Автор: Буханец Я.В. воспитатель МАДОУ детский сад №1 г.Балаково Саратовской обл.
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками.
Современные требования, которые предъявляет государство к качеству образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что воспитатель должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
В современном дошкольном образовании существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранению, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
В образовательном процессе использую следующие здоровьесберегающие технологии:
- пальчиковую гимнастику (развитие моторики рук);
-дыхательную гимнастику (восстановление дыхания, развитие диафрагм);
- организация двигательного режима (укрепление здоровья);
- игры, которые лечат (развитие мелкой моторики и тактильно-мышечной чувствительности, влияет на развитие центра речи в головном мозге, формирует произвольное влияние);
- динамические паузы (во время НОД и в др. режимные моменты);
-остеопатическую гимнастику (рекомендовано для развития подвижности опорно-двигательного аппарата);
-музыкотерапию(благотворительное влияние на психику);
-гимнастика для глаз (снимает зрительное утомление);
- утреннюю гимнастику (ежедневно);
- гимнастику пробуждения (ежедневно после дневного сна);
- живопись с помощью пальцев;
- уроки здоровья для дошкольников;
- тематические физкультурные занятия, досуги;
- коррекционная гимнастика для формирования правильной осанки.
Комплексное применение здороьесберегающих технологий, повышает результативность и эффективность воспитательно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
Использовать эти технологии в своей практике можно в непрерывной образовательной деятельности, через беседу, дидактические игры, чтение художественной литературы, ситуативные разговоры, а также используя наглядность: карточки, картинки, плакаты, иллюстрации. Практически каждое занятие сопровождается физкультминуткой, динамической паузой. Подвижные и спортивные игры проводятся в группе, физкультурном зале, на прогулке. Перед приемом пищи проводится пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. После утренней гимнастики выполняются элементы дыхательной гимнастики. Вместе с музыкальным руководителем используется ритмопластика на музыкальном и физкультурном занятиях. Включая эти элементы в развлечениях и праздниках, создаётся не только физическая разрядка, но и психологический комфорт, хорошее настроение, что способствует здоровьесбережению детей. Формируется представления о здоровом образе жизни, о приеме здоровой пищи, о соблюдении личной гигиены, о предупреждении травматизма.
Итак, комплексное применение здороьесберегающих технологий,
повышает результативность и эффективность воспитательно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни. Современные здоровьесберегающие технологии содействуют физическому, духовному и социальному развитию детей. |