Главная
Регистрация
Вход
Суббота
06.07.2024
04:20
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [110]
Конспекты, презентации [147]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Шевелева М.Ф., муз.руководитель ДОУ № 24 "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"
Развитие творческих способностей детей
средствами театрального искусства
Шевелева М.Ф.,
музыкальный руководитель
МАДОУ детский сад № 24

В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
Важнейшая роль в театральной деятельности принадлежит музыке, она способствует более эмоциональному восприятию содержания, содействует сопереживанию ребенком художественных образов, вызывает смену разнообразных чувств и соответствующих им ответных реакций детей.
Музыка в играх – драматизациях и спектаклях может звучать по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, гармошке, свирели, фортепиано, арфе и т. д. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления.
Следует помнить, что музыка в играх – драматизациях не должна звучать постоянно и быть лишь украшательством. Это нарушает восприятие материала, отвлекает внимание зрителей от основного действия и лишает музыку ее функциональной значимости.
Музыка помогает ребенку сосредоточить свое внимание на выполнение четкого, ритмичного действия. Также музыка используется в этюдах на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека. Умение адекватно выразить свое. Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Что такое музыкальная сказка? Это сказка, «написанная» с помощью музыки, и поэтому действия – поступки, чувства – настроения персонажей проявляются очень ярко.
Для детей это сказка, где герои не только говорят, но еще и поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Это увлекательное путешествие вместе с музыкой в мир сказки, где можно быть и зрителем, и исполнителем, и сочинителем. Это праздник встречи с любимыми героями хорошо знакомых сказок.
Сценарные разработки можно условно назвать музыкальными фантазиями на сказочные темы.
В традиционный сюжет удачно вплетаются новые, необычные, фантастические персонажи, придуманные детьми и взрослыми.
Музыкальная импровизация (песенная, танцевальная, инструментальная)наполняет весь детский музыкальный праздник, позволяя испытать участникам радость творчества.
Создание музыкальной сказки предполагает совместную предварительную деятельность педагогов и детей.
Это может быть:
- чтение сказки,
- беседа о сказке,
- разбор содержания сказки по действиям и событиям,
- прослушивание вариантов музыкального сопровождения,
- обсуждение элементов оформления зала.
Важно всегда учитывать предложения и пожелания детей.
Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества – он всегда насыщен яркими, положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий.
Яркие, положительные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка.
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности.
Театр как синтетический вид искусства объединяет все виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, изобразительное и сценическое. Это создает необходимость интегрированного подхода к организации театральной деятельности детей.
Зернышки творчества, заложенные в дошкольном детстве, прорастают и дают свои положительные результаты. Так решается задача – воспитать людей, ищущих, неравнодушных, способных к преобразовательной деятельности
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования, утверждены и вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, усложняются и задачи, стоящие перед педагогами и дошкольниками. Очень важной остается задача развития творческой личности.
В результате работы было выявлена роль театральной деятельности в формировании творческой личности ребенка:
- театральная деятельность в дошкольном возрасте – возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности;
- коллективная театральная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка его раскрепощение, самостоятельное творчество развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности;
- успешное развитие творческой личности возможно при создании определенных условий.
Определены условия для формирования творческой личности:
- создание эмоционально-благополучной атмосферы;
- создание предметно-развивающей среды;
- создание условий для развития инициативности и самостоятельности детей.
То, насколько проявляет свои способности ребенок, зависит большей частью от педагога. Если говорить о педагоге, то творчество предполагает наличие у личности способностей знаний, и умений, благодаря которым создается «продукт»отличающийся оригинальностью, уникальностью, неповторимостью. Педагог, увлеченный сам, увлечет и заинтересует детей.
Становление компетентности ребенка в различных видах деятельности, готовности к игре – драматизации осуществляется в семье при поддержке родителей и в педагогическом процессе ДОУ. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношение к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и «включенность» педагога в процессе развития театральной деятельности ребенка позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка в игре-драматизации, а так же создавать условия, активизирующие потребности детей в игре-драматизации, условия, содействующие ее развитию.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчестваво многом зависит от организации предметно-развивающей среды. Понятие «предметно-игровая среда» рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, окружающей ребенка, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий его деятельность.
Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, моделирующую его духовное и физическое развитие. По мнению исследователей, предметно-игровая среда должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса.
При работе с детьми важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Я уделяла внимание отражению сказочных образов животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. В танцевальном творчестве я развивала желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов, активно использовала различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых активно привлекались родители воспитанников. Добиваясь яркой передачи разнопланового образа использовала игры на внимание, фантазию. В танцевальном творчестве ребенок приобретает возможность получить жизнерадостную уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.
Мои воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их, находить выразительные средства исполнения роли. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.
Для стимуляции и развития детского музыкального творчества я всегда поддерживала инициативы импровизации на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности, что, в свою очередь, позволило развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление.
Занимаясь с детьми, я старалась вызвать у них положительные эмоции, Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ученикам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
Анализируя усвоение детьми содержания сказок, я пришла к выводу, что стихотворный текст запоминается детьми легче, и поэтому стала предлагать им сказки для постановки в стихотворной форме. Учитывая возрастные особенности детей, я старалась не допустить их перегрузки и заранее распределяла обязанности между всеми, кто готовит постановку. Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности. Заканчивали мы сказочный спектакль заключительной песней о дружбе, выученной на музыкальном занятии.
С детьми подготовили и показали утренники на основе сказок: «Стрекоза и Муравей», «Репка», «Снегурушка» и т. д. В праздники и развлечения включались инсценировки из сказок: «Золушка», «Маша и медведь», «Колобок» и мн. др. В качестве сюрпризных моментов приходили герои из сказок.
Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми.
Подводя итог, скажу, что музыкально-театрализованное представление, по сравнению с другими видами искусства, обладает особой силой воздействия на зрителя, в том числе и самого юного. Известно, что театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. И, как уже было сказано выше, именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.
Я считаю, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в конечном продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: olgaastrahanceva37744 (26.02.2019)
Просмотров: 459
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz