Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
02:35
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [111]
Конспекты, презентации [148]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Делаем добрые дела
Комитет образования администрации
Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад компенсирующего вида №1»
г. Балаково Саратовской области

Проект
«Делаем добрые дела»
в старшей логопедической группе №6
( от 5 до 6 лет)

Баринова Светлана Николаевна,
учитель – логопед
Юлова Анна Васильевна,
Крючкова Татьяна Викторовна,
воспитатели МАДОУ детский сад №1

2018г.



Проект «Делаем добрые дела»
Тип и вид проекта: познавательно – игровой, общественно-полезный, групповой.
Участники проекта: воспитатели, учитель – логопед, дети, родители.
Возраст: 5-6 лет.
Продолжительность: месяц - ноябрь.

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
(Н. Тулупова.)



Актуальность проекта:
Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена: особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие. Проблемы нравственного воспитания становятся всё более актуальными. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него.
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень не простое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить из окна машины на дорогу мусор, не заводить детей ради сохранения материальных благ. Мы начинаем, спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов для детей при живых родителях и для родителей при живых детях. Будущее нации – в руках самой нации. Именно поэтому одной из задач Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
Все это способствовало возникновению идеи создания познавательно – игрового, общественно-полезного проекта для детей дошкольного возраста «Делаем добрые дела» на базе детского сада.



Цель проекта: формировать первоначальные представления о нравственных чувствах и эмоциях.

Задачи:
1. Формировать у детей доброжелательные отношения ко всем людям и ко всему окружающему миру.
2. Способствовать развитию представления детей о понятиях «добро», «зло» их важности в жизни людей.
3. Активизировать стремление ребенка совершать благородные поступки, радоваться результату.
4. Поощрять умение оценивать поступки окружающих и свои.


Ожидаемые результаты:
обогащение опыта детей в сфере нравственного воспитания путем использования разных методов и приемов; пополнение словарного запаса детей; формирование стремления к добрым делам и поступкам, научится делать простые выводы, видеть не только в других, но и самое важное в себе плохое и хорошее.


Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- рассматривание сюжетных картин, прослушивание музыкальных произведений,
- заучивание стихов, пословиц, поговорок,
- игры,
- экскурсии,
- наблюдения.

Продукты проекта: разработанные рекомендации и консультация для родителей; выставка рисунков «Мои добрые дела»; изготовление кормушек,
коллективная работа «Дерево добрых дел».





ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I Подготовительный
- информация родителей о предстоящей деятельности;
- довести до участников важность данной темы;
- определение цели и задач проекта;
- составление плана работы;
- подбор и изучение методической литературы;
- подготовка оборудования, материалов;
- подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, репродукций сюжетных картин, организация развивающей среды в группе.

II. Основной этап.
1.Беседы с детьми:
«Что такое доброта?», беседа о добрых поступках и делах, «Для чего нужны кормушки», «Добро и зло в сказках», «Уроки добра».
Рассказ ребенка о добром деле, которое он совершил, обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета.


2. Ознакомление детей с художественной литературой:
«Волшебное слово» В.Осеева, «Самое страшное» Е.Пермяк, «Просто старушка» В.Осеева, «Вовка - добрая душа» А. Барто, В. Катаев «Цветик-семицветик», Г. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «Хаврошечка», чтение пословиц и поговорок о доброте, М. Яснов «Мирная считалка», Я. Аким «Жадина», З. Александрова «Птичья столовая».
Слушание в аудиозаписи песен о доброте:
«Если добрый ты» муз.М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда», «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика», «Что такое доброта?» (группа «Барбарики»).
Рассматривание сюжетных картин и просмотр мультфильма:
Просмотр мультфильма «Цветик - семицветик».
Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки».
Дидактические игры: «Оцени поступок», «Маленькие помощники», «Ласковое слово», «Комплементы», «Вежливые слова», «Клубочек волшебных слов», «Помоги зайчику», «Цветок доброты», «Я умею уступать».
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Семья».
Пальчиковые игры: «Дружба», «Дружный коллектив»
Подвижные игры и упражнения: «Волшебное слово» (с мячом), «Мы веселые ребята», «Смешинка», «С добрым утром».
Хозяйственно-бытовой труд. Игровая ситуация «Как жители страны Грязнуль и Беспорядка хотели забрать у нас игрушки».


Взаимодействие с родителями
Активное участие в изготовлении кормушек для птиц.
Консультация «Воспитание у детей доброты и милосердия».
Рекомендации «По воспитанию доброжелательности у старших дошкольников».
III Заключительный этап
Коллективная работа «Дерево добрых дел»
1. Подведение итогов проекта.
2. Анализ результатов работы.


В ходе реализации проекта у детей:
- научились налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
- возникает желание совершать добрые дела;
- постоянно пользуются при общении со взрослыми и сверстниками вежливыми словами;
- бережно стали относится к живой природе;
- расширилось представление о понятиях «добро» и «зло»;
- родители приобрели знания и практические навыки при взаимодействии с ребенком, они с удовольствием принимали участие в проекте.

Продукт проектной деятельности.
 Выставка рисунков «Мои добрые дела».
 Изготовление кормушек.

Список литературы:
1.Богуславская Н.Е. , Купина Н.А. «Весёлый этикет. Развитие коммуникативных способностей детей». – Екатеринбург, «Арго»,1997г.
2.Большакова И.А. «Формирование компетентного отношения старших дошкольников к себе», журнал «Управление ДОУ», №2/ 2008г.
3.Есина Л.Д. «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников» - М.: «Скрипторий 2003», 2008г.
4.Каплан Л.И. «Посеешь привычку, пожнёшь характер» - М.: Просвещение, 1976г.
5.Фёдорова Т.И., Примак О.Г. «Социально – личностное развитие детей при подготовке к школе», журнал «Управление ДОУ», №8/ 2008г.








Беседа «Что такое доброта?»
Цель: формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.
Задачи:
 помочь понять детям понятия «добро» и «зло»;
 способствовать развитию у детей начала социальной активности, желание заботиться о других.
Предварительная работа: ситуативный разговор о добрых словах, оказание посильной помощи младшим, дидактическое упражнение «Скажи ласково».
Ход беседы
1.Чтение стихотворения
Не жадничаю никогда,
Жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу.
Люблю я всех ребят.
О каком человеке рассказано в стихотворении?
Противоположный человек доброму человеку?
Как ведут себя добрые люди?
Какие слова говорят добрые люди?
Какое настроение у добрых людей?
В жизни каждый из нас надеется на встречу с добрым человеком. В самом деле, едва человек родился, он попадает в добрые материнские руки.


Недаром в народе говорят: «При солнышке тепло, при матери добро» Сколько ласковых и нежных слов говорит вам мама!
Папа тоже, самый близкий и родной человек. Когда папа дома, с ним многому можно научиться, не только умениям и навыкам, но и выдержке, спокойствию, доброжелательным отношениям к людям.
«Отец сына худому не научит» - говорится в пословице.
К людям старшего возраста нужно также относиться с уважением, бережно. Кто они такие, люди старшего возраста? Они прожили долгую жизнь, много знают и умеют.
Послушайте стихотворение «Если бабушка болеет»
Если бабушка болеет, я на цыпочках хожу.
Сяду у ее постели и тихонько посижу.
Я поправлю ей подушку, подбодрю и добрым словом,
Прошепчу я ей на ушко, скоро будешь ты здорова.
Только слушайте врачей, вовремя лекарство пей.
А как вы заботитесь о своих бабушках и дедушках?



Физкультминутка.
Осенью, весною, летом и зимою
Мы во двор выходим дружною семьёю
Встанем в круг и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой и качаю головой.
Все вы, конечно знаете, что о младших сестрах и братьях, нужно заботиться, помогать папе и маме их растить.
У кого есть младшие братья или сестры?
Сколько им лет? Как вы о них заботитесь?
Есть много пословиц и поговорок о добре.
1. Добро не горит и не тонет.
2. Доброе дело два века живет.
3. Доброе слово лучше мягкого порога.
А что вы можете сказать о себе? Какие вы?
Я думаю, что доброта заложена в человеке с рождения. Ведь говорят, что «Доброта есть жизнь»
О каком важном качестве человека мы сегодня с вами говорили?



Беседа: «Для чего нужны кормушки?»

Цель.
 Обобщать знания детей о предназначении кормушек для птиц.
 Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях
Ход беседы.

- Какое сейчас время года? (Зима).
- Какие изменения произошли в природе? ( День стал короче, небо хмурое, птиц стало меньше).
- Вы любите загадки? (да)

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

«В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)»


«Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует».
(Воробей)

«Зимой на ветках яблоки,
Скорее собери,
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это» (снегири).

- Молодцы, все загадки отгадали.
- Скажите, пожалуйста, чем питаются птицы? ( Насекомыми, крошками хлеба, семечками)
- Правильно.
- А вот пшено, овес любят воробьи, синицы любят несоленое сало.
- Как мы можем помочь птицам в холодное, зимнее время? (вешать кормушки, кормить).
- Сегодня мы с вами выйдя на прогулку, повесим кормушку и насыпем в нее корм и может быть спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады и парки.
Сделайте дома вместе с родителями кормушки из пакетов молока, сока, и вы тоже поможете птицам пережить холодное время года.


Беседа: «Добро и зло в сказках»

Цель: формировать у детей представление о добре и зле.
Задачи:
 Побуждать детей к активному восприятию знакомой сказки.
 Вызвать эмоциональный отклик на знакомых сказочных героев.
 Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло.
 Учить думать, сопереживать.
 Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях.
 Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам.

Ход беседы
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Есть на свете страна – это сказка!
Чудесами полна, волшебством,
Дети любят её – там прекрасно!
Всех чарует своим колдовством!
Воспитатель: А любите ли вы сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Много сказок знаете? Молодцы, назовите мне сказки и сказочных героев, которых вы знаете.


Ответы детей.
Воспитатель: Чем же отличаются сказки от других произведений?
Дети. В сказках могут говорить и звери и растения, с ними происходят необычные приключения.
1. Основная часть.
Воспитатель: А что вам больше всего нравиться в сказках? Добро или зло?
Ответы детей.
Воспитатель: Что всегда побеждает в сказках добро или зло?
Ответы детей.
Воспитатель: А давайте все вместе сделаем дорогу добра! Для этого надо взяться за руки и каждому по очереди назвать слово, образованное от слова ДОБРО.



Дети:
• Доброжелательный,
• добродушный,
• добродетельный,
• добросовестный,
• добросердечный,
• добропорядочный,
• добродетель,
• добронравный,
• доброта,
• доброкачественный,
• добрый,
• Добрыня.
Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по знакомым сказкам. Издавна русские люди придумывали сказки: себе на забаву, младшим на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом, и изображалось это по-разному: на примере людей, зверей или необычных существ. Но черты характера оставались неизменными.



Игра «Узнай героя и назови сказку». Узнай героя и назови сказку. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили.
• Кот в сапогах, сказка «Кот в сапогах», Шарль Перро
• Снежная королева, сказка «Снежная королева», Ганс Христиан Андерсен
• Золушка, сказка «Золушка», Шарль Перро
• Змей Горыныч, сказка «Василиса Прекрасная», русская народная
• Конек-горбунок, сказка «Конёк - горбунок», Пётр Ершов
• Буратино, сказка «Приключения Буратино или Золотой ключик», Алексей Толстой
• Людоед, сказка «Мальчик – с- пальчик», Шарль Перро
• Чиполлино, сказка «Приключения Чиполлино», Джани Родари
• Кощей Бессмертный, сказка «Царевна лягушка», русская народная
• Баба-Яга,сказка «Гуси - лебеди», русская народная
• Карабас, сказка «Приключения Буратино или Золотой ключик», Алексей Толстой
• Дюймовочка, Сказка «Дюймовочка», Ганс Христиан Андерсен



Воспитатель: Злые персонажи, как правило, имели отталкивающую внешность, скверный характер и вредные привычки. А добрые персонажи, наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.
Воспитатель: «Добро» и «зло» – главные моральные понятия в жизни. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.
Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека. Поэтому во всех русских сказках добро противостоит злу, каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.


Воспитатель: Мы немного засиделись, предлагаю провести веселую физкультминутку «Иван Царевич».
Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой, Шаги на месте.
Волшебным он взмахнет мечом
И Змей-Горыныч нипочем. Мах правой, мах левой рукой.
Сделал выпад раз и два –
Отлетела голова. Выпады правой ногой, руки на колено, полуприседание.
Еще выпад три-четыре
Отлетели остальные. Выпады левой ногой, руки на колено, полуприседание.

Воспитатель.
- А теперь пришла пора поиграть в игру: «Стань волшебником».
Цель: разложить, используя характеристики, красные и синие квадраты. Выяснить каких квадратов больше «добрых» (красные) или «злых» (синие).


Воспитатель: (перечисляет характеристики. Дети выкладывают цветные квадраты на столах)
• трусость,
• сострадание,
• жестокость,
• терпение,
• любовь,
• забота,
• зависть,
• жадность,
• дружба,
• отзывчивость.
Воспитатель:
- дети, давайте посчитаем, сколько каких квадратов.
Дети:
- шесть красных «добрых» и четыре синих «злых».
Воспитатель:
- дети, каких квадратов больше!
Дети: «Добрых!»
Воспитатель:
- так и в сказках добро всегда побеждает зло.


Игра «Назови лишнее слово» (словесная игра).
Цель: развитие фонетического внимания.
• мастерить, сооружать, ломать, создавать
• храбрый, смелый, трусливый, отважный
• грустный, печальный, веселый, унылый
• благородный, рыцарский, подлый, геройский
• драться, ссориться, дружить, ругаться
• веселый, радостный, задорный, грустный
Воспитатель:
- а сейчас, предлагаю вам следующую игру: «Узнай героя сказки».
Цель: отгадать загадку и узнать сказочного персонажа. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили. (Воспитатель читает загадки)


Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый … (Доктор Айболит.)

В ступе летаю, детей похищаю.
В избе на куриной ноге проживаю.
Красавица златокудрая, а зовут меня (Б. Яга)

В его любимой песенке поется:
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно. (Кот Леопольд).

А дорога – далека,
А корзинка – не легка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)


Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена … (Крокодил.)

Для него прогулка — праздник,
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух.)

Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз…
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Кто расспросит девочку об её пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?
На загадку можете отвечать теперь. (Красная Шапочка и волк.)



Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)

Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили
Но костра горячий жар
Превратил дочурку в пар
Дед и бабушка в печали
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
Возле леса на опушке,
Трое их живёт в избушке
Там три стула и три кружки
Три кроватки, три подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Воспитатель: молодцы все загадки отгадали. Ребята, а о ком были эти загадки?
Дети: о сказочных героях.
Воспитатель: а где живут сказочные герои?
Дети: в сказках.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в сказках какие герои побеждают добрые или злые?
Ответы детей.
1. Заключение.
Воспитатель: да, в сказках и в жизни всегда добро побеждает зло. Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим?
Ответы детей: добрыми, сердечными.
Воспитатель: Дети, наша беседа - игра подошла к концу, давайте скажем всем большое спасибо, возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра. (Песня В. Шаинского «В мире много сказок»)

Беседа: «Уроки добра»
Цели: формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека.
Задачи: развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие. Формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках.
Ход беседы.
Чтение стихотворения воспитателем.

«Вежливым и добрым быть совсем не трудно».

Вежливым и добрым быть совсем не трудно.
Надо лишь внимание к людям проявлять.
Старику, старушке при езде в автобусе,
Или же в автобусе место уступать.
Пожелать здоровья близким всем при встрече,
И «Всего хорошего», уходя домой.
Быть всегда опрятным, чистым и умытым,

Чтобы всем хотелось говорить с тобой.
Бабушке и маме без напоминания сразу помогать.
А свои игрушки, нужные вещички,
Вовремя на место с пола убирать.
Не болтать ногами сидя за обедом,
И не разговаривать когда суп во рту.
Защищать всех слабых, не кричать, не драться,
Сохранить стараться мира красоту.
Вежливым и добрым быть совсем не трудно.
Надо только правила знать и выполнять.
Этих правил много для детей хороших
Мы с тобою вместе будем изучать.
Воспитатель: о каких правилах вежливости и доброты говорится в стихотворении? Какие правила вежливости вы знаете еще? Почему добрый человек должен знать и выполнять правила вежливости?
(Ответы детей).
Воспитатель: что такое добро?
Дети: все положительное, хорошее, полезное.
Воспитатель: что такое доброта?
Дети: отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.
Воспитатель: о каком человеке можно сказать, что он добрый?
Дети: человек, делающий людям добро, отзывчивый, хороший.
Воспитатель: о каком человеке можно сказать, что он добродушный?
Дети: человек, добрый, мягкий по характеру.
Воспитатель: о каком человеке можно сказать, что он добросердечный?
Дети: человек, обладающий добрым сердцем, ласковый.
Воспитатель: ребята, есть люди, которые особенно нуждаются в теплоте, доброте, заботе – это инвалиды. Инвалиды – это люди, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться, не видят или не слышат, не могут сами позаботиться о себе. Поэтому о них должны позаботиться мы. Как мы можем помочь этим людям.
Дети: Принести продукты. Помочь перейти через дорогу. Помогать во всем, быть внимательными.
Воспитатель: А сейчас вспомните какую сказку мы читали вчера? Как она называется?
Дети: «Цветик – семицветик».
Воспитатель: понравилась сказка?
— Кто главный герой сказки?
— Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок?
— Как вы поняли, что старушка была доброй феей?
— Какой вам показалась Женя? Что вы о ней можете сказать?
— Объясните, как вы это поняли.
— Какие из желаний, которые загадала Женя, вам показались пустяковыми, ненужными? Почему вы так решили?
— Какие желания показались важными? Объясните, почему вы так думаете.

Воспитатель: сколько лепестков было у цветка? 7
— А теперь давайте вспомним, сколько лепестков Женя потратила зря? (6) Почему?
Воспитатель: на что потратила Женя последний лепесток(7).
- Женя помогла больному мальчику вновь стать здоровым.
— Этот поступок Жени заслуживает восхищения?
Воспитатель: а можно было Жене обойтись без волшебного цветка? Давайте сейчас вместе с вами найдем правильное решение.
1 ситуация: Женя потерялась. Как бы вы поступили, если бы вы оказались в незнакомом месте?
Обратились за помощью к прохожим. Назвали свой адрес.
2 ситуация. Женя захотела, чтобы у нее была такая же игрушка, как у девочки. Как надо поступить? (Ответы детей)
3 ситуация. Мальчики не приняли Женю в игру. Как можно договориться с мальчиками? (ответы детей).
Воспитатель: А мне хочется услышать какие поступки можно делать, совершать без волшебства.
Дети, делятся своими мыслями:
(не сориться, помогать старшим, не обижать слабых, быть честными, прийти на помощь тому, кому она нужна).


Консультация для родителей

«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия».

«Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни.
В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты мы, взрослые »
актер Е. Леонов

Наша с Вами задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим» – животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Поступки детей не всегда бывают справедливыми и добрыми. И наша задача каждодневно, целенаправленно вкладывать в детские головки, что смеяться над чужой бедой некрасиво.
Самое главное – это как же воспитать доброту в малыше? Очень трудно приводить ему какие – либо доводы и доказательства, не опираясь на его личный опыт, не узнав его мнения на этот счет.
С младшего дошкольного возраста детей, прежде всего, надо приучать делиться игрушками с друзьями. Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой – эта первая ступень к доброте: поделишься ты, поделятся и с тобой. Очень многому в этом плане

могут научить персонажи детской художественной литературы, произведений фольклора – малыши с удовольствием вживаются в их сюжеты.
В старшем же дошкольном возрасте у детей уже есть определенное мнение о том, что такое доброта. Задавая воспитанникам этот вопрос, я услышала очень много ответов, но многие и затруднялись, хотя и подбирали синонимы к этому слову: «хорошо», «красота», «внимание» и т. д. А на вопрос: «Кто такой добрый человек? » было названо огромное количество определений этого словосочетания, в итоге же все дети пришли к выводу, что с таким человеком все хотели бы общаться и дружить.
Самым важным моментом в воспитании доброты у ребенка является личный пример самих родителей. Авторитет родителей у ребенка всегда стоит на первом месте. Именно на Ваших примерах воспитываются наши дети, они как губка впитывают и ваше мнение, и ваше поведение и ваше отношение к доброте. Отсюда следует, что очень многое зависит от Вас, наши уважаемые помощники и партнеры в нелегком, но благородном деле воспитания детских душ.
В воспитании доброты и милосердия очень помогает чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не искупят свою вину.


Очень поучительны рассказы:
Н.Носова «Живая шляпа», «На горке», «Карасик», «Огурцы».
В.Осеевой – «Просто старушка», «Отомстила», а что стоит рассказ «Волшебное слово» про мальчика, который был грубый, невежливый и неблагодарный, пока однажды не встретился с дедушкой, который научил его одному «волшебному» слову и все вмиг изменилось. Когда его желания исполнились, он вспомнил, что забыл сказать слова благодарности, вернулся, но дедушку не нашел.
Стихи Е.Благининой «Посидим в тишине», «Трудный вечер» Н.Артюховой, «Вовка – добрая душа» А.Барто, В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Рассказ Э.Цюрупы «Олешек», в котором говорится, как летчик с мальчиком строят землянку, заготавливают дрова, сушат сухари. И это все для того, чтобы неизвестный друг, если попадет в буран, смог укрыться от непогоды.
Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик» учит детей заботе о людях, любви, состраданию и заботе. Ведь девочка, имея в руках волшебный цветок, тратит поначалу лепестки по пустякам и только когда у нее остается один последний лепесток, она использует его на помощь больному мальчику и получает огромную радость от того, что исцеляет безнадежно болеющего мальчика волшебством, а значит, она понимает, что сделав доброе дело, становится сама счастливее.


Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и
неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого человека. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
И, в заключение, хочется привести слова: «Добро, впитанное с молоком матери, продолжает жить до старости».


Пословицы о доброте
Большая душа, что большой костёр – издалека видна.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Доброе слово доходит до сердца.
Добрые умирают, да дела их не пропадают.
Добрый человек в добре проживёт век.
Добрый человек добру и учит.
Добрый человек лучше каменного моста.
Доброта без разума пуста.
Добрая семья прибавит разума – ума.
Доброму гостю хозяин рад.
Добрый друг лучше ста родственников.
Добрый человек придёт – словно свет принесёт.
Добрым быть – добрым и слыть.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Доброе дело само себя хвалит.
Доброго держись, а от худого отдались.
Доброе братство лучше богатства.
Доброму человеку что день – то и праздник.
Доброму человеку помощь не в убыток.
Добрый конь подо мною, а господь – надо мною.
Добрые дела лучше мягкого пирога.
Добрая наседка одним глазом зерно видит, а другим глазом коршуна.
Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.


Злому человеку не прибавит бог веку.
Злому – смерть, а доброму – воскресенье.
Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.
И собака старое добро помнит.
Жизнь дана на добрые дела.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Красота до вечера, а доброта навек.
Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Лучше не дари, но после не кори.
Ласковое слово – что весенний день.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
На ласковое слово не кидайся, а на грубое – не гневайся.
Неважно, лицо какое, было бы сердце золотое.
Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
Слушайся добрых людей – на путь наведут.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
Тьма свет не любит, а злой добра не помнит.
Учись доброму, тогда худое на ум не пойдёт.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Хорошему везде хорошо, доброму везде добро.
Час в добре побудешь – всё горе забудешь.

Поговорки о доброте
Вора миловать – доброго погубить.
Всяк добр, но не до всякого.
Древо познания добра и зла.
Добрая пора – пора из-за стола.
Доброму вору всё впору.
Доброму – добрая память.
Добрый пёс на ветер не лает.
Добрый привет и кошке приятен.
Добрым – добрая слава.
За доброго человека сто рук.
Мир не без добрых людей.
На хороший цветок и пчёлка летит.
От добра добра не ищут.
Свет не без добрых людей.


«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять.
(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)

«Дружный коллектив»

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики
Будут пальчики играть, наших деток забавлять
Утром рано мы проснулись, вверх скорее потянулись
(из кулачка пальчики разгибаются вверх)
Наши пальчики, ребятки, дружно делают зарядку.
Вверх, вниз, вверх, вниз, в кулачок и разожмись
(из кулачка выпрямляем пальчики)
Поздороваться нам надо
(прикасаются поочередно каждым пальцем к большому пальцу)
Пальчик мальчик, пальчик папа
Запираем на замок,
(переплетают пальчики в замок)
Чтоб открыть ни кто не мог.

(руки в замке выворачиваем от себя, вытягиваем перед собой.)
Потрясем теперь кистями
(трясут кистями рук)
Стали пальчики друзьями
(обхват рук)
Вот и кончилась зарядка, вам понравилось, ребятки?
Ручки наши не играют, на коленках отдыхают.
(руки кладут на коленки)


Дидактические игры
«Оцени поступок».
Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры
Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Маленькие помощники».
Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.
Материал: ящик, мишка.
Ход игры
К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.
Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.
Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук.

Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово».
Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
Материал: мяч.
Ход игры
Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Комплименты».
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
Ход игры
Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»
Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

«Вежливые слова».
Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.
Материал: котик, сумка.
Ход игры


Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.
«Клубочек волшебных слов».
Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.
Материал: клубочек из ниток.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.
«Помоги зайчику».
Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.
Материал: игрушечный зайчик.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.
«Цветок доброты».
Цель: продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.
Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.

«Я умею уступать».
Цель: учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.
Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассказать: умеют они уступить или поделиться. Для подсказки на столе лежат игрушки, конфеты, яблоко, а рядом со столом стоит стульчик. Дети рассказывают: «Я умею уступить игрушку, я умею делиться конфеткой» и т.п.


Сюжетно - ролевые игры
«Семья»
Цель: Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
«Больница»
Цель: воспитывать чувство ответственности, дружелюбия, уважение к профессии врача.
Подвижные игры
«Волшебное слово»
Водящий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, стойте, присядьте, встаньте на носочки, шагайте на месте…» и т. д.
Играющие повторяют движения лишь в том случае, если водящий добавит слово «пожалуйста». Тот, кто ошибается, выходит из игры.
«Смешинка»
Все дети встают в круг и каждому присваивается имя. Например: Кастрюлька, Половник, Скалка... Мы, чтобы никому не было обидно, называли всех кухонными
принадлежностями (а то, если одного назовешь Половником, а другого Меткий Глаз – обид не избежать).
Я был водящим. Моя задача – обходить детей по очереди и каждом задавать один вопрос. Задача детей – отвечать на вопрос одним словом – своим новым именем. Например:
— Как тебя зовут?
— Половник.
— Что ты сегодня ел?
— Кастрюльку.
Тот, кто рассмеется – выбывает из игры.


«Мы веселые ребята»
Цель: способствовать развитию у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи
Ход игры. Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.
Дети хором произносят текст:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать:
Раз, два, три — лови!
После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.
«С добрым утром!»
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
С добрым утром, глазки! (Указательными пальцами поглаживают веки.)
Вы проснулись? (Соединяют указательный и большой пальцы обеих рук, делают из пальцев «бинокль» и смотрят в него.)
С добрым утром, ушки! (Ладонями поглаживают уши.)
Вы проснулись? (Расставляют пальцы рук, прикладывают растопыренные ладони к ушам.)
С добрым утром, ручки! (Гладят то одну, то другую руку.)
Вы проснулись? (Хлопают в ладоши.)

С добрым утром, ножки! (Гладят коленки.)
Вы проснулись? (Топают ногами.)
С добрым утром, солнце! (Поднимают руки вверх.)
Я проснулся! (Смотрят вверх.)

Хозяйственно-бытовой труд в уголке игрушек

«Как жители Страны Грязнуль хотели забрать игрушки»

Цель: создание игровой ситуации для хозяйственно-бытового труда в уголке игрушек.
Задачи: формирование у детей трудовых навыков. Привитие любви к игрушкам, формирование правильного обращения с ними.
Воспитатель с детьми обнаружили, что в группе пропали игрушки, а на полке для игрушек лежит лист с чёрной кляксой.
Воспитатель делает предположение:
- Ребята, посмотрите внимательно, ваши игрушки украли жители страны Грязнуль. А знаете почему? Потому что вы, ребята, давно не мыли игрушки.
-Ребята, и что же нам теперь делать?
Вдруг слышится шум, появляются «жители страны Грязнуль».
Они говорят о том, что они любят грязные игрушки. Жители узнали, что в детском саду есть такие игрушки, потому что их не моют, бросают на пол, не любят их, есть в группе непричёсанные куклы. Поэтому они хотят их оставить себе.


Воспитатель предлагает детям обратиться к жителям страны Грязнуль и вернуть им игрушки, потому что детям будет скучно без игрушек в детском саду.
Дети обращаются к жителям страны Грязнуль, обещают любить игрушки, беречь их. Жители страны Грязнуль возвращают игрушки.
Дети трудятся в уголке игрушек: протирают полки, моют игрушки.





Рекомендации для родителей

«По воспитанию доброжелательности у старших дошкольников»

Доброжелательность - отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству. Формирование доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста осуществляется, прежде всего, в процессе усвоения детьми норм и правил поведения в обществе. Соблюдение правил поведения в обществе сверстников содействует становлению начал коллективных отношений, проявляющихся, прежде всего, в дружной совместной игре, в стремлении помогать друг другу, поддерживать общий порядок в группе, в умении считаться с другими, в бережном отношении к общим вещам.
1. Важным принципом в воспитании доброжелательности у ребенка является личный пример самих родителей. Авторитет родителей у ребенка всегда стоит на первом месте. Именно на примерах родителей воспитываются дети, они заимствуют ваше мнение, поведение и ваше отношение к доброте.
2. Обеспечивайте эмоционально насыщенное, содержательное общение со своим ребенком. Уделяйте внимание общению с ребенком, поддерживайте его дружбу со сверстниками, приглашайте их в гости и ходите сами, при этом уделяя внимание общению ребенка с другими.
3. Создавайте условия, побуждающие у детей чувства симпатии, привязанности, доверия к близким и сверстникам, стремление к взаимопониманию и сопереживанию.
4. Любите своего ребенка. Ласково называйте его по имени.


5. Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
6. Используйте положительные примеры из детской литературы при воспитании ребенка.
7. Поручайте заботу о животных и растениях своим детям.
8. Придумывайте вместе с детьми сказки, рассказы о доброте.
9. Не унижайте своего ребенка и не обсуждайте его поступки при других.
10. Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.
11. Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
12. Играйте вместе с детьми, это поможет вам лучше понять друг друга, сделает вашу семью дружнее и крепче.
13. Если у вас нет свободного времени, а ребенок приглашает вас играть, не отмахивайтесь от него, не говорите: «мне некогда», «играй сам» или «я устал, займись игрушками», дайте ему игровое задание.
14. Начать игру можно используя разные варианты: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; рассказ о том, как вы играли в детстве; рассказ про героя, который будет интересен ребенку.
15. В ходе игры создавайте ситуации, в которых ребенок может пожалеть, попереживать, порадоваться за персонажа. В игре он должен наглядно увидеть, как надо поступать, и что получается, если поступить плохо по отношению к другим людям.
16. Беседуйте с малышом об играх, в которые вы с ним играли (Можно ли было в игре поступить по другому? Поступил бы он как герой игры? и др.). После таких бесед ребенок задумывается о себе и своих поступках.
Категория: Проектная деятельность | Добавил: Анна (26.05.2019) | Автор: Юлова Анна Васильевна E
Просмотров: 992
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz