагогические работники дошкольного образования. Участники предложили включить в обязательный перечень документации два наименования: журнал наблюдения за ребенком (включая результаты педагогической диагностики, лист адаптации, табель учета посещаемости детей) и план педагогической деятельности с ребенком.
Минпросвещения России совместно с подведомственными организациями проработает вопрос об автоматизированном заполнении форм документов образовательной программы дошкольников в форме «конструктора» для воспитателей.
В продолжение своего выступления Елена Викторовна отметила, что с 1 сентября 2023 года в законодательстве, регулирующем деятельность педагогов, произойдут важные изменения – вступит в силу приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196, которым утвержден новый порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Новый нормативно-правовой акт является обязательным к применению и устанавливает ряд новых требований к аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности и к аттестации педагогов в целях установления первой и высшей квалификационной категории, а также вводит новые квалификационные категории – «педагог-методист» и «педагог-наставник» и устанавливает правовые положения для аттестации в целях установления данных категорий.
Одним из важных событий для руководителей и педагогов образовательных организаций, отметила Елена Викторовна, является запланированный на 26 августа 2023 года областной образовательный форум «PRO. Образование 64. Векторы развития». В рамках Областного образовательного форума участники обсудят основные направления реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне и приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках работы секции №1 «Развитие Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых»: первые шаги и результаты»» будет организована встреча членов регионального отделения «Движение первых», классные руководители.
Методист напомнила о том, что 22 августа 2023 года в городе Москве, в концертном зале «Крокус Сити Холл» в очном формате состоялся Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 4.0».
Организаторы Форума, Международная педагогическая академия дошкольного образования, Ассоциация развития качества дошкольного образования, Общественная палата Российской Федерации, программу Форума выстроили в соответствии с актуальными направлениями государственной политики в области образования и задачами национального проекта «Образование». Форум прошел при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, Российской академии образования, Российской академии наук, Российского психологического общества, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Общероссийского профсоюза образования и других общественных и государственных структур.
В заключительной части выступления методист познакомила участников заседания с конкурсами и проектами, планируемые к проведению в 2023-24 учебном году.
(Материалы выступления прилагаются)
2. Слушали:
Фролова Ольга Ивановна, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе МАДОУ Центр развития ребенка, подготовила методические рекомендации по теме «Реализация Федеральной образовательной программы ДО: ключевые направления деятельности педагога ДО». Ольга Ивановна отметила, что Президент России, определивший образование как важнейшую ценность и важнейший приоритет развития государства, поставил перед Минпросвещения России задачу адаптации образовательной системы к современным условиям. Воспитание детей находится в сфере особого внимания Минпросвещения России. Каждый ребенок должен получить точку входа в большую российскую систему образования, доступ к ее широчайшим возможностям. В связи с этим российская система образования меняется, все изменения основаны на использовании лучшего отечественного опыта.
С 1 сентября 2023 года все детские сады РФ должны перейти на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 г. Основная цель данного нововведения – создание единого образовательного пространства, повышение качества образования.
Введение Федеральной образовательной программы – это естественный переход от Примерной программы к Федеральной. Единое образовательное пространство у нас и до этого было, оно и сейчас регулируется ФГОС дошкольного образования.
Федеральная программа конкретизирует содержательное наполнение и действия воспитателя по отношению к детям. Что касается самих методик реализации этого содержания, то они, естественно, по-прежнему остаются вариативными, регулируются особенностями и возможностями детей, готовностью педагога к реализации разных методик работы.
Также Ольга Ивановна рассказала о том, что на сайте Федерального института развития образования в разделе Навигатор образовательных программ дошкольного образования размещены 23 парциальные программы, из них 4 программы посвящены физическому развитию, 4 – познавательному, одна программа для детей раннего возраста, 2 программы по формированию математических представлений, 4 программы по художественному развитию, 2 программы по подготовке к обучению грамоте, одна по духовно-нравственному развитию, одна по обучению иностранному языку и 4 по социальным коммуникативному развитию.
Педагог отметила, что при составлении своей образовательной программы дошкольного образования педагоги должны использовать не менее 60% Федеральной программы, вариативную часть в которой могут применяться парциальные программы составляет 40%. От педагогов зависит, какие и сколько программ выбрать, как их совместить, сделать процесс образования детей насыщенным, увлекательным, и в тоже время не увеличить нагрузку на ребенка.
3. Слушали:
Хлебникова Ольга Сергеевна, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе МАДОУ детский сад № 11, представила вниманию коллег выступление по теме «Современные приоритеты развития дошкольного образовательного учреждения».
Ольга Сергеевна рассказала о том, что современные условия жизни нацеливают общество на его активное движение, быстрое приспособление к прогрессивному развитию всех отраслевых сфер, а также овладение навыками беспрепятственного межличностного взаимодействия. Поэтому, в плане подготовки подрастающего поколения определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общества, готового к постоянному преобразованию, созданию чего-то нового и неповторимого на основе сформированных ключевых компетенций. Такое возможно только при организации в дошкольном учреждении необходимых условий для раскрытия всех своих способностей при полной поддержке положительного эмоционального фона, постоянной возможности общения со сверстниками и взрослыми, перспективы расширения круга интересов и получения новых знаний.
Детский сад сегодня — это открытое пространство для детей, родителей, социума.
Основная стратегия развития нашего дошкольного учреждения заключается в создании единой образовательной среды ДОУ отвечающей современным требованиям воспитательно-образовательной работы с детьми и реализующей право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающей равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
Одним из важных приоритетов дошкольного учреждения является развитие познавательных способностей детей. Лаборатория юных исследователей в детском саду — первый шаг к новым открытиям. Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду оборудована и функционирует лаборатория маленьких исследователей, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для опытно-исследовательской деятельности дошкольников.
Оборудован кабинет для занятий по технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича.
На территории учреждения имеется автогородок, где в теплое время года проводятся различные мероприятия по дорожной безопасности. Мероприятия по укреплению здоровья проводятся на спортивной площадке. Организован музей «Русская изба».
(Материалы выступления прилагаются)
«Современные приоритеты развития дошкольного образовательного учреждения»
4. Слушали:
Попова Е.В., методист МКУ ОМЦ подвела итоги заседания и ответила на текущие вопросы.
Рекомендации воспитателям:
1. Изучить следующие нормативные документы:
1.1. Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования:
1.2. Рекомендации по формированию инфраструктуры ДОО и комплектации УМК в целях реализации образовательных программ дошкольного образования:
Руководитель методического объединения О.И.Фролова
Методист МКУ ОМЦ Е.В. Попова