Главная
Регистрация
Вход
Суббота
06.07.2024
02:23
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [110]
Конспекты, презентации [147]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка и поэтому особое место в жизни детей занимает сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра обладает уникальными возможностями для
развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью,
- совершенствованию разговорной речи,
- обогащению словаря,
-формированию грамматического строя языка и т. д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.
Таким образом, если в качестве цели воспитатель выбирает развитие речи через сюжетно-ролевую игру, то он должен таким образом строить сюжет игры, чтобы в нее были включены элементы и игры-драматизации, хороводной и дидактической игры.
Некоторые дети – неуступчивы, не могут играть коллективно, им
требуется значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности. Интерес к игре у них неустойчив. Поэтому в процессе игры воспитателю необходимо много разговаривать с такими детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ребенок захочет попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей .
Кроме того, в сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их действия и отношение между ними. При этом нужно педагогу стремиться, чтобы дети комментировали свои действия: «Мама наливает чай»; «Шофер едет на машине», «Мама одевает дочку на прогулку» и т.п.
Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. «Я буду мама, а ты моя дочка», – говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. «Это у нас шофер», – решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль.
Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный
характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих. Обучение детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия и обязательно проговариваем: «Уложим куклу спать»; «Напоим куклу чаем», «Кукла Катя заболела, ее надо полечить»…
Усвоив эти действия, ребенок в состоянии играть самостоятельно.
Как уже было сказано, развитие речи через сюжетно-ролевую игру необходимо сопровождать рассказом о содержании самих действий: «Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? Спать надо на кровати?».
Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование игрушками или предметами-заместителями самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому.
Воспитатель показывая, как надо играть, все действия обозначает словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: «Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку» и т.д.
Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию («Я легко глажу волосы»; «Кукла прыгает высоко»), обращает внимание детей на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребенок наблюдает, совершает разнообразные действия и при этом еще и слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.
В целях развития речи воспитателю следует давать ребенку образец диалога с игрушкой: «Я глажу Катю. Вот так: по головке глажу Катю. Не плачь, Катя. Жалею Катю. Обнимаю Катю. Катя не плачет. Смеется Катя!» Если игра проводится впервые, то необходимо «проигрывать» весь речевой сюжет на глазах у детей. Когда речевой сюжет или его фрагмент «проигран» полностью, воспитатель повторяет его уже с участием детей, побуждая их к выполнению игровых действий: «Погладь Катю. Вот так погладь Катю. Пожалей. Скажи: не плачь, Катя!» .
Таким образом, воспитатель одновременно демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.
В ходе игры воспитатель должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать.
Взрослый, взяв на себя игровую роль, способствует переводу
неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. В старшем дошкольном, а иногда и в младшем возрасте наряду с сюжетными игрушками, нужно использовать предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики, кирпичики, цилиндрики и т.д.).
По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой воспитателю следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим.
Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Педагогу целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых принимают участие все дети группы. Примерами таких игр могут быть: «День рождения куклы», где все дети танцуют и поют; «Поезд», где все дети – пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играют с ней; причем игрушку получит тот, кто правильно попросит ее у «продавца».
Дидактические игры должны быть направлены на овладение
предметными действиями. Как правило, после таких игр дети переносят
полученные навыки в сюжетно-ролевую игру. Целую серию игр с куклой можно провести, воспроизводя в них сюжеты из реальной жизни: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем».
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют)
деятельность взрослых и отношения между ними .
Особенности сюжетно-ролевой игры изучали Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, педагоги Н.Я. Михайленко, Д.Б.
Менджерицкая, А.П. Усова. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что практически все авторы считают, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке .
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее
характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п.
Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включатся в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои
представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства .
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может выступать в качестве
средства развития речи детей старшего дошкольного возраста, поскольку в таких играх инсценируются различные модели жизненных ситуаций, у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. К тому же, эффективное использование сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей свидетельствует о том, что обогащается словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер и т. д.
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: bev4917 (28.09.2020) | Автор: Никулина Елена Владимировна E
Просмотров: 342
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz