Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
02:41
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [111]
Конспекты, презентации [148]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

«Специфика обучения старших дошкольников композиции в сюжетном рисовании».

Гильванова Земфира Фанисовна. воспитатель МАДОУ детский сад № 38
Дети должны жить в мире
Красоты игры, сказки, музыки,
Рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский
Творчество - процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия - положительная и светлая. Она приносит ребенку состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и ребёнку. Ведь всякий человек по природе - творец.
Рисование - самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Но, как правило, творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к образовательной деятельности по изобразительному искусству, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Для старших дошкольников рисование не просто забава, но еще и труд. Как и любое творчество, рисование требует от человека увлеченности, упорства, умение сосредоточить свои силы и внимание на том, что делаешь.
Сюжетное рисование - это изображение нескольких предметов, объединенных единым содержанием. Существует три основных разновидности сюжетного рисования:
-по собственному замыслу;
-рисование на заданную тему;
-рисование иллюстраций к прочитанным произведениям.
Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Наблюдая за природой, знакомясь с литературными произведениями, дети старшего дошкольного возраста испытывают яркие впечатления, которые и учатся передавать в процессе сюжетного рисования.
Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:
- научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
- научить правильно, передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
- развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
- развивать чувство цвета.
Во время обучения сюжетному рисованию дети знакомятся с основными требованиями к композиции сюжетного рисунка и иллюстраций, учатся передавать в рисунках формы, пропорции, пространственное размещение предметов. Что же такое композиция? Композиция – это определенное расположение предмета в пространстве и его связь с другими предметами. Композиция помогает передать движение, динамику.
Более 500 лет назад итальянскими художниками Пьеро дела Франческо, Леоном Батиста Альберти, Леонардо да Винчи были открыты законы изображения пространства:
1. Предметы меняют свою величину от расстояния, чем они дальше, тем меньше кажутся.
2. Когда предметы уменьшаются, то уменьшается и расстояние между ними. 3. Если предмет удаляется, то он превращается в точку.
4. Предмет можем видеть одновременно не более, чем с трех сторон.
5. Горизонт – линия, где небо сходится с землей, линия горизонта всегда находится на уровне наших глаз.
6. Все ближние предметы (передний план), дальние (задний план).
Композиционным умениям начала обучать с начала года. Работу проводила как фронтально, так и индивидуально. Для фронтальных форм брала наблюдения, чтения, беседы, выходы в кукольный театр, организацию занятия лепкой, аппликацией, рассматривание картин, иллюстраций. На индивидуальную работу выносила такие формы, как изготовление трафаретов и работу с ними, изготовление игр «Составь картинку», «Ближе-дальше», использование настольно- печатных игр «Моя любимая сказка»...
Прежде, чем начать работу над сюжетным рисунком предварительно обговариваем тему работы с каждым ребенком, предлагаю рассказ:
- что будет главным в рисунке?
- как будут изображены предметы на переднем плане?
- на заднем плане устанавливаем взаимосвязь между ними.
Чтобы научить детей делать эскиз своего будущего рисунка, так называемый подготовительный рисунок, я ввела рисование простым карандашом.
На каждом занятии напоминаю правила рисования простым карандашом:
1) Рисовать простым карандашом нужно легко, без нажима. Линию проводить только один раз.
2) Простым карандашом нужно прорисовывать только самое главное, без мелких деталей.
Дети не всегда охотно пользовались простым карандашом, так как не умеют регулировать силу нажима, боятся испортить рисунок. Чтобы преодолеть страх детей старалась похвалить, поощрить, помочь:
- брала руку ребенка в свою, чтобы дать ему тактильное ощущение, рисовала сама,
- учила детей сравнивать рисунки с эскизом и без него.
Отмечала, что рисунки с подготовленным контуром получаются богаче по замыслу. Когда ребенок видит набросок, он представляет свою будущую картину, легче ориентируется, что добавить, что убрать, что исправить. А рисунок, выполненный красками, исправить практически невозможно. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.
Фон – слово французское, оно означает поверхность, которая находится позади предмета. Кроме устойчивости фон придает рисунку впечатление глубины, большого пространства. В своей группе мы предлагаем детям тот или иной фон, соответствующий теме. Фон листа определит и выбор красок, над чем дети работают самостоятельно.
В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет нам поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему.
Самостоятельный выбор сюжета учит детей осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия.
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
Творческая работа воображения основана в первую очередь на богатстве опыта. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. В качестве натуры мы используем более сложные и разнообразные предметы. Вначале натура проста - фрукты, овощи, в старшей группе дети учатся видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними, - форма круглая, удлиненная или сплющенная и т.д.
Одним из способов обучения детей композиционным умениям является анализ, который я проводила как фронтально, так и индивидуально.
При анализе я использую, например, такие вопросы:
- кто главное действующее лицо в рисунке?
- не сползло ли изображение в сторону?
- не тесно ли рисунке на листе бумаги?
Сюжетные рисунки стали полнее по содержанию, интереснее по форме изображения. Рука у детей окрепла, свободней и точнее стали движения, глаз острее чувствует форму, рисунки приобретают эстетический вид. Обучая детей композиции в сюжетном рисовании, для себя я выяснила, что подготовка должна быть длительной с использованием художественного слова, наблюдений, показом приемов выполнения работы, рассматриванием множества иллюстраций, сравнением, чтобы дети фантазировали. И с помощью карандашей и красок рассказали на бумаге, что они увидели, прочувствовали.
Таким образом, рисование не только обучает тем или иным навыкам, развивает творческие способности и эстетический вкус ребенка, а также раскрывает его как личность, помогая решить задачи психологического характера, выразить свое отношение к окружающему миру, быть более успешным в социуме, уверенным и активным.Гильванова Земфира Фанисовна. воспитатель МАДОУ детский сад № 38
Дети должны жить в мире
Красоты игры, сказки, музыки,
Рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский
Творчество - процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия - положительная и светлая. Она приносит ребенку состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и ребёнку. Ведь всякий человек по природе - творец.
Рисование - самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Но, как правило, творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к образовательной деятельности по изобразительному искусству, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Для старших дошкольников рисование не просто забава, но еще и труд. Как и любое творчество, рисование требует от человека увлеченности, упорства, умение сосредоточить свои силы и внимание на том, что делаешь.
Сюжетное рисование - это изображение нескольких предметов, объединенных единым содержанием. Существует три основных разновидности сюжетного рисования:
-по собственному замыслу;
-рисование на заданную тему;
-рисование иллюстраций к прочитанным произведениям.
Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Наблюдая за природой, знакомясь с литературными произведениями, дети старшего дошкольного возраста испытывают яркие впечатления, которые и учатся передавать в процессе сюжетного рисования.
Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:
- научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
- научить правильно, передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
- развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
- развивать чувство цвета.
Во время обучения сюжетному рисованию дети знакомятся с основными требованиями к композиции сюжетного рисунка и иллюстраций, учатся передавать в рисунках формы, пропорции, пространственное размещение предметов. Что же такое композиция? Композиция – это определенное расположение предмета в пространстве и его связь с другими предметами. Композиция помогает передать движение, динамику.
Более 500 лет назад итальянскими художниками Пьеро дела Франческо, Леоном Батиста Альберти, Леонардо да Винчи были открыты законы изображения пространства:
1. Предметы меняют свою величину от расстояния, чем они дальше, тем меньше кажутся.
2. Когда предметы уменьшаются, то уменьшается и расстояние между ними. 3. Если предмет удаляется, то он превращается в точку.
4. Предмет можем видеть одновременно не более, чем с трех сторон.
5. Горизонт – линия, где небо сходится с землей, линия горизонта всегда находится на уровне наших глаз.
6. Все ближние предметы (передний план), дальние (задний план).
Композиционным умениям начала обучать с начала года. Работу проводила как фронтально, так и индивидуально. Для фронтальных форм брала наблюдения, чтения, беседы, выходы в кукольный театр, организацию занятия лепкой, аппликацией, рассматривание картин, иллюстраций. На индивидуальную работу выносила такие формы, как изготовление трафаретов и работу с ними, изготовление игр «Составь картинку», «Ближе-дальше», использование настольно- печатных игр «Моя любимая сказка»...
Прежде, чем начать работу над сюжетным рисунком предварительно обговариваем тему работы с каждым ребенком, предлагаю рассказ:
- что будет главным в рисунке?
- как будут изображены предметы на переднем плане?
- на заднем плане устанавливаем взаимосвязь между ними.
Чтобы научить детей делать эскиз своего будущего рисунка, так называемый подготовительный рисунок, я ввела рисование простым карандашом.
На каждом занятии напоминаю правила рисования простым карандашом:
1) Рисовать простым карандашом нужно легко, без нажима. Линию проводить только один раз.
2) Простым карандашом нужно прорисовывать только самое главное, без мелких деталей.
Дети не всегда охотно пользовались простым карандашом, так как не умеют регулировать силу нажима, боятся испортить рисунок. Чтобы преодолеть страх детей старалась похвалить, поощрить, помочь:
- брала руку ребенка в свою, чтобы дать ему тактильное ощущение, рисовала сама,
- учила детей сравнивать рисунки с эскизом и без него.
Отмечала, что рисунки с подготовленным контуром получаются богаче по замыслу. Когда ребенок видит набросок, он представляет свою будущую картину, легче ориентируется, что добавить, что убрать, что исправить. А рисунок, выполненный красками, исправить практически невозможно. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.
Фон – слово французское, оно означает поверхность, которая находится позади предмета. Кроме устойчивости фон придает рисунку впечатление глубины, большого пространства. В своей группе мы предлагаем детям тот или иной фон, соответствующий теме. Фон листа определит и выбор красок, над чем дети работают самостоятельно.
В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет нам поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему.
Самостоятельный выбор сюжета учит детей осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия.
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
Творческая работа воображения основана в первую очередь на богатстве опыта. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. В качестве натуры мы используем более сложные и разнообразные предметы. Вначале натура проста - фрукты, овощи, в старшей группе дети учатся видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними, - форма круглая, удлиненная или сплющенная и т.д.
Одним из способов обучения детей композиционным умениям является анализ, который я проводила как фронтально, так и индивидуально.
При анализе я использую, например, такие вопросы:
- кто главное действующее лицо в рисунке?
- не сползло ли изображение в сторону?
- не тесно ли рисунке на листе бумаги?
Сюжетные рисунки стали полнее по содержанию, интереснее по форме изображения. Рука у детей окрепла, свободней и точнее стали движения, глаз острее чувствует форму, рисунки приобретают эстетический вид. Обучая детей композиции в сюжетном рисовании, для себя я выяснила, что подготовка должна быть длительной с использованием художественного слова, наблюдений, показом приемов выполнения работы, рассматриванием множества иллюстраций, сравнением, чтобы дети фантазировали. И с помощью карандашей и красок рассказали на бумаге, что они увидели, прочувствовали.
Таким образом, рисование не только обучает тем или иным навыкам, развивает творческие способности и эстетический вкус ребенка, а также раскрывает его как личность, помогая решить задачи психологического характера, выразить свое отношение к окружающему миру, быть более успешным в социуме, уверенным и активным.

Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: Sedoy (19.03.2023)
Просмотров: 232
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz