Главная
Регистрация
Вход
Суббота
06.07.2024
04:27
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [110]
Конспекты, презентации [147]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Статья на тему: Познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста
Статья на тему: «Познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста»
Для рассмотрения познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста прежде всего следует сформулировать некоторые определения. Познавательной активностью дошкольников принято считать активность, которая проявляется непосредственно в процессе познания. Ее основными проявлениями является заинтересованная реакция на новую информацию, стремление уточнить и расширить собственные знания, постараться найти ответы на возникшие вопросы, проявить творческий подход к познанию, попробовать применить полученные знания на другом материале.
Согласно определению Г.И. Щукиной познавательная активность – это качество личности, включающее стремление ребенка к познанию и выражающее интеллектуальный отклик на процесс познания. Именно познавательная активность диктует стремление наиболее полно и широко изучить предметы и явления окружающего мира.
Периодом всплеска познавательной активности является дошкольный возраст, именно тогда наиболее ярко проявляется интерес к познанию мира во всем его разнообразии. Это качество принято определять как познавательный интерес, т.е. избирательную направленность психических процессов на определенные предметы и явления окружающего мира, потребность в эвристической деятельности и получении удовольствия от нее. Следует заметить, что познавательным можно назвать далеко не всякий интерес.
Ребенок дошкольного возраста является активным исследователем окружающего мира, ему все важно, все интересно, он стремится найти ответы на все вопросы. Система дошкольного образования как раз и создана для того, чтобы развивать любознательность и воображение ребенка, вовлекать его в самостоятельную деятельность, расширять его кругозор. Все это относится к познавательной деятельности, а лучшим вариантом для ее развития является организация и проведение действий, направленных на познание. Любая деятельность приводит к тому, что ребенок познает окружающий мир, получает опыт взаимодействия с различными предметами и людьми, приобретает знания и навыки, происходит активизация психических и волевых процессов, развиваются интеллектуальные способности, идет психоэмоциональное развитие личности.
Обратимся к непосредственному рассмотрению познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Вся система образования – как дошкольная, так и школьная ее составляющие – нацелена на то, чтобы не просто дать ребенку некую сумму знаний, а научить его искать эти знания, самостоятельно получать их. Научить ребенка «добывать» знания можно только через его интерес, увлечение и стремление к занятиям. Интерес является реальной побудительной причиной действий, которую сам человек воспринимает как весьма важную и значимую, и представляет собой положительное оценочное отношение человека к его деятельности. Особой сферой интереса является познавательный интерес; столь характерный для детей дошкольного возраста, он проявляется в познавательной деятельности и позволяет ребенку овладеть необходимыми способами, умениями и навыками приобретения знаний.
Прежде чем целенаправленно использовать детское любопытство, любознательность и воспитывать интерес, следует разобраться в том, какие интересы характерны для детей дошкольного возраста. Интересы детей в этот период чрезвычайно многообразны: определенные навыки самообслуживания, выполнение поручений взрослых, чтение, рисование, лепка, конструирование, разнообразные игры, физические упражнения, музыка, танцы. Правильный подход к воспитанию и использование природного детского интереса могут оказать большое влияние на развитие способностей и склонностей ребенка. К старшему дошкольному возрасту игра переходит в новую фазу развития, когда происходит моделирование реальных отношений между людьми, а затем эти социальные отношения и общий смысл деятельности взрослых становятся содержанием игры. Очень важным в старшем дошкольном возрасте для детей становится соблюдение правил, установленных в игре, причем сами дети серьезно контролируют правильность их выполнения. Игровые действия в старшем дошкольном возрасте имеют тенденцию к сокращению, потере первоначального значения и замещению словами, когда дети просто вербализируют то, что должны сделать по сюжету игры, и не выполняют непосредственно озвученное действие. В старшем дошкольном возрасте игра на определенный сюжет может занимать детей до нескольких часов и даже нескольких дней.
Независимо от возраста можно проследить общую структуру подобных игр, поскольку в них всегда присутствует определенная тема, сюжет, роль каждого участника, какой-то игровой материал и игровые действия, которые воспроизводят действия взрослых людей. Кроме того, игры имеют огромное значение для развития психики ребенка, поскольку учат выстраивать общение с другими детьми и взрослыми, подчиняться правилам игры и контролировать свои поведенческие импульсы, помогают формированию нравственных понятий и психических процессов, закладывают основы новой продуктивной деятельности.
При переходе от раннего возраста к дошкольному помимо игры активно начинают развиваться познавательные интересы ребенка. Если в возрасте до трех лет ребенок в основном интересуется внешней стороной явления, а не его причиной, названием конкретного предмета, а не способом его употребления, то в дошкольном возрасте ребенок начинает интересоваться причинами того или иного явления, целью и способами использования различных предметов. Познавательный интерес возникает у детей как реакция на все новое, неизвестное или противоречащее его прежним представлениям.
Еще Л.С. Выготский отмечал развивающую функцию познавательного интереса, поскольку в момент возникновения интереса к предмету или явлению происходит активизация психических процессов, человек становится более сосредоточенным, активным, испытывает потребность в общении. Особенно это касается ребенка, для которого общение с взрослым является возможностью узнать суть и причину явлений, назначение и возможность использования предметов Познавательный интерес является определенным критерием развития ребенка дошкольного возраста и очень важен для его когнитивного развития и дальнейшего обучения, поскольку интеллектуальная активность ребенка напрямую зависит от уровня его интереса к предмету. Ребенок дошкольного возраста долго, продуктивно и творчески может заниматься только тем, что вызывает его интерес. С точки зрения Л.А. Венгера интерес дошкольника выполняет развивающую, образовательную, а также воспитательную функции.
Особенно активно познавательный интерес проявляется в среднем и старшем дошкольном возрасте – так называемом возрасте «почемучек». Очень важно серьезно относиться к детским вопросам и четко отвечать на них в меру понимания ребенка, одновременно стимулируя ребенка задавать новые вопросы. В силу того, что в дошкольном возрасте ребенок не всегда может точно сформулировать свой вопрос или мысль о каком-то предмете или явлении, следует попутно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и обращать внимание ребенка на другие предметы, развивая его словарный запас, наблюдательность, внимание, память, способность ориентироваться в окружающем мире.
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: yekatmanzhosowa2017 (27.03.2019) | Автор: Екатерина E
Просмотров: 356
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz