Главная
Регистрация
Вход
Суббота
06.07.2024
04:25
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [110]
Конспекты, презентации [147]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Заседание педагогической мастерской по изобразительной деятельности для воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений БМР
В ходе заседания педагоги поделились опытом работы по теме: «Специфика организации и методика проведения аппликации». Кассина Людмила Олеговна, руководитель педагогической мастерской, воспитатель ДОУ детский сад № 22, раскрыла тему «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами аппликации». Елисеева Елена Ивановна, воспитатель МАДОУ детский сад № 14, рассказала участникам заседания о специфике и методике проведения аппликации в средней группе. Мартыневская Ирина Анатольевна, воспитатель ЦРР «Страна чудес», познакомила коллег с задачами, методами и приемами выполнения аппликации с детьми старшей группы. Белова Галина Петровна, воспитатель МАДОУ детский сад № 6, раскрыла тему «Методика проведения аппликации в подготовительной группе». Участники заседаний отметили профессионализм педагогов, представивших опыт работы.
Кассина Людмила Олеговна,
воспитатель МАДОУ детский сад № 22
«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами аппликации».
Аппликация – один из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемый и поныне у многих народов. Возникновение аппликации связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.
Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто - желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.
С началом производства бумаги на смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Из бумаги создавались картины с незамысловатыми сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения.
Одним из средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является аппликация, которая играет большую роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дошкольники в процессе аппликации способны, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Аппликация имеет большое значение для эстетического воспитания личности, она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею. Аппликация имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
В процессе выполнения аппликации у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
При создании аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.
Главное значение художественно-эстетической деятельности в том, что, осваивая ее, ребенок получает возможность самовыражения доступными ему способами, что стимулирует развитие внимания, образного мышления, воображения, креативности, специальных способностей, что в итоге формирует ценностно-эстетическое отношение к окружающему миру.
Елисеева Елена Ивановна,
воспитатель МАДОУ детский сад № 14
«Методика проведения занятий по аппликации в средней группе»
Одним из видов изобразительной деятельности в дошкольном учреждении является аппликация. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание отдельных форм и прикрепление их к фону.
Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу разных видов. Для фона берут более плотную бумагу – белую из альбомов для рисования, цветную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезают из тонкой бумаги разной фактуры.
Процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов (клей, кисточки и подставки для них, клеенка, ветошь, ножницы). Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами. Для работы используют как клейстер сваренный из крахмала или муки, так и клей ПВА. Канцелярский клей в дошкольном учреждении не используется.
В средней группе ставятся следующие учебные задачи по аппликации:
- развивать умение составлять предмет из нескольких частей;
- научить располагать в узоре несколько форм (10 -12);
- развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту;
- развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы;
- познакомить с формой овала и треугольника;
- освоить навыки вырезывания по прямой и округлой линиям;
- продолжать формировать представления о пространственных ориентирах на листе бумаги (середина - центр листа, вверху посередине, внизу посередине, слева, справа, между, в уголках вверху, в уголках внизу).
Занятия по аппликации с детьми пятого года жизни проводятся 1 раз в две недели. В средней группе дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.
В этой группе детей обучают предметной, декоративной и сюжетной аппликации, соблюдая принцип постепенного усложнения — от простых изображений к более сложным, с большим количеством деталей и форм.
Декоративное изображение – дети продолжают составлять композиции из геометрических элементов (треугольник, круг, квадрат + овал), украшают геометрические формы (полоса, квадрат, круг +розетка). А также выполняют композиции на силуэте одежды, посуде (чашка в горох)
Композиция узора остается и в этой группе довольно элементарной — заполнение углов, краев, которые выделены самой формой. Появляется и новая, более сложная задача — украшение центра формы.
Формировать порядок выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь
В предметном изображении расположение элементов зависит от содержания задания. Так, елочные бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части снеговика или пирамидки постепенно уменьшаются в размерах.
Сюжетные композиции могут быть следующими: колобок катится по лесной дорожке, снеговик на горке, цыплята на лужайке, грибы в траве.
Новая задача, стоящая в средней группе, – это освоение навыка резания ножницами. Она требует достаточно развитой координации движений руки, так как для получения четкой формы надо уметь ритмично действовать ножницами, что требует определенного положения пальцев.
Ножницы – это первый сложный инструмент, который попадает в руки детей. Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят в 8-10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь. Так как работа с ножницами сложная, большая роль должна отводиться индивидуальному обучению. На первых занятиях необходимо провести «Минутку безопасности», в ходе, которой сформировать представления детей о режущих предметах, что при неправильном их использовании можно получить травму. Затем воспитатель показывает, как нужно правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя, вперед.
Демонстрируя приемы разрезания бумаги, воспитатель должен показать, что сначала нужно раскрыть лезвия, левой рукой вложить узкую полосу бумаги, нажать на кольца ножниц — и получится полосочка, прямоугольник. При разрезании широких полос бумаги необходимо показать приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге — ножницы «шагают».
Каждое занятие должно звучать для детей иначе, чем предыдущее. На одном из первых занятий дети делают билеты и чеки для игры в «магазин». Связь с
Педагог показывает прием закругления углов квадрата или прямоугольника, который дает возможность сохранить нужные размеры и правильную форму.
Воспитатель берет в руки бумажный квадрат, ножницы и говорит: «Сейчас я вам покажу, как из этого квадрата вырезать круг. Начинаю резать с середины квадрата. Ножницы «бегут» навстречу уголку. Видите – уголок упал, а ножницы оказались на середине другой стороны квадрата. Таким же образом я срежу второй уголок, третий, четвертый. А теперь снова все глазки смотрят только на мои руки. Показываю еще раз». Повторный показ проходит молча и быстро. Вырезывание округлых форм сложнее, так как, помимо умения действовать ножницами одной рукой, нужно плавно поворачивать бумагу другой.
В средней группе нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. Например, при вырезывании и наклеивании дома новым для детей является умение срезать уголки у полоски, изображающей крышу. Педагог, разобрав образец, показывает только, как следует вырезывать крышу. Остальные детали дети выполняют по образцу.
Показ всего процесса изображения проводят в случае особо сложных изображений (например, при наклеивании грузовика из отдельных частей). Способы составления трудных изображений педагог демонстрирует на фланелеграфе или доске при помощи легкого приклеивания частей.
Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводится новый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры
В конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похожа на предмет или нет), аккуратно ли наклеены формы (чистый фон, не видно следов клея). Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог обобщает оценки детей, подводит итоги занятия, привлекая внимание к удачным работам.
Мартыневская Ирина Анатольевна,
воспитатель ЦРР «Страна чудес»
«Методика проведения занятий по аппликации в старшей группе».
У детей шестого года жизни под влиянием наблюдений, игр и сенсорного воспитания формируются знания и представления о форме, цвете, величине и других качествах предмета. К этому возрасту дети имеют довольно обширный запас знаний об окружающем, владеют многими изобразительными умениями и техническими приемами вырезывания. Рука ребенка теперь более крепка и сильна, движения более уверены и четки. Все это позволяет определять сравнительно сложные задачи обучения.
Задачи обучения
В процессе занятий аппликацией дети усваивают различные знания о форме предмета. Они учатся: находить и выделять (накладывая один четырехугольник на другой, сравнивая и сопоставляя) знакомые формы в предметах, различать квадрат, прямоугольник по их основным признакам (четыре прямых угла, равные противоположные стороны). По-прежнему детей учат правильно называть такие фигуры, как круг, овал, треугольник.
В старшей группе не только уточняют знания о различных цветах, но и учат детей дифференцировать цвета, акцентируя внимание на тонах ярких, светлых, темных. Решение этой задачи позволит сделать аппликации более выразительными, обогатить их колорит, расширить цветовую культуру восприятия. Благодаря этому дети будут учиться более осознанно использовать цвет, подбирая, скажем, для веселого петрушки яркие цвета бумаги, для декоративных работ - контрастные.
В старшей группе в ходе занятий по аппликации дети легче сравнивают фигуры по величине; понятия высокий, низкий, узкий, широкий, толстый, тонкий, длинный, короткий, вверху, внизу, посередине, друг за другом, рядом Но ребята испытывают трудности в определении правой и левой сторон, часто заменяя одно понятие другим. Отсюда понятно, почему задача прочно овладения различными пространственными представлениями и понятиями по-прежнему важна.
Продолжается дальнейшее обучение приемам вырезывания ножницами, так как от этого зависит качество аппликации. Отрабатываются и закрепляются приемы, которыми дети овладели в средней группе, формируются новые, более сложные и рациональные: вырезывание одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, и симметричных – из бумаги, сложенной вдвое.
В старшей группе на каждом занятии педагог обращает внимание на то, как вырезывают и наклеивают дети изображения в целом – от этого зависит качество работ. В начале учебного года закрепляются умения вырезывать округлые формы, поскольку навык в средней группе освоен еще недостаточно. Затем на основе умения вырезывать разные предметы по частям дети овладевают рациональным приемом изготовления большого количества одинаковых деталей из бумаги, сложенной гармошкой. Наиболее сложно обучение приемам вырезывания симметричных форм, так как дети, вырезая лишь половину контура, с трудом представляют конечный результат.
Содержание детских работ и в этой возрастной группе – предметное изображение, основанное на принципе плоскостного конструирования. Передавая изображение того или иного предмета в аппликации, дети используют самые разные способы вырезывания: прямолинейные, косоугольные, криволинейные, округлые, волнистые. Поэтому, подбирая предметы для изображения, воспитатель обращает внимание на их эстетические свойства. Кроме того, учитывает изобразительные возможности детей, владение техникой работы ножницами, чтобы на основе прошлого опыта обучать детей новым знаниям и умениям, например технике создания аппликации способом обрывания бумаги.
Методы и приемы обучения
На занятиях дети учатся самостоятельно анализировать предметы без наводящих вопросов. Для облегчения задачи можно предложить детям план анализа предмета. В старшей группе больше внимания обращают на сравнение признаков, на качество предметов, учат детей видеть различия в величине, пропорциях, продолжают совершенствовать формообразующие движения. Рассматривая с детьми произведения декоративно-прикладного искусства, педагог учит замечать красоту цветосочетаний, гармонию форм, выразительность композиции.
Образцы используются в тех случаях, когда детям показывают конечный результат новой, сложной работы. Приемы вырезывания на каждом занятии не демонстрируются: педагог чаще опирается на опыт самих детей, привлекая некоторых ребят к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнить аппликацию, какой использовать прием. Когда вводится новый прием вырезывания, показ осуществляет воспитатель.
Труднее всего дети усваивают вырезывание симметричных форм. В таком случае целесообразны тренировочные действия, а в некоторых случаях «прорисовка» пальцем линии контура на листе бумаги, сложенной пополам. Так, постепенно овладевая понятием «половина предмета», дети учатся сознательно использовать этот прием.
Приемы работ демонстрируются и тогда, когда вводится новый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ. Воспитатель подчеркивает: аппликация выполняется без ножниц, одними лишь пальцами рук.
В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Помимо вопросов, указаний, напоминаний (как вырезают предмет той или иной формы, как получить выразительную аппликацию, как найти удачную композицию) воспитатель направляет творческую активность детей.
Рассматривание работ
Анализ аппликации проводится при активном участии детей. Как и прежде, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней группой; учит критически оценивать свою работу, сравнивать ее с другими.
Белова Галина Петровна,
воспитатель МАДОУ детский сад №6
«Методика проведения занятий по аппликации в подготовительной группе»
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Для гармоничного развития личности ребёнка очень важно приобщить его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию), которая развивает мелкую моторику, художественное восприятие и творческие способности. Эти занятия очень важны при подготовке ребёнка к школе.
Год перед школой – очень ответственный период в жизни ребёнка, и от него во многом зависит вся дальнейшая школьная учёба. Если ребёнок будет готов к ней – он будет ходить в школу с радостью и учиться ему будет легко и приятно.
Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезывание. Силуэты предметов несимметричной формы могут быть вырезаны на глаз, без заранее нарисованного контура. Вырезание проводится в два этапа. Сначала выполняется обобщенная форма больших размеров, а затем по краю ее вырезаются вес детали, присущие данному предмету, - иголки у ежа, плавники у рыбы и т.п. По мере овладения этими приёмами можно вырезать всю форму сразу. Дети подготовительной группы знакомятся с более сложными приемами вырезывания из сложенной бумаги. Вначале закрепляются умения, полученные ими в старшей группе при вырезывании форм из бумаги, сложенной вдвое. В качестве заданий предлагают более сложные симметричные формы — елку, животных, людей. При подготовке формы елки для аппликации следует показать, как сохранить ее конусообразное строение: согнутый пополам прямоугольник разрезают по диагонали, а затем у полученного треугольника, также согнутого пополам, по краю вырезывают ветки.
Более сложный прием вырезывания — из бумаги, сложенной в несколько раз, применяют при выполнении салфеточек, снежинок, цветов. Воспитатель показывает, как следует сложить бумажный листок в форме квадрата несколько раз (3—4), как вырезывать в зависимости от контура создаваемого предмета одну или несколько частей, расположенных вокруг центра (угол сложенного квадрата). При развертывании вырезанная деталь повторится 6—8 раз. В дальнейшем дошкольники смогут использовать этот прием самостоятельно при декоративных работах. Образец в этой группе используют не для копирования, а для выяснения поставленной задачи. Поэтому он может не давать законченное изображение, а иметь вид схемы. Например, при выполнении декоративной аппликации на образце отмечают условными знаками места расположения элементов узора. Дети, пользуясь такой схемой, составляют узор, подбирая элементы по своему желанию.
В подготовительной группе продолжаются занятия сюжетной аппликацией. Новое для детей — это соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм. В отличие от рисунка, где последовательность пространственного расположения предметов может быть различной, в аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда является строго определенной: сначала общий фон (небо, земля), затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов.
Старшим дошкольникам уже понятно, что предметы могут загораживать друг друга, поэтому будут видны в аппликации частично. Образец в данном случае применяют только для объяснения приема, а выполнение задания проходит без образца, на основе имеющихся у детей представлений.
Выполнение сюжетных аппликаций в подготовительной группе может быть организовано как коллективная работа, причем дошкольники без помощи педагога распределяют работу между собой. Такая коллективная работа ценна тем, что она, с одной стороны, воспитывает чувства коллективизма, товарищества, а с другой — способствует формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы.
На занятиях аппликацией у детей закрепляется умение вырезать из бумаги части предметов и целые силуэты, умение вырезать симметричные детали из сложенной пополам бумаги и несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой. Закрепляется умение составлять декоративную композицию из геометрических и растительных форм. Развивается умение правильно располагать аппликацию на листе.
Важна предварительная работа перед занятием (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающем миром, рассматривание рисунков, отрабатывание технических навыков во второй половине дня). Желательно проводить занятие по аппликации до того, как дети будут рисовать на эту тему.
Занятие по аппликации могут строятся по следующему примерному плану.
1. Создание интереса и эмоционального настроя.
Мотивация
(используются сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки; знакомство с произведениями изобразительного искусства; беседы, напоминания об увиденном ранее; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; игры – драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
2. Процесс выполнения работы начинается с анализа изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по созданию работы в некоторых случаях используется показ приёмов изображения.
Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание. Далее дети приступают к созданию своих работ. Можно показать им удачно начатую поделку; направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи.
Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезывании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов. Сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали (иглы и ножки ежа, плавник и хвост у рыбы).
3. Рассматривание готовых работ (при этом педагог даёт только положительную оценку). Ребёнок должен радоваться полученному результату, учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.
Занятие аппликацией имеют большое значение в гармоничном умственном, психическом, физическом развитии детей дошкольного возраста. Главное не бояться экспериментировать, и дать волю полету фантазии.
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: lydmilacassina (25.12.2019) | Автор: Кассина Людмила Олеговна E
Просмотров: 346
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz