Главная
Регистрация
Вход
Суббота
06.07.2024
04:26
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [110]
Конспекты, презентации [147]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Требования к организации туристических походов с детьми старшего дошкольного возраста на территории детского сада.
Требования к организации туристических походов с детьми старшего дошкольного возраста на территории детского сада.
Слайд 1
Посещение детского сада должно предоставлять дошкольникам возможность получения ярких, незабываемых впечатлений. В настоящее время развитие образовательного (детского и молодежного) туризма в России как одного из направлений культурно-познавательного вида туризма приобретает особую актуальность, становясь одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма. Это подтверждается поручениями Президента Российской Федерации от 11.10.2012 № ПР-2705, данными по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, состоявшегося 25.09.2012 года. Актуальной становится проблема приобщения детей дошкольного возраста к элементарным видам туристической деятельности и формирования у них туристических умений.
Слайд 2
Туристический поход - одна из новых и интересных форм воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Это комплексный вид деятельности, т.к. параллельно решается несколько задач:
 физического воспитания,
 расширения кругозора,
 формирования навыков грамотного поведения в природе,
 закрепления названий растений и животных,
 воспитания личностных качеств.
Слайд 3
Его целями является:
 детальное знакомство с территорией детского сада;
 знакомство детей с назначением определённых предметов, необходимых в походе;
 закрепление на практике знаний основ безопасного поведения в природе;
 воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде, формирование желания вести здоровый образ жизни.
Для системы дошкольного воспитания больше подходит термин «прогулка-поход», предложенный Натальей Ивановной Бочаровой. Главное отличие прогулок-походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности. Дошкольный туризм, представляющий собой двигательную активность на открытом воздухе, позитивно влияет на физическое развитие растущего организма.
Слайд 4
Основной целью проведения прогулок-походов в ДОУ является приобщение детей к здоровому образу жизни через целенаправленную двигательную активность в процессе прогулок, экологическое воспитание дошкольников.
Слайд 5
Виды прогулок-походов могут быть следующие:
 спортивные (полоса препятствий, кросс, подвижные игры на природе)
 познавательные (знакомство с окружающим миром, природой, достопримечательностями своего края)
 оздоровительные (прогулки в лесной зоне, других природных сообществ)
 экологические («Земля без мусора», «Поможем птицам», «Сохраним растение» и т.д.).
Слайд 6
Задачи прогулок - походов:
Образовательные:
– закрепить правила поведения в природе;
– формировать познавательную активность детей.
Развивающие:
– способствовать оздоровлению детей;
– способствовать развитию физических качеств и прикладному использованию двигательных способностей;
– развивать пространственное ориентирование;
Воспитательные:
– формировать самостоятельность и инициативу при решении двигательных задач;
– способствовать формированию дружеских взаимоотношений, взаимопомощи.
В отличие от обычной прогулки, прогулки-походы должны иметь оздоровительную направленность, быть насыщены двигательной деятельностью.
Важно перед началом похода провести предварительную работу. Поговорить о правилах безопасного поведения в походе, объяснить детям, для чего нужно быть организованными, внимательными, слушать педагога.
Слайд 7
При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов:
1) возраст детей;
2) уровень двигательной подготовки;
3) состояние здоровья;
4) погодные и климатические условия.
Определённое место должна занимать и подготовка детей к прогулкам — походам, чтобы дети могли получить определенные представления о туризме и походах. Обязательным условием является наличие удобной, подходящей по погоде одежды и обуви. Желательно иметь при себе бутылку с водой и одноразовые стаканчики.
Слайд 8
Подготовка педагога к прогулке-походу:
 Определить безопасный маршрут, спланировать мероприятие, согласовав его с администрацией ДОУ;
 Выбранный маршрут тщательно изучить, пройти руководителю похода;
 Привлечь родителей воспитанников к участию в походе;
 Подготовить необходимое снаряжение;
 Провести инструктаж по технике безопасности и правилам поведения со всеми участниками.
Слайд 9
Основная задача воспитателя при проведении прогулок-походов состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. При этом необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельность, распределять физическую нагрузку. Определяя место походов в режиме дня, следует отметить, что их длительность зависит от возраста, подготовленности детей. Лучшее время для похода сразу после первого занятия. Желательно планировать его на конец недели, чтобы обеспечить активный отдых детей.
Слайд 10
В содержание прогулки-похода можно включить:
 Переходы к местам отдыха с преодолением естественных препятствий и выполнением двигательных заданий;
 Беседы-наблюдения;
 Подвижные и дидактические игры;
 Зрительная гимнастика;
 Индивидуальные и подгрупповые задания;
 Самостоятельная двигательная деятельность;
 Сбор природного материала;
 Сюрпризный момент.
При организации туристического похода в крупных городах педагоги сталкиваются с проблемой выхода с детьми за пределы дошкольного учреждения. А территория детского сада обычно небольшая, типичная для большинства учреждений.
Слайд 10
В отличие от многих дошкольных учреждений города, нашему детскому саду несказанно повезло с территорией. Когда заходишь в калитку, то кажется, что попадаешь в какой-то сказочный лес. Здание ДОУ практически утопает в зелени деревьев. Чего тут только нет: огромные ели, сосны, туи, тополя, берёзы, клёны, кудрявые рябинки, кусты сирени, ирги, смородины. На участке гр.№15 растёт яблонька, а между участками гр.№6 и гр.№1 – огромная плакучая ива. Летом разбиваются клумбы и сажается огород. Есть лужайка, на которой растёт множество полевых растений. Так что педагогам нашего детского сада есть где разгуляться, проявить фантазию и выдумку при организации походов. Несколько лет назад в саду проходил конкурс на лучшую разработку экологической тропы. А так как у нас 14 групп, то результатом стала целая коллекция разработанных маршрутов для проведения походов по территории детского сада с посещением различных стоянок. А ещё, один и тот же маршрут можно разнообразить, используя его в различные времена года.
Я хочу представить вашему вниманию маршрут, разработанный нашей группой.
Здесь есть схема маршрута со стрелками и названиями стоянок. Разработаны краткие конспекты их посещения с выделением объекта для наблюдения, перечнем вопросов для детей, стихами и загадками, подвижными, спортивными, дидактическими играми, сбором природного материала, индивидуальной работой с воспитанниками.
Проведение похода требует тщательной подготовки. Планируя поход по территории детского сада, мы выбираем подходящий маршрут. В группе беседуем с детьми о туристах, особенностях их жизни, различных видах походов. Дошкольники узнают, что существуют походы в лес, к водоёмам, в горы или даже на Северный полюс. Значительно облегчают путь туристам велосипеды или байдарки. Заинтересовать дошкольников идеей похода поможет наглядный материал: иллюстрации и фотографии. Некоторые дети уже бывали в подобных путешествиях со своей семьёй и с увлечением сами расскажут о них, принесут из дома фотографии.
Идея проведения такого похода найдёт поддержку и у родителей воспитанников. Так, в назначенный день дошкольники придут в детский сад экипированными удобной спортивной обувью, головными уборами, рюкзачками с сухим пайком туриста - и, конечно же, воодушевлённые предстоящим путешествием.
Для того чтобы заинтересовать детей в походе, на стоянках лучше всего «поселить» сказочных обитателей: Лесную Фею, Лешего, Старичка – лесовичка, Разбойника, Доктора Айболита и даже Спасателя МЧС. На каждой точке маршрута детям предлагаются увлекательные и полезные рассказы и задания героев: испытания на выдержку, ловкость и смелость – у Разбойника, рассказы о том, как вести себя в лесу, чтобы не навредить его обитателям – от Лесной Феи, интересные задания с лекарственными растениями на лужайке – от Айболита. Леший расскажет дошкольникам о правильном использовании костров, Старичок – лесовичок – о том, как собрать палатку и туристическое снаряжение, а Спасатель посоветует, как вести себя в экстремальной ситуации.
Слайд 11
Каждый маршрут снабжён картой со стрелками от пункта к пункту, благодаря чему, во время похода дети попадут к разным героям в определённой последовательности, научатся ориентироваться на территории детского сада.
Путешествие станет увлекательным приключением для всех воспитанников. Ориентируясь по карте, дошкольники с увлечением найдут ожидающих их героев, выполнят задания, ответят на вопросы, поиграют, посоревнуются.
Особенно долгожданным окажется привал, когда уставшие и полные впечатлений дети достанут из своих рюкзаков сухой паёк и смогут насладиться отдыхом на природе.
На территории нашего ДОУ есть спортивная площадка, которая оснащена баскетбольной стойкой, шведской стенкой, прыжковой ямой, уличной массажной дорожкой для профилактики плоскостопия. Весной, летом и осенью остановками для наблюдения и беседы нашего похода становятся огород, зелёная лужайка с различными полевыми растениями: подорожник, пижма, одуванчик и др. На метеостанции можно понаблюдать за состоянием погоды — направлением ветра (флюгер), температурой (термометр), а также узнать стороны света с помощью компаса и определить время по солнечным часам. У рябинок располагается скворечник, где можно понаблюдать за его обитателями. Зимой мы строим снежные конструкции-лабиринты, горки, постройки для метания снежками, снежные скульптуры, развешиваем кормушки для птиц.
Результатом использования в работе прогулок-походов стало то, что дети активно и с удовольствием включаются в предложенную деятельность, у них повысился интерес к физическим упражнениям, воспитанники хорошо ориентируются на территории ДОУ и знают, какие объекты окружают наш детский сад,
Такая взаимосвязь форм и видов работы обеспечивает целостность всего воспитательно-образовательного процесса. Прогулки-походы становятся эффективным средством решения оздоровительных задач, оказывают влияние на всестороннее развитие личности дошкольника. Туризм создаёт большие возможности для развития различных двигательных умений и навыков детей, способствующих укреплению здоровья и всестороннему гармоничному формированию личности.

Литература:
 Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Теплюк, — Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011.
 Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений Н. И. Бочарова Издательство: АРКТИ, 2004
 Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2013.
 Организация деятельности детей на прогулке/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. — Волгоград: Учитель, 2013.
 Перечень поручений по итогам заседания Совета по культуре и искусству от 11.10.2012 № Пр-2705, п.3
 Программа Т. Завьяловой «Туристята», журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2008 год
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: Черняк (24.01.2019)
Просмотров: 564
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz