Главная
Регистрация
Вход
Суббота
06.07.2024
04:24
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [110]
Конспекты, презентации [147]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

 Каталог статей 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА.

Автор: Варенцова Наталья Владимировна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №1 г.Балаково Саратовской области

Особенности семейного воспитания ребенка с общим недоразвитием речи
В последние годы население страны резко разделилось на несколько уровней по доходам. Если раньше тоже имелись более и менее обеспеченные семьи, и это не имело принципиального значения при работе с детьми в ДОУ, то сейчас ситуация в корне изменилась. Кроме того, что открылось много частных и полукоммерческих детских садов, школ, различных центров, в которых наряду с другими специалис-тами работают и логопеды, и в обычных государственных учреждениях контингент родителей также поменялся. И это касается не только материальной обеспеченности. Другим стало отношение многих родителей к образованию своих детей. Причем, к сожалению, не только в лучшую сторону. Можно выделить следующие взгляды на данную проблему:
• родные (чаще – бабушки) хотят дать своему ребенку все, чего не могли когда-то получить сами. Материальный достаток, как они считают, теперь позволяет сделать это. В результате, не обращая внимания на объективные речевые, а часто и психологические проблемы ребенка, его с самого раннего возраста отдают в различные кружки, секции и т.д., где он зачастую получает ненужный багаж знаний, а насущные задачи своевременно не решаются. Таким образом, к моменту поступления в школу речевые проблемы усугубляются, и уже в 1-м классе ребенок делается отстающим учеником со всеми вытекающими отсюда последствиями;
• родители, имеющие высокий достаток и считающие, что за деньги можно купить все, устраняются от работы с ребенком. Их подход к специалистам таков: «Я заплачу любые деньги, только не вмешивайте меня в это, мне некогда». Опытные логопеды считают этот вариант одним из самых сложных. Технически работа может быть выполнена блестяще, но при отсутствии поддержки родных ребенок не закрепляет результат, не имеет заинтересованности, его окружает крайне неблагоприятный психологический фон;
• родители, которые не только заинтересованы в своевременной помощи своим детям, но и очень ответственно подходят к этой работе. Как говорят специалисты, с такими родителями сотрудничать – одно удовольствие. Эти мамы, и все чаще – папы, интересуются методической и популярной педагогической и психологической литературой, много читают, но при этом очень взвешенно подходят к применению каких-либо приемов в отношении своего ребенка. Они нередко приходят к логопеду и психологу ДОУ, советуются, вносят свои предложения. Здесь только одна опасность, от которой должен уберечь молодых родителей специалист, – чрезмерное увлечение новомодными непроверенными педагогическими технологиями;
• родители, составляющие основную массу (хотя их стало все же меньше), которые недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая, что это издержки возраста и потом все пройдет. Они приводят массу оправданий речевым недостаткам своих детей, припоминая всех родственников, которые в детстве тоже плохо говорили. После неоднократных напоминаний такие родители иногда будут выполнять задания и рекомендации логопеда, ходить на консультации к специалисту;
• родители совсем не обращают внимания на своих детей, что происходит в так называемых неблагополучных семьях. Здесь задача специалистов оказать ребенку максимально возможную помощь без поддержки родственников;
• есть еще немало семей, выбивающихся из общего ряда (религиозные, беженцев, педагогов, неполные), и к каждой необходим очень взвешенный и дифференцированный подход.
Технология взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
Одним из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности логопеда ОУ является взаимодействие с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Родители в известной мере привыкают к речи детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. В связи с этим в ходе работы ставятся цели:
• оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
• создать условия для активного участия родителей в воспитание и обучение ребенка;
• помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка;
• выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком;
• сформировать уверенный и спокойный стиль воспитания;
• помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
• разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях
Значимость взаимодействия с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей.
Как же логопед детского сада должен построить свою работу? С чего начать?
В первую очередь нужно установить доверительные отношения, психологический контакт с родителями. Только когда логопеду доверяют, убеждаются в его компетентности, в том, что он все сделает для ребенка, с ним будут плодотворно сотрудничать.
Но, предположим, логопед молодой, только начинает работать. Все родители хотят, чтобы их детьми занимался опытный специалист. Как в этом случае быть? Вот здесь и пригодятся знания психологии. При первой же встрече с родителями, которая бывает на родительском собрании, необходимо представить себя в наиболее выгодном свете. Не надо изображать чрезмерную компетентность, это будет выглядеть фальшиво. Не следует и трястись от страха, показывая свое волнение: можно добиться обратного эффекта. Просто подумайте сами, какому молодому логопеду вы доверили бы своего ребенка? Спокойному, открытому для контакта, уверенному в своих знаниях и возможностях, не скрывающему отсутствия большого опыта (если его совсем нет, об этом лучше не говорить), готовому сделать для ребенка все, что в его силах, постоянно самообразовывающемуся и призывающего к этому других.

Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей имеющими нарушение речи. Вот некоторые из них.
1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.
2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.
3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.
4. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.
5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.
6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
7. Сохранять конфиденциальность информации.
8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.
9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.
10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.
11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям, далеким от логопедии, и создадут барьер в общении.)
12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».
13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.
14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности. Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда. Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителям. Использование при проведении встреч с родителями опорных конспектов, всевозможных карточек, схем, таблиц и других вспомогательных материалов, безусловно, предпочтительнее чтения текста «по бумажке», что часто вызывает у родителей «сон с открытыми глазами». Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.
Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ», учитель-логопед строит свое общение с родителями.
Методы и приемы взаимодействия учителя-логопеда с родителями
Родителей надо привлекать к активному участию в обучении с первых месяцев пребывания их ребенка в специальной группе. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядно-информационной форм работы.

Родительские собрания
В течение года проводится несколько родительских собраний (от 3 до 5), тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей.
Основная задача, которая стоит перед учителем-логопедом на начальных этапах работы с родителями, - формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.
В этих целях можно использовать следующие приемы:
• разъяснение необходимости логопедической работы с использованием, например, рассказ о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекционной работы;
• рассказ об итогах работы логопедической группы в предыдущие годы: большой эффект производит демонстрация записей дефектной и исправленной речи с использованием аудио- и видеокассет, в результате чего родители наглядно могут убедиться в том, как многому научатся их дети в специальной группе;
• подчеркивание необходимости систематических занятий и роли в коррекционной работе родителей.
• логопед в доступной форме объясняет родителям суть речевого дефекта детей, знакомят с популярной литературой по речевому нарушению.
На первом собрании необходимо расположить к себе родителей (тут, кстати, важен и внешний вид). Логопед должен четко обрисовать общие проблемы детей группы, не переходя на личности, представить несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных, рассказать об общих правилах режима ДОУ и объяснить, почему их обязательно нужно выполнять. Родители сразу должны уяснить важность своего участия в общей работе. Конкретно о каждом ребенке лучше говорить в индивидуальной беседе, даже если родители не против озвучивания своей проблемы при всех. Как показывает практика, в дальнейшем из-за этого могут возникнуть трудности.
Еще один совет опытных специалистов: никогда не давать гарантий и не делать дальних прогнозов. «Посмотрим, как пойдут дела. Сделаем все, что можно. Думаю, что он справится. Будет нелегко, но надо стараться», — вот примерный набор фраз, которые следует использовать в беседе со слишком настойчивыми родителями. Как показывает многолетняя практика, иногда возникают настолько непредвиденные ситуации, что лучше заранее никого не обнадеживать.
В первые две недели учебного года логопед проводит полное обследование ребенка для уточнения диагноза, выявления психологических особенностей. На этом этапе необходима индивиду¬альная встреча с родителями, на которой логопед бли¬же знакомится с условиями проживания ребенка, его окружением, собирает анамнестические данные. Некоторые логопеды в целях более полного сбора информации на первом собрании раздают родителям большой вопросник, чтобы на индивидуальной встрече уже был предмет для обсуждения.
Родителей знакомят с целями и задачами программы обучения, методами ее реализации, информируют об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать коррекционной работе, дают четкое представление о характере и мере их участия в коррекционных занятиях.
Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.
В середине октября проводится следующее собрание, на котором родители знакомятся с результатами завершенного обследования, и логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь. На этом собрании родители также знакомятся со знаниями, умениями детей по различным видам деятельности (математические представления, развитие речи, конструктивные и изобразительные навыки и т. д.), а также с требованиями программы массовой группы для детей данного возраста и с требованиями школы к умственному и психическому развитию детей к моменту поступления в I класс.
Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопедической группы.
Затем, в течение учебного года, проводятся как минимум еще два родительских собрания с различной тематикой.
Одно из собраний можно провести в виде круглого стола «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?»
Родительские собрания – важный элемент стратегии общения с семьей, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.
В подготовке родительского собрания могут участвовать родители, воспитатели.
Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе логопеда и родителей являются консультации.
Они бывают фронтальные и индивидуальные.
Фронтальные проводятся один раз в месяц, например в третью среду месяца. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на весь период обучения или целый учебный год, при необходимости она может меняться. Приведу примерный перечень тематических консультаций:
• готовность детей к звуковому анализу;
• постановка и автоматизация отдельных групп звуков;
• как следить за автоматизацией звука в домашних условиях
• обучение детей с ОНР рассказыванию;
• обучение грамоте детей с ОНР.
• артикуляционная гимнастика.
• развитие мелкой моторики
• развитие мышления.
• работа над сказками.
• работа с книгой
• речевые игры дома.

В индивидуальном порядке проводятся консультации для тех, чьи дети испытывают трудности в усвоении программы.
Для родителей даются открытые индивидуальные (или подгрупповые) и фронтальные занятия, на которых они могут видеть, как работают все дети, как занимается их ребенок, знакомятся с приемами работы по той или иной теме, что позволяет им оказать помощь своим детям дома. Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.
Перед занятием учитель-логопед разъясняет его цель, обращает внимание на используемые методы и приемы. Постепенно родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников коррекционного процесса, видя, как их дети преодолевают свой речевой дефект. Вопросы учителя-логопеда могут быть обращены и к родителям, и к ребенку, что создает на занятии непринужденную атмосферу. Совместные занятия способствуют более ответственному отношению родителей к выполнению домашних заданий учителя-логопеда.
Открытое фронтальное занятие – это экзамен, который держат логопед и воспитатели вместе с детьми перед родителями. Но вместе с тем это экзамен и для родителей. Тот, кто был хорошим помощником ребенку, кто обращался за советами и старался им следовать, был не наблюдателем и судьей, а активным участником большой повседневной работы, тот на этом открытом занятии будет вознагражден, видя успех своего ребенка. После посещения таких занятий у родителей возникают вопросы. Если в начале года родителей приходится убеждать в том, что их помощь необходима, то теперь картина меняется: они сами идут в кабинет к логопеду с вопросами, с наблюдениями, с сомнениями, проявляют активность и заинтересованность.
В конце учебного года в подготовительной группе проводится итоговое фронтальное занятие, на которое приглашаются родители.
Цель занятия – показать знания детей, их умение переключаться, готовность детей к школе.
Наглядно – информационная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, они активизируют родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.
Наиболее используемая форма работы – это наглядная информация. Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ её подачи имеет не меньшее значение, чем её содержание. Родитель должен быть привлечён ею и заинтересован. Информация даётся крупным печатным шрифтом и регулярно обновляется в зависимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, но не реже одного раза в месяц.
Информационные стенды в нашей группе находятся в групповой раздевальной комнате, их два. Один стенд «Уголок логопеда» оформляется в соответствии с задачами и планом работы на неделю.
На втором стенде «Наша дружная группа» помещается информация, значимая для данной группы. Учитель-логопед и воспитатели группы для детей с особенностями развития работают в тесном контакте, обсуждая информацию, которая будет находиться на стенде.

Информационный лист еженедельно обновляется, так как лексическая тема меняется каждую неделю.
Также готовим памятки для родителей.
Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.
Папка-передвижка представляет собой сменяемый несколько раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.
Библиотека игр и упражнений также является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В логопедической библиотеке есть все пособия, используемые на фронтальных логопедических занятиях. Все годы существования нашей группы библиотека пополняется благодаря оригинальным идеям, предложениям самих родителей, подбором практического материала на практическую тему, изготовлению пособий самими родителями. Руками родителей и детей сделаны: «звуковые линейки» для определения места звука в слове, «звуковые полотна» для звукового анализа, «светофорчики» для дифференциации твёрдых и мягких согласных и т.д.
Полезным для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.

Идеи для вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом

Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения
1. Первые визиты в детский сад. Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
2. Вводные собрания. После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями, дефектологом и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.
3. Телефонные звонки. Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.
4. Конференции родителей и воспитателей. Конференции — это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Используйте письменные формы общения
1. Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
2. Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
3. Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
4. Доска объявлений. Доска объявлений — это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях детского сада, расписании на день и др.
5. Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
6. Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка — это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов
Развивайте работу, направленную на родителей
1. Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
2. Информация для родителей и их обучение. Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
3. Неформальные встречи родителей и воспитателей. Это тематические встречи, вечера и т.п.
4. Обмен литературой. Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.
Предложения для работы с родителями
1. Уважение к роли родителей. Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями, педагогами и родителями.
2. Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.
3. Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество. У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.
4. Будьте терпеливыми. Участие родителей – возможно, новая область для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.
5. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление. Родители и педагоги ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и педагоги нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка.
6. Поддерживайте тесные контакты. Каждый педагог должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.
7. Постарайтесь вовлекать всю семью. Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.
8. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Проводите собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы для воспитания детей.
9. Сохраняйте конфиденциальность. Доверие – неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.
10. Учитесь навыкам сотрудничества. Проводите совместные обучающие занятия родителей и педагогов для укрепления их сотрудничества.
11. Создайте консультационную группу по проблемам семьи.
Описанные формы взаимодействия с родителями эффективно применяются мною в течение ряда лет, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. Только совместная работа логопеда, воспитателей и родителей, направленная на осуществление общих задач, дает основания рассчитывать на положительные результаты.
Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…

Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: varnatvlad (11.08.2019) | Автор: Варенцова Наталья Владимировна E W
Просмотров: 303
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz