Главная
Регистрация
Вход
Суббота
06.07.2024
04:17
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [110]
Конспекты, презентации [147]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Заседание педагогической мастерской по изобразительной деятельности для воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений БМР
Губарькова Екатерина Геннадьевна,
педагог-психолог МАДОУ детский сад № 62
г. Балаково Саратовской области

«Психология детского рисунка, или О чем говорят рисунки детей?"

1. Самопредставление и представление темы.

2. Упражнение «Какое чувство у вас вызывает цвет?»
Цель: показать, что у каждого из нас свое отношение к цвету, оно может меняться в зависимости от состояния, настроения, хотя есть некоторые закономерности (выводы используются в разделе «Психодиагностика как одно из направлений работы психолога. Использование рисуночных тестов в психодиагносттике. Основные психодиагностические принципы»)
Инструкция к действию: Удобно расположитесь на стуле. Закройте глаза. Прислушайтесь к себе и почувствуйте состояние, эмоции. Я буду называть вам цвета. Какое чувство вызывает у вас тот или иной цвет? красный? коричневый? желтый? оранжевый? фиолетовый? зеленый? синий? серый? черный? Запишите на полосках и приклейте их к соответствующему цвету.

3. Упражнение «Согласен – не согласен»
Цель: пробудить интерес участников к теме, настроить на размышление, самоанализ и конструктивное групповое взаимодействие.
Инструкция: Выразите свое отношение к фразе следующим образом: если согласны с произнесенным утверждением, то встаньте рядом с табличкой «Согласен», если не согласны переместитесь к табличке «Не согласен». В случае затруднения с ответом — к табличке «Не знаю».
Фразы:
Рисунки детей нам могут о многом рассказать.
Мы можем по рисунку ребенка сделать вывод о его психологическом благополучии.
Если ребенок рисует черным, это однозначно плохо.
Выводы: Рисунки детей нам могут о многом рассказать, но однозначно их интерпретировать очень сложно. Это может делать только специалист, психолог, проводящий специализированную процедуру тестирования, используя батарею тестов. Изучение рисунков детей неспециалистами может быть очень полезным и информативным, но оно не должно носить категоричного характера.
4. Психодиагностика как одно из направлений работы психолога. Использование рисуночных тестов в психодиагносттике. Основные психодиагностические принципы.
Психологическая диагностика личности включает в себя основные методы исследования:
• Личностные опросники
• Проективные методики
• Объективные методы исследования личности
Проективные методики основаны на том, что тестовый материал выполняет функцию своеобразного экрана, на который испытуемый «проецирует» свои интеллектуальные и личностные особенности, потребности, актуальные конфликты.
Для того, чтобы не ограничивать активность испытуемого, процедура тестирования минимально регламентирована. Характерной особенностью проективных методик является глобальность подхода к оценке личности. Как правило, внимание акцентируется на общей картине личности, а не на отдельных ее свойствах.
Основные психодиагностические принципы (Приложение 1):
 Принцип профессиональной компетентности
 Принцип конфиденциальности
 Принцип профессиональной тайны
 Принцип комплексной диагностики.
 Принцип научной обоснованности
 Структурно-динамический принцип.
 Принцип индивидуальности.
 Принцип объективности.
 Принцип эффективности.
Соблюдение данных принципов позволяет психодиагносту адекватно оценить уровень актуального развития ребенка с выходом на тип и структуру развития, грамотно поставить психологический диагноз и определить вероятностный прогноз развития.
Внимание! Использование психодиагностических методик неспециалистами может привести к недостоверным результатам и нанести прямой или косвенный ущерб испытуемому.
Интерпретации на основе психологических критериев подлежат только рисунки, сделанные в ситуации психологического обследования с соблюдением стандартной процедуры. Рисунки, сделанные в других ситуациях, не должны оцениваться как тестовые.
При этом нужно помнить, что даже при соблюдении стандартной процедуры тестирования результаты могут оказаться сильно искажены, если между обследуемым и проверяющим существуют тесные личные отношения. Это проявляется, например, при попытке проверить собственного ребенка.

5. О чем может рассказать рисунок ребенка по теме «Моя семья».
Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.
Задание. Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью. Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.
ВАЖНО! Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.
Нажим карандаша
Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Интерпретация рисунка
1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.
Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.
Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.
Наличие других деталей на рисунке
Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье. Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая что-то вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье
Приложение 1.
Основные психодиагностические принципы.
Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства, диагностического опыта. В связи с этим к психодиагностам предъявляется ряд требований, составляющих содержание психодиагностических принципов. Особых знаний, умений навыков психологу необходимо при проведении диагностического обследования ребенка. Поэтому общепринятые принципы приобретают специфический характер при тестировании детей.
Принцип профессиональной компетентности. Профессиональные методики могут быть использованы по своему прямому назначению только аттестованным специалистом (психологом-диагностом) или профессиональным их пользователем - педагогом, социологом, медицинским работником. Необходимо наличие диплома или сертификата о психологическом образовании, а также, в отдельных случаях, прохождение специальной процедуры аттестации на право использования психодиагностических методик. Специалист обязан иметь соответствующую лицензию на право заниматься психологической помощью и практикой, знать исследуемую предметную область, уметь общаться с детьми.
Принцип конфиденциальности. Предполагает неразглашение первичных и окончательных результатов психодиагностического тестирования ребенка посторонним лицам без персонального согласия на это родителей. Если психодиагностика ребенка проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, то в публикациях запрещено указывать точные фамилии и имена испытуемых. На практике часто обсуждается вопрос о том, сообщать ли диагностические результаты ребенка родителям и как это делать? Большинством авторов (Гуревич К.М., Акимова М.К., 2003, ) признается законное право родителей на получение информации о своем ребенке. Кроме того, такая информация иногда проясняет те или иные проблемы ребенка и потому необходима родителям. Поэтому сообщать информацию о результатах обследования ребенка нужно родителям, но очень осторожно, установив контакт, отношения сотрудничества в целях оказания помощи ребенку.
Принцип профессиональной тайны. Профессиональная тайна - это информация, которая должна быть известна только узкому кругу специалистов-смежников. Психолог не раскрывает механизм действия любой методики, не передает инструктивные материалы к ней лицам, не имеющим лицензии на ведение психодиагностической практики.
Сохранение профессиональной тайны имеет значение не столько для поддержания авторитета и социального статуса психологов, сколько для обеспечения корректной и точной психодиагностики. Профессиональные психодиагностические методики не должны поступать в открытую продажу.
Принцип комплексной диагностики. В процессе проведения диагностического обследования детей необходимо сочетание методических приемов. Для диагностики одного и того же психического свойства применяется сочетание строгоформализованных и малоформализованных методик, а также метод независимых экспертных оценок. При диагностическом обследовании ребенка рекомендуется использование полифункциональных диагностических средств, позволяющих получать многофакторную информацию за счет специфики предъявления стимульного материала и процедуры исследования. Таким образом, психологом будет обеспечен необходимый уровень надежности психологического диагноза.
Принцип научной обоснованности. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики при тестировании детей требует того, чтобы она была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять. Соблюдение этого принципа позволяет избежать ошибок или устранить их при проведении тестирования. Ошибки бывают из-за неопытности или предвзятости пользователя тестовой методикой.
Структурно-динамический принцип. В процессе диагностического обследования детей необходимо учитывать специфичность и непрерывность психического развития ребенка на всем протяжении его жизни. При оценке психического развития ребенка берется в учет неразрывная взаимосвязь всех процессов, функций и сфер его психики.
Принцип индивидуальности. При построении процедуры обследования учитывается актуальный возраст ребенка, особенности его поведения, обучаемость, адекватность, критичность и другие индивидуально-психологические проявления. Использование адекватных этим характеристикам методов, диагностических приемов и средств позволит соблюсти психометрические требования и учесть индивидуальный подход.
Принцип объективности. Предусматривает беспристрастный подход к анализу результатов тестирования. Необходимо минимизировать влияние на специалиста субъективной личностной оценки ребенка в роли испытуемого во время проведения теста. Общение с ребенком при подготовке и проведении теста должно быть доброжелательным, чтобы не спровоцировать у него негативные переживания, нейтрально-отстраненным, подчеркнуто вежливым и корректным. Помощь испытуемому должна ограничиваться только обеспечением условий для правильного выполнения задания.
Безусловно, необходимо соблюдать и профессиональную независимость от заказчиков тестирования и получателей психодиагностической информации, в противном случае интерпретация результатов такого тестирования, даже при соблюдении научной технологии его проведения, не может рассматриваться как объективная.
Принцип эффективности. Предполагает создание необходимых условий для того, чтобы рекомендации психолога были адекватно восприняты родителями испытуемого. Результаты любого тестирования должны сообщаться испытуемому или его родителям, если обследовались дети до 12 лет. Контекст сообщения желателен ободряющий, не травмирующий психику и не снижающий личностную самооценку человека. Восприятие родителями своего ребенка окрашено личностным смыслом, поэтому не всегда родитель способен объективно оценить возможности, способности, либо психическое состояние своего ребенка. Любые психологические прогнозы и оценки возможных моделей поведения испытуемого должны быть сообщены его родителям в конструктивном стиле, нацеленном на позитивный результат. Только согласие родителей с основными выводами исследования обеспечит возможность и эффективность дальнейшей профилактической или при необходимости коррекционной работы.
Соблюдение данных принципов позволяет психодиагносту адекватно оценить уровень актуального развития ребенка с выходом на тип и структуру развития, грамотно поставить психологический диагноз и определить вероятностный прогноз развития.
Приложение 2.
Интерпретация рисунка семьи по Венгеру А.Л., Цукерман Г.А.
Чрезвычайно ценную информацию об особенностях сферы общения дают упоминавшиеся в предыдущем разделе «большие» проективные методики, но, как уже отмечалось, они весьма сложны в проведении и интерпретации. Существуют значительно более портативные методики для направленной диагностики сферы общения. В частности, для этих целей удобны тесты «Рисунок семьи», «Семья животных» и «Два дома».
Рисунок семьи. Методика «Рисунок семьи» предложена Халсом и Хэррисом для выявления особенностей семейных взаимоотношений (в восприятии ребенка). Методика проводится так же, как и другие рисуночные тесты. Для нее нужны лист бумаги (который кладется перед ребенком горизонтально), простой карандаш и резинка.
Инструкция. «Нарисуй на этом листе всю свою семью». Если ребенок спрашивает, кого именно надо рисовать, а кого нет (например, «А бабушку рисовать?»), то проверяющий отвечает: «Я не знаю, кто входит в твою семью. Ты знаешь это лучше меня».
Интерпретация результатов. При анализе оцениваются размер фигур, особенности их расположения на рисунке, последовательность изображения, поза, выражение лиц, детализированность рисунков. Сопоставляется состав нарисованной и реальной семьи ребенка.
Показателями благоприятной семейной ситуации служат: изображение всех членов семьи, общая деятельность членов семьи или контакт между ними (соприкасающиеся руки), адекватные соотношения между ними по величине (ребенок меньше родителей, но различие не слишком велико).
Размер фигур. Если все фигуры изображены очень маленькими или очень большими, то это интерпретируется так же, как и в рисунке человека. Резко увеличенный размер характерен для импульсивных детей, особенно – в состоянии острой тревоги. Резко уменьшенный размер типичен для детей со сниженным настроением, с депрессивными тенденциями. Весь рисунок при этом обычно расположен в углу листа. Если в других рисунках соответствующие изменения размера отсутствуют, то можно предполагать, что проявившиеся в рисунке семьи особенности эмоционального состояния связаны именно с семейной сферой (то есть ассоциации, относящиеся к его семейной ситуации, вызывают у ребенка тревогу или подавленное, депрессивное состояние).
Относительная величина изображенной фигуры (по отношению к другим членам семьи) отражает степень значимости данного члена семьи в восприятии ребенка. Так, изображение родителей очень большими, а себя – очень маленьким говорит о том, что ребенок ощущает себя подавленным или заброшенным. Нередко это происходит в тех случаях, когда родители действительно оказывают на него сильное давление, когда они повышенно требовательны или чрезмерно его опекают (для ситуации гиперопеки наиболее типично очень крупное изображение матери). Изображение кого-либо из родителей особо маленьким интерпретируется как представление о его малой значимости в семье. Например, папа, проводящий целые дни на работе и почти не появляющийся дома, нередко изображается маленьким, поскольку в семье он воспринимается ребенком как фигура второстепенная. При конкурентных отношениях с братом или сестрой они также часто изображаются особо маленькими (намного меньшими, чем должны были бы быть в соответствии с их реальным возрастом). Иногда, если ребенок считает, что родители предпочитают ему брата или сестру, они, напротив, изображаются значительно большего размера, чем он сам.
Изображение себя самым высоким говорит о претензиях ребенка на лидирующее положение в семье. Оно часто встречается у избалованных детей, привыкших командовать взрослыми. Однако подобные рисунки не обязательно говорят о том, что ребенок реально играет в семье главенствующую роль; они могут свидетельствовать о том, что ребенок лишь стремится к такой роли. Доминирование собственной фигуры на рисунке может достигаться разными средствами: выдвижением себя на передний план с отодвиганием остальных на задний, помещением себя на какое-нибудь возвышение (на стул, на горку), изображением на себе высокой шапки (верх которой оказывается верхней точкой рисунка) и т. п.
Расположение фигур на листе. Прежде всего определяется, имеется ли между изображенными членами семьи какой-либо контакт. Это может быть физический контакт (соприкасающиеся руки или тела) или же какая-то общая деятельность. Изолированность фигур друг от друга – показатель недостаточно насыщенных эмоциональных отношений в семье. Если изолирована только одна какая-либо фигура, то это, скорее всего, отражает слабую связь данного члена семьи с остальными. Изображение себя отдельно от остальных – свидетельство ощущения своей изолированности в семье (это ощущение не обязательно соответствует действительности). При серьезных нарушениях внутрисемейного общения фигуры разных членов семьи нередко отделены друг от друга перегородками, помещены в разных комнатах или же рисуются на разных листах.
Иногда встречается сверхплотное расположение фигур, когда они частично перекрывают друг друга. Это говорит либо о том, что в семье действительно сверхтесные связи, либо о потребности ребенка в таких связях (чаще всего одно сочетается с другим: привыкнув к сверхтесному контакту, ребенок уже не может обходиться без него в силу недостатка самостоятельности). Повышенная плотность расположения фигур часто встречается в неполных семьях, поскольку в таких семьях у родителя часто возникает чрезмерная «замкнутость» на детях.
Интервалы между фигурами более или менее соответствуют близости отношений. Например, если ребенок изобразил две пары: себя рядом с сестрой и отдельно – родителей, стоящих один рядом с другим, то это может говорить о том, что дети в семье в значительной мере живут своей, отдельной от родителей жизнью. Полезно посмотреть, кого из членов семьи ребенок поместил рядом с собой. Обычно это тот, с кем автор рисунка ощущает наибольшую близость.
Последовательность изображения членов семьи. Первым обычно изображается член семьи, наиболее значимый для ребенка. В отличие от величины изображения, отражающего отношения доминирования («кто в семье главнее»), последовательность изображения связана со значимостью человека именно для ребенка, а не вообще в семье. От расположения рядом с собой, отражающего эмоциональную близость, последовательность изображения отличается тем, что значимость может определяться чисто бытовыми обстоятельствами (например, тем, кто проводит с ребенком больше всего времени) и не соответствовать эмоциональному отношению ребенка к данному человеку.
Демонстративные дети часто начинают рисунок семьи с собственного изображения. Застенчивые, тревожные дети часто рисуют себя в последнюю очередь.
Поза, выражение лица, детализированность. При анализе позы персонажей используются те же критерии, что и в методике «Рисунок человека», только на этот раз они должны быть отнесены не к самому ребенку, а к его восприятию того персонажа, поза которого анализируется. Так, если ребенок изобразил одного из членов семьи в экстравертной позе, а другого – в интровертной, то это означает, что именно так он их и воспринимает (очень часто, хотя и не всегда, это восприятие оказывается вполне адекватным). Если все члены семьи изображены в одинаковой позе, той же, что и в методике «Рисунок человека», то это, скорее всего, проявление идентификации ребенка с другими членами семьи, приписывания им собственных особенностей.
Агрессивная поза какого-либо из членов семьи (поднятая рука, преувеличенная кисть руки) может свидетельствовать о его реальной агрессивности по отношению к ребенку или импульсивности (взрывчатости).
Изображение кого-либо со спины– показатель конфликтного отношения. Если ребенок изображает со спины себя самого, то это свидетельствует либо о конфликтном отношении к семье в целом, либо о чувстве своей отвергнутости, неприятия другими членами семьи. Так же трактуется изображение в профиль, если оно повернуто не к другим членам семьи, а от них.
Выражение лиц изображенных членов семьи может отражать либо чувства ребенка по отношению к ним (улыбка – положительное отношение, мрачная гримаса – негативное или двойственное отношение), либо представления ребенка об отношении к нему. Большой рот, особенно с зубами, – признак того, что данный член семьи проявляет по отношению к ребенку вербальную агрессию (часто на него кричит).
Степень детализированности рисунка – показатель эмоционального отношения к данному члену семьи. Наиболее любимые члены семьи рисуются подробнее, с большим количеством деталей, чем менее любимые.
Соотношение состава реальной и нарисованной семьи. Отсутствие какого-либо члена семьи говорит либо о том, что он мало значим для ребенка, либо (чаще) о конфликтных отношениях ребенка с ним, негативных эмоциях по отношению к нему (это не значит, что эмоции чисто негативны: они могут быть амбивалентными, то есть двойственными). Часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что обычно связано с конкурентностью отношений.
Отсутствие на рисунке себя– частый признак того, что ребенокчувствует себя в семье отверженным. Степень выраженности этого ощущения проверяется с помощью вопроса: «А ты никого не забыл?» Если ребенок так и не вспоминает, что он не нарисовал себя, то следует более прямой намек: «Я точно знаю, что ты еще кого-то не нарисовал». Если и это не приводит к дополнению рисунка, то проверяющий впрямую говорит: «Ты забыл нарисовать себя». Бывает, что даже после прямого указания ребенок уходит от изображения себя, объясняя, что «не осталось места», что себя он может нарисовать на другом листе и т. п. Это свидетельствует о весьма сильном чувстве отверженности.
Появление «дополнительных» членов семьи(отсутствующих в реальности) говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью как недостаточную, в чем-то ущербную. Чаще всего дополнительной фигурой оказывается отец, который в реальной семье отсутствует. В этих случаях можно полагать, что у ребенка очень сильно желание иметь отца, полную семью.
Изображение большого количества предметов (мебель, стены комнаты, деревья, если семья изображена в лесу) обычно встречается в тех случаях, когда в семье ослаблены и формализованы контакты, недостаточен уровень эмоционального общения. В этом отношении особенно показательны рисунки, которые начинаются не с изображения людей, а с изображения различных предметов. Аналогичные рисунки встречаются и у аутизированных детей: в этом случае недостаток эмоционального общения обусловлен не семейной атмосферой, а неспособностью ребенка к такому общению.

Медведева Людмила Викторовна,
воспитатель МАДОУ детский сад № 11
г. Балаково Саратовской области

«Обучение дошкольников технологии пейзажной живописи»

Пейзаж, который видит перед собой человек, обычно является
отражением мира, который скрывается в его душе.
Альберт Санчес Пиноль..

Пейзаж - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

Пейзаж – это «портрет» природы. Изображение природы содержит в себе определенную долю познавательной информации, но это «не наглядное пособие по географии». Пейзаж, вовсе не пересказ с натуры. Изображая пейзаж, художник концентрирует наше внимание на тех увлекательных, красивых, интересных моментах в природе, которых мы могли бы не заметить. Тем самым художник воспитывает любовь к природе, эстетический вкус. И наоборот, любовь к природе порождает интерес к картине и желание самому взяться за краски и кисть.

Живопись - один из видов изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-нибудь поверхность. Классификация живописи может быть различна.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.
Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней. Воздействуя на эмоции ребёнка своими качествами (совершенством формы, разнообразным изменчивым колоритом) природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению отношения к объектам и явлениям природы. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
«Леса учат человека понимать прекрасное», - говорил А.П. Чехов.

Очень часто можно замечать, что многие дети, не зная законов рисования и изображения предметов, интуитивно передают знакомый им пейзаж без ошибок в пространственном изображении. Детям нравится рисовать то, что они видят перед собой и на бумагу, во время занятий переносится частичка души ребенка. После этого они очень трогательно относятся к своим работам и тем местам которые изобразили на своем пейзаже.
1. Возрастные особенности обучения пейзажному рисованию
В пейзажной живописи выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста.
1. Доступность содержания пейзажной живописи для детского восприятия. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их возрасту и опыту.
2. Содержание картины должно носить воспитывающий гуманистический характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений.
3. Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональнее, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей, глубже раскрывает само содержание изображения.
4. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, ритм).
Каждый возрастной период имеет свои особенности. Впервые обучение пейзажному рисованию начинают в старшем дошкольном возрасте. К этому времени дети приобретают умение воспринимать художественные произведения различного содержания, т.е. не только те, где предстает занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину дети теперь воспринимают иначе: о многом они догадываются, многое могут вообразить, с легкостью определяют описываемое время года, характерные признаки осени, весны, зимы, краски, которые выбрал художник для их передачи.
Основные задачи обучения дошкольников сюжетному рисунку:
1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.
2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).
3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.
4. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.
5. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:
а) приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа);
б) формировать умения изображать в рисунке главное, то есть те предметы и элементы, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшие группы);
в) формировать умения передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);
г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, деталей (со средней, но в основном в старших группах).
6. Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.
7. Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) и замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности: композиции, колорита и др.
8. Подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, то есть формировать способность художественного творческого, восприятия рисунков.

Беседа с детьми проводится как индивидуально, так и подгруппой.
Рассматривание картины И.И.Шишкина «Перед грозой» с вопросами.

1. Сюжетно композиционный центр, выделение главного в пейзажах:
a) Про что художник хотел рассказать в этой картине? Что здесь самое главное?
b) Как он выделил главное?
c) Почему именно это художник выделил в картине?
2. Линия горизонта:
a) Покажи, где на картине небо сходится с землей?
b) Чего в картине больше: земли или неба?
c) Почему художник в этой картине написал больше неба (земли)?
3. Многоплановость:
a) Какие предметы в картине написаны далеко?
b) Как ты догадался, что они написаны дальше? Как художник показал это?
c) Какие предметы написаны в картине ближе, чем другие? Почему именно эти предметы художник написал ближе, чем другие?
4. Формат:
a) Как художник расположил лист бумаги, чтобы написать эту картину?
b) Почему именно так художник положил лист?
В ходе беседы отвечать как можно более полно и развернуто.
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: lydmilacassina (28.09.2019)
Просмотров: 303
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz