Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 4 Гостей: 4 Пользователей: 0 |
|
|
|
| Каталог статей | |
Шевелева М.Ф., муз.руководитель ДОУ № 24 "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства Шевелева М.Ф., музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 24
В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Важнейшая роль в театральной деятельности принадлежит музыке, она способствует более эмоциональному восприятию содержания, содействует сопереживанию ребенком художественных образов, вызывает смену разнообразных чувств и соответствующих им ответных реакций детей. Музыка в играх – драматизациях и спектаклях может звучать по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, гармошке, свирели, фортепиано, арфе и т. д. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления. Следует помнить, что музыка в играх – драматизациях не должна звучать постоянно и быть лишь украшательством. Это нарушает восприятие материала, отвлекает внимание зрителей от основного действия и лишает музыку ее функциональной значимости. Музыка помогает ребенку сосредоточить свое внимание на выполнение четкого, ритмичного действия. Также музыка используется в этюдах на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека. Умение адекватно выразить свое. Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Что такое музыкальная сказка? Это сказка, «написанная» с помощью музыки, и поэтому действия – поступки, чувства – настроения персонажей проявляются очень ярко. Для детей это сказка, где герои не только говорят, но еще и поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Это увлекательное путешествие вместе с музыкой в мир сказки, где можно быть и зрителем, и исполнителем, и сочинителем. Это праздник встречи с любимыми героями хорошо знакомых сказок. Сценарные разработки можно условно назвать музыкальными фантазиями на сказочные темы. В традиционный сюжет удачно вплетаются новые, необычные, фантастические персонажи, придуманные детьми и взрослыми. Музыкальная импровизация (песенная, танцевальная, инструментальная)наполняет весь детский музыкальный праздник, позволяя испытать участникам радость творчества. Создание музыкальной сказки предполагает совместную предварительную деятельность педагогов и детей. Это может быть: - чтение сказки, - беседа о сказке, - разбор содержания сказки по действиям и событиям, - прослушивание вариантов музыкального сопровождения, - обсуждение элементов оформления зала. Важно всегда учитывать предложения и пожелания детей. Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества – он всегда насыщен яркими, положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий. Яркие, положительные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка. Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности. Театр как синтетический вид искусства объединяет все виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, изобразительное и сценическое. Это создает необходимость интегрированного подхода к организации театральной деятельности детей. Зернышки творчества, заложенные в дошкольном детстве, прорастают и дают свои положительные результаты. Так решается задача – воспитать людей, ищущих, неравнодушных, способных к преобразовательной деятельности Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования, утверждены и вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, усложняются и задачи, стоящие перед педагогами и дошкольниками. Очень важной остается задача развития творческой личности. В результате работы было выявлена роль театральной деятельности в формировании творческой личности ребенка: - театральная деятельность в дошкольном возрасте – возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности; - коллективная театральная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка его раскрепощение, самостоятельное творчество развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности; - успешное развитие творческой личности возможно при создании определенных условий. Определены условия для формирования творческой личности: - создание эмоционально-благополучной атмосферы; - создание предметно-развивающей среды; - создание условий для развития инициативности и самостоятельности детей. То, насколько проявляет свои способности ребенок, зависит большей частью от педагога. Если говорить о педагоге, то творчество предполагает наличие у личности способностей знаний, и умений, благодаря которым создается «продукт»отличающийся оригинальностью, уникальностью, неповторимостью. Педагог, увлеченный сам, увлечет и заинтересует детей. Становление компетентности ребенка в различных видах деятельности, готовности к игре – драматизации осуществляется в семье при поддержке родителей и в педагогическом процессе ДОУ. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношение к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и «включенность» педагога в процессе развития театральной деятельности ребенка позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка в игре-драматизации, а так же создавать условия, активизирующие потребности детей в игре-драматизации, условия, содействующие ее развитию. Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчестваво многом зависит от организации предметно-развивающей среды. Понятие «предметно-игровая среда» рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, окружающей ребенка, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий его деятельность. Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, моделирующую его духовное и физическое развитие. По мнению исследователей, предметно-игровая среда должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. При работе с детьми важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Я уделяла внимание отражению сказочных образов животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. В танцевальном творчестве я развивала желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов, активно использовала различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых активно привлекались родители воспитанников. Добиваясь яркой передачи разнопланового образа использовала игры на внимание, фантазию. В танцевальном творчестве ребенок приобретает возможность получить жизнерадостную уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы. Мои воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их, находить выразительные средства исполнения роли. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов. Для стимуляции и развития детского музыкального творчества я всегда поддерживала инициативы импровизации на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности, что, в свою очередь, позволило развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Занимаясь с детьми, я старалась вызвать у них положительные эмоции, Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ученикам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Анализируя усвоение детьми содержания сказок, я пришла к выводу, что стихотворный текст запоминается детьми легче, и поэтому стала предлагать им сказки для постановки в стихотворной форме. Учитывая возрастные особенности детей, я старалась не допустить их перегрузки и заранее распределяла обязанности между всеми, кто готовит постановку. Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности. Заканчивали мы сказочный спектакль заключительной песней о дружбе, выученной на музыкальном занятии. С детьми подготовили и показали утренники на основе сказок: «Стрекоза и Муравей», «Репка», «Снегурушка» и т. д. В праздники и развлечения включались инсценировки из сказок: «Золушка», «Маша и медведь», «Колобок» и мн. др. В качестве сюрпризных моментов приходили герои из сказок. Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми. Подводя итог, скажу, что музыкально-театрализованное представление, по сравнению с другими видами искусства, обладает особой силой воздействия на зрителя, в том числе и самого юного. Известно, что театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. И, как уже было сказано выше, именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Я считаю, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в конечном продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. |
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: olgaastrahanceva37744 (26.02.2019) |
Просмотров: 459 |
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
|
|