Главная
Регистрация
Вход
Суббота
06.07.2024
04:26
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [110]
Конспекты, презентации [147]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Заседание педагогической мастерской по изобразительной деятельности для воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений БМР
В ходе заседания Кассина Людмила Олеговна, руководитель педагогической мастерской, воспитатель ДОУ детский сад № 22, раскрыла тему «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста: «Каждый ребенок художник». Сальникова С.В., воспитатель ДОУ детский сад № 22, рассказала о игровых приемах в изобразительной деятельности. Педагог-психолог ДОУ детский сад № 62, Губарькова Е.Г., раскрыла психологию детского рисунка. Медведева Л.В, воспитатель ДОУ детский сад № 11, познакомила коллег с технологией пейзажной живописи.

Кассина Людмила Олеговна,
воспитатель МАДОУ детский сад № 22
г. Балаково Саратовской области

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста: «Каждый ребенок художник»

И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание - процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.
Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду?
• Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
И, действительно, ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.
• Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку.
Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки, но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности
Основные средства художественно-эстетического воспитания
Предметно-развивающая среда
Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.
Природа
Именно в ней можно увидеть основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков, в их сочетании. Сама по себе природа это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной для ребенка.
Искусство
(Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр)
Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки. Вне всякого сомнения первый вид искусства, который воспринимает ребенок и реагирует на который - это музыка. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, поэтому у детей необходимо знакомить с лучшими образцами народной и классической музыки. Не мене важны и изобразительное искусство, знакомство с художниками, их творчеством. Литература писатели, поэты их произведения.
Художественная деятельность
(как организованная воспитателем, так и самостоятельная)
Воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Деятельность, связанная непосредственно с видами искусства - художественная деятельность. (Художественный труд, изобразительная деятельность, с помощью которой развивается у детей восприятие окружающего мира, природы, произведений изобразительного искусства, формируются изобразительные навыки, с помощью которых дети могут передать свои впечатления в продуктивных видах деятельности).
Именно воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.
Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания
• Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности; формирование образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.
• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, между детским садом и начальной школой.
• Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.
Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.
Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).
Художественно-эстетическое развитие детей способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.

Сальникова Светлана Викторовна,
воспитатель МАДОУ детский сад № 22
г. Балаково Саратовской области

«Игровые приемы в изобразительной деятельности»

Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи.
Игра на НОД должна быть похожа на настоящую игру. Одним из признаков игрового приема является игровая задача.
Игровая задача – это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например, я предлагаю детям: «Построим Мишке домик», «Позовем Петрушку в гости», «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку». Включаясь в предлагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. Так, прежде чем выполнить изображение на бумаге, ребенок проговаривает: «Посажу бабочку на листочек, сейчас она как будто летит. (Рисует.) А сейчас еще одна прилетит…ж-ж-ж». (Рисует.) Умело используя игровой прием, мы увеличиваем количество игровых задач, развиваем сюжетно-игровой замысел.
Иногда педагог в начале НОД ограничивается лишь постановкой игровой задачи («Испечем куклам оладушки»), а затем продолжает обычную учебную работу: детям «пообещали» игру, но она не состоялась, потому что не последовало игровых действий – основы любой игры, - с помощью которых и решаются интересные для детей игровые задачи. Так, воспитатель предлагает детям сделать лодочки (аппликация), чтобы помочь зайчикам перебраться через речку. Дети «сажают» в них зайчиков, которые затем «плывут» по реке, «выбираются» на берег и т.п. Лодки с кривым парусом (небрежно выполненная аппликация) могут перевернуться, поэтому в них зайцы не хотят садиться. Подсказанный педагогом сюжет игры дети развивают дальше: «ремонтируют» лодки, «не спускают» их на воду и т. п. Важно, чтобы и дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности.
Интерес детей, как правило, проявляется в детских играх. Соответственно у наших детей есть любимые игры, игрушки, персонажи. Поэтому содержание игры и применение игровых приемов часто зависят от состава детей группы и их любимых игрушек. Воспитатели нередко приносят на НОД новые игрушки, считая, что детям они будут более интересны. И действительно, детей привлекает новизна предметов, игрушек. Однако замечено, что наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания ребенка. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес, желание более искусно выполнить работу.
При разработке и применении игровых приемов мы учитываем также и уровень игры детей данной возрастной группы, и мотивы игры, т. е. характер тех явлений, событий, которые интересны детям этого возраста и которые они стремятся «пережить» в игре. У малышей это мир разнообразных предметов и действия с ними, у более старших – люди и их действия с предметами, а затем взаимодействие, взаимопонимание людей. Ориентируясь, на основные побудители игры на данном этапе развития детей, мы придумываем соответствующие игровые приемы, игровые задачи и действия. Придуманные интересные игровые действия должны быть доступны детям по способу выполнения. Игровые задачи можно представить в виде развернутых действий (имитационные движения) или более обобщенных движений (жест, слово). Если их выполнение по какой-то причине недоступно ребенку, то воображение его не будет разбужено, т. е. творческие элементы будут отсутствовать, хотя внешне ребенок может выглядеть и внимательным, и заинтересованным. Использование игровых приемов зависит и от материала, который использует педагог. В зависимости от игровых умений детей воспитатели предлагают им объемные и плоскостные предметы, игрушки, предметы-заместители или воображаемые предметы. При разработке игровых приемов важно учитывать и логику игровых действий, соответствие их реальным жизненным ситуациям.
Иначе эти приемы будут надуманными и неестественными. На НОД по изо деятельности дети рисовали за нарисованным забором прятался от лисы петушок (заготовка воспитателя – силуэтная игрушка). Он внимательно рассматривал забор, отмечая, где доски были сломаны или прибиты слишком далеко друг от друга, и опасался гулять возле этих мест.
Дети видели, как смело петушок взлетел на крепкий, прочный забор, подсказывали, где лиса не сможет его достать, и т. п. Они не только с интересом рассматривали свои рисунки, но и анализировали их содержание.
Игровые приемы не следует усложнять излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, педагогу надо четко представлять дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации. Только тогда будет эффективным игровой прием обучения.
Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры, педагог может применять на НОД по изобразительной деятельности следующие игровые приемы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. Игровые приемы зависят также от игрового материала. Игровой материал – своеобразный центр, вокруг которого педагогом и детьми развертывается сюжетно - игровая ситуация. Можно использовать прием обыгрывания предметов, игрушек (объемных и плоскостных), картин и т.п. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т. п.) КАК?. С кисточками и карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать», как зайчик, «ходить», как медведь, и т.п.).
При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движение (имитация движения с игрушкой) и т. п. Этот прием применяется с детьми всех возрастных групп, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему и доступные им способы игрового действия. Прием обыгрывания выполненного изображения применяется в конце НОД, когда задание уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от изображения. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «садиться» на деревья, «клевать» зерна. Нарисовал малыш дорожку – по ней будут «ходить» звери, люди. Методика применения игровых приемов характерна для организации изобразительной деятельности детей всех возрастных групп.
Игровые приемы могут быть различного характера, и применяют их для разных целей. В младших группах для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности: кукла, игрушечное животное как бы оживают, разговаривают с детьми, через них воспитатель передает свои указания. Старшим детям можно предложить игровую роль: мастер, который лепит посуду; художник на фабрике, который выдумывает рисунки для тканей, и пр.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе происходит при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар.
В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.
Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. У старших дошкольников игровая ситуация возникает в сюжет¬ных работах как развитие действия, события. Постановка темы должна стимулировать именно выражение события, происшествия, а не только изображение ряда предметов. Игра в сюжетном рисовании развивает воображение, активизирует поиск выразительных средств.
Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.
При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
В структуре игрового метода обучения авторы выделяют приемы, которые мы представляем в виде схемы.
Сюжетно - изобразительная игра - основной игровой прием на занятиях по изобразительной деятельности. В рамках организации данного вида игры можно обыграть игрушку, использовать «живые картины». Началом занятия может служить и игровой рассказ.
Вторая группа приемов - обыгрывание готового изображения, а также игра с еще незаконченным изображением. Обыгрывание незаконченного изображения, как вариант сюжетно-изобразительной игры, дающий детям возможность самим исправить или доработать изображение во время занятия. Например, лошадь щиплет траву и не может до нее дотянуться. Ребенок догадывается, что «трава» растет маленькая, а именно что штрих должен быть длиннее. Или трава изображена не по всему листу (лошадка не может найти травку). В этом случае ребенок рисует траву по всему листу. Парус у лодки кривой и заяц не сможет переправиться на другой берег, ребенок исправляет и этот недостаток. Разговор ведется от лица (имени) персонажа. Дети должны понять, что успешность игровой работы зависит от качества изображения, а успешность и качество зависят от того, как точно дети выполняют учебную задачу. Звери садятся в автобус, в котором светло (вырезаны окна), хорошо закрывается дверь - она ровно наклеена и т.п. Такой анализ доступен детям уже со средней группы.
И сюжетно-изобразительная игра, и игровые упражнения с успехом используются во всех группах детского сада. Но при использовании игровых приемов в разном возрасте есть своя специфика. Так малыши любят помогать «своей» игрушке. В 4-5 лет детям интересны ролевые действия с игрушками, и им гораздо интереснее те ролевые действия, которые отражают взаимоотношение между персонажами, т.е. необходимо чтобы происходило больше общения персонажей между собой. Часто в занятии участвуют несколько персонажей, между которыми строится диалог, так как речь занимает ведущее место в игровом общении детей в данном возрасте. Все эти приемы напоминают режиссерские игры, когда ролями наделяются игрушки. Но роли могут выполнять и сами дети.
Прием обыгрывания игрушек. Используется непосредственно перед началом НОД или в первой части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящей работой, объяснить приемы работы, рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.
Используя этот прием можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это те интересы к человеку его действиям мама, врач, сказочные персонажи, популярные герои мультфильмов и их действия, к общению с любимыми образами, которые лежат в основе естественных игр и определяют их содержание. Поэтому такой прием (обыгрывание игрушек) вполне может быть использован в работе с самыми старшими дошкольниками. Следует при этом помнить, что при сохранении интересов к игрушке (предмету) у старших дошкольников преобладает интерес к общению людей, взаимодействию их между собой. Это обязательно нужно учитывать при обыгрывании игрушки (предмета). Например, на НОД в подготовительной группе появился Буратино-путешественник, веселый, озорной. Оказывается, он заблудился в городе и ничего не успел увидеть, но слышал, какой это красивый и интересный город. Ему уже пора уезжать, и он огорчен тем, что ничего не увидел. Воспитатель советуется с детьми, просит подумать, как можно быстро на одном занятии показать Буратино город. Дети рисуют самые интересные и любимые места в городе, а потом семилетние дети, словно забывая, что это игрушка увлеченно рассказывают Буратино о городе.
Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Самые маленькие дети понимают, почему колобок «скатился» с нарисованной дорожки,- дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того они не только понимают, что у них не получилось, но и охотно исправляют ошибку,
Наблюдения за процессом изображения показали, что дети не всегда откликаются на игровой прием. Одна из причин этого – сложность изображения. В этом случае не следует использовать игровые персонажи, можно в игровой образной форме направить деятельность ребенка: «Замерзнет девочка в такой шубке, посмотри она вся в дырах, ветер продует, мороз заморозит бедняжку» (обращается внимание на неровное закрашивание); «Ты не замерзла без рукавичек и шарфика?», тем самым, подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и более выразительного рисунка.
Следующая группа приемов – игровые приемы с элементами ролевого поведения, которые с успехом используются в старшем дошкольном возрасте. Это могут быть игры «художественная мастерская» (у куклы из сервиза разбилась посуда, надо ей помочь. Дети - гончары лепят посуду.) Воспитатель может быть старшим мастером и координировать работу. Дети во время занятия могут советоваться друг с другом, смотреть работы других «гончаров». Игра «Архитекторы» - дети строят город. Дети могут выполнять роли фотографов строителей, продавцов. То есть при использовании этого приема деятельность детей мыслиться, как деятельность взрослых. Можно провести целый цикл занятий, где дети становятся художниками - художники - иллюстраторы по тканям, по глине, фарфору. Для подготовки и проведения такого рода занятий необходимо проведение большой предварительной работы с целью формирования определенного круга знаний у детей.
Таким образом, опытный педагог, используя игровой метод обучения детей изобразительной деятельности должен учитывать множество факторов. Это и возраст детей, и их жизненный опыт и исполнительские умения каждого.
Занятия, на которых используется игровой метод, потребуют от педагога творчества, умения импровизировать, эмоциональности, знаний индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
Своеобразие использования игровых приемов в большей степени определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, особенностями так называемых учебных и творческих задач. В зависимости от того, какие из них занимают ведущее место, все занятия условно подразделяются на три типа: занятия по сообщению новых знаний; занятия направленные на упражнение в применении знаний и формировании навыков и творческие занятия.
Все игровые приемы можно использовать во всех типах занятий. Различие будет лишь в особенностях их применения. На специфику использования игровых приемов влияет также их место в структуре занятия. Соответственно этапам художественно - творческой деятельности четко определяют три части НОД: первая часть, во время которой организуют процесс формирования замысла рисунка.
Игровые приемы эффективны для организации ориентировочно-исследовательских действий. В процессе обследования применяется прием обыгрывания игрушек. Если предполагается большая активность детей, воспитателю важно вести разговор не столько между персонажами, сколько между персонажами и детьми или только с детьми, опираясь, на игровые персонажи. В процессе такой беседы педагог вместе с детьми рассматривает изображаемый предмет, припоминает подобные признаки у других предметов, сходные с данными. В первой части занятия сочетание игровых приемов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования).
Во второй части НОД осуществляется руководство процессом воплощения замысла, оно всегда связано с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Целесообразно использовать обыгрывание рисунков, а совет, указания, вопросы педагога, как бы завершают это обыгрывание. Обыгрывание незаконченного изображения помогает в интересной форме, не навязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого образа. Например, выросла ромашка, а лепестков мало, наверно ветер оборвал.
В третьей части занятия воспитатель ставит задачи: «оживить» образ, помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить желания заниматься изобразительной деятельностью. Одной из важных задач этой части занятия является обучение детей приемам анализа. В комплексе разных методов и приемов важно использовать прием обыгрывания готового изображения. Последующее игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией еще в начале занятия, и поэтому дети ждут этой игры-анализа. Игровое применение продукта деятельности должно быть таким, чтобы выявились его достоинства, слабости и их причины. Таким образом, на занятиях, цель которых – упражнять детей в применении усвоенных знаний, способов действия, используются все виды игровых приемов в разных сочетаниях.
На НОД по сообщению новых знаний и формированию новых способов изображения в первой части используют рассказ, объяснения, показ воспитателем способов действия, часто используется обыгрывание предмета или игрушки с целью обследования.
Процесс обследования, выделение внешних признаков предмета осуществляется в процессе драматизированных действий, разговоров между игровыми персонажами, воспитателем и персонажами. Например, в гости к детям приходит Петрушка. Ему очень хочется узнать, что дети будут рисовать; узнав, что будут рисовать огурцы, говорит, что это очень просто и рисует. Воспитатель говорит: «Нет, Петрушка — это не огурцы, а больше похоже на яблоки. Огурец овальной формы. Петрушка, проведи сам по контуру огурца пальцем, а вы ребята смотрите, правильно ли он делает, и ведите вместе с ним». Петрушка проводит пальцем по контуру, таким образом, детей подводят к пониманию необходимости обследования, установлению важной связи между обследующим жестом и формообразующим движением.
В тех случаях, когда воспитатель дает показ способа изображения, можно использовать прием сюжетно-изобразительной игры (наибольшее применение этот прием нашел в средней группе) с целью объяснения, сосредоточения внимания на способах действия. Например, воспитатель сопровождает показ способа рисования дерева словами: «Растет дерево. Толстая веточка выросла, а вот растет еще одна. Когда я кисточку немножко наклоняю вот - так, получается толстая веточка. А сейчас будут, тонкие веточки расти. Подскажите, как я должна держать кисть, чтобы выросли тонкие веточки?
При руководстве создания образа в данном типе занятия большое место занимают приемы прямого обучения: дополнительный показ, совет и по возможности косвенные приемы вопросы. Целесообразно использовать и обыгрывание рисунков.
Первоначальное освоение способов изображения всегда вызывает у детей затруднения. Когда дети сосредоточены на новом для них задании, не следует отвлекать их игрой. Более целесообразно обыгрывание со словесными, а не с практическими действиями, так как это не отвлекает детей от задачи и позволяет ненавязчиво, доходчиво корректировать действия ребенка.
При анализе и оценке рисунков при таком типе занятия обычно используют обыгрывание готовых детских работ. Дидактическое назначение этих игровых приемов: помочь ребенку увидеть качество работы, качество освоения нового способа изображения в тесной связи с восприятием выразительности. В данном случае особенно важно, чтобы игровые действия были разнообразны по содержанию и по форме, так как при типичных ошибках воспитателю трудно избежать однообразия в оценках. Например, дети средней группы рисовали сливы. Изображение овальной формы они усваивают не сразу, и далеко не у всех получается плавная округлая линия. Воспитатель, оценивая рисунки, вдруг удивилась: "Птицы прилетали, наверно поклевали сливы». Потом воспитатель вместе с детьми нашли сливы, которые солнышко плохо пригрело, и они выросли кривые.
На занятиях творческого характера в первой части обыгрывание игрушек используется для того, чтобы объяснить творческое задание, вызвать желание придумать и выполнить рисунок по-своему, интересно.
Например, на занятие приходит печальный Иванушка. Дети узнают, что царю надо жар-птицу поймать, а Иванушка никогда ее не видел. Дети рассказывают, как она может выглядеть: «Не печалься, Иванушка, мы поможем твоему горю». Воспитатель предлагает «поймать» и подарить Иванушке красивую сказочную птицу, которую он понесет к царю. Таким образом, игровой прием в первой части занятия стимулирует творческую активность детей.
При руководстве воплощением замысла нет принципиальной разницы в используемых игровых приемах по сравнению с остальными типами занятий. Воспитатель реже использует совет, больше вопросы, поощрения. Игровые приемы оформляют постановку вопросов: «Смотри, как Барсик принюхивается, мышку, наверное, ищет. Бедный Барсик, разве можно без усов мышку найти?»; образные характеристики детских работ («Ух, какая красавица-птица прилетела!»). Смысл их использования заключается во «введении» детей в изображаемые ситуации, в образ, направлении детей на поиск своих способов изображения, поддержании интереса к деятельности. При анализе и оценке творческих работ используют те же самые игровые приемы, что и в других типах занятий, но направлены они в первую очередь на анализ и оценку разнообразия, неповторимости образов, степени выразительности в тесной связи со средствами, используемыми ребенком.
Чем же нужно руководствоваться педагогу, придумывая и применяя игровые приемы? Прежде всего необходимо знать их существенные особенности, уметь отличить от других методов и приемов обучения. Это позволит создавать подлинно игровые ситуации в процессе организации художественной деятельности детей. Кроме того, при проведении игр учитываются знания детей об окружающем, их интерес к различным явлениям жизни. Педагог может придумать игру, действительно интересную детям. Важно также знать и учитывать игровой опыт детей, их умение играть. Наконец, педагогу надо четко представлять себе, какие конкретные задачи решаются на занятии при использовании того или иного игрового приема.
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: lydmilacassina (28.09.2019)
Просмотров: 331
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz