Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
07:41
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [111]
Конспекты, презентации [148]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Сопровождение ДОУ семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития ребенка с ОВЗ становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно. Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.
Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, формировать позитивные перспективы его развития. В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию.
Этапы процесса сопровождения семей с детьми с ОВЗ
1. Первая встреча : наглядная информация, размещенная в ДОУ.
2. Прохождение ПМПК: из которых родители могут узнать подробнее о том нарушении, которое диагностировано у ребенка, о необходимости специализированной помощи, о дошкольном учреждении в целом
3. Вторая встреча: встреча администрации и узких специалистов. Цель этой встречи — познакомить родителей с правилами требованиями ДОУ.
Родители должны четко представлять себе свои права и обязанности. На этой встрече обговариваются и заключаются договоры между родителями и ДОУ.
4. Поступление ребенка: перед педагогическим коллективом стоит задача поближе познакомиться с каждой семьей собой. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование проводится комплексно: логопедом, педагогом, психологом, учителем-дефектологом, мед. работником. Основными методами изучения семей являются наблюдение, проведение анкетирования, опросов, индивидуальные беседы и консультации, изучение документов. Учитель – дефектолог проводит диагностику по методикам. Логопед проводит обследование речи и речевого аппарата,степень осведомленности и готовности к совместной работе. Воспитатель собирает информацию от родителей по следующим направлениям «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Здоровье моего ребенка», «Взгляд родителей на воспитание детей в семье с ОВЗ» и др. Помимо этого, выявляет социальный статус семей, условия проживания, образование и т. д. Психолог выявляет тип семьи и тип семейного воспитании .Мед. работник выявляет особенности здоровья каждого ребенка и отношение родителей к его сохранению и укреплению; ожидания и запросы родителей по сохранению здоровья детей.
Изучение и анализ полученных сведений позволяет на заседании ПМПк заполнить карту параметров социального анамнеза семей, определить степень принятия проблем своего ребенка, уровень мотивации родителей к сотрудничеству.
5. Установление контакта педагога с семьёй, воспитывающей ребенка с ОВЗ
6. Мотивировать семью на консультацию к специалистам (неврологу, психиатру и т.д.).
7. Планирование коррекционной работы в ДОУ, консультирование по организации среды в домашних условиях, маршрута развития работы со специалистами. Этот этап предполагает составление перспективного плана взаимодействия с семьями на учебный год (с возможными изменениями и дополнениями в ходе его реализации). Работа планируется, исходя из трех составляющих: из итогов проведенного исследования семей, из анализа запросов и пожеланий родителей.
Организация совместных мероприятий детей с ОВЗ и родителей:
• родительские собрания, конференции,
• консультации, беседы,
• вечера для родителей,
• круглый стол для родителей,
• тематические выставки,
• попечительский совет,
• встречи с администрацией,
• посещение семей на дому,
• родительский комитет.
Формирование адекватного, реалистичного отношения к возможностям ребенка, как в семье, так и в детском коллективе в соответствии с его достижениями.
9. Практический этап. Он объединяет работу в трех направлениях: коррекционно-педагогическое, психологическое, медицинское.
10. Оценка эффективности проводимой работы.
Подобная работа необходима, прежде всего для педагогов и родителей она также способна помочь руководителю ДОУ провести необходимую коррекцию, повысить уровень профессионального мастерства воспитателей в области сотрудничества с семьей.
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходи¬мо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного ап¬парата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступ¬ные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методичес¬ких приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанни¬ков и способствующие нормализации эмоционального поведения, форми¬рованию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной де¬ятельности.
Задача ДОУ помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.
Необходимо организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.
Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности

Источник: http://1. Беляева М.А., Кузнецова И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург, АМБ, 2011. 2.Ме
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: gorylevaev80mailru (17.01.2019) | Автор: Горылева Екатерина E
Просмотров: 426
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz