Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
| Каталог статей | |
Семинар на тему"Приемы побуждения детей к самостоятельной деятельности"
Черникова Елена Викторовна, воспитатель МАДОУ детский сад №1 г.Балаково Саратовской области
[color=blue]Приемы побуждения детей к самостоятельной деятельности. «Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством" (Г.Филдинг) В настоящее время самостоятельная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса в детском саду, ввиду того, что обладает большими возможностями в развитии личности ребенка и способна: • развивать инициативу и активность; • закреплять имеющиеся навыки и способы деятельности; • давать выход ярким впечатлениям и снижать напряжение, делая внутренний мир ребенка комфортным; • поднимать самооценку и уверенность в своих возможностях. Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю. Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для свободы ребенка, т. е. предметно-развивающую образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Видами самостоятельной деятельности являются: игровая, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская. Практика показывает, что в основе самостоятельной деятельности детей лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу, и необходимость удовлетворить свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активизацию мышления. Задачей педагога является мотивирование ребенка заниматься той или иной деятельностью. Существуют следующие виды мотивов: - эмоциональные мотивы - игровые мотивы - познавательные мотивы - социальные - волевые. Эмоциональные мотивы играют важную роль, определяя успешность в любой деятельности. Педагог должен ориентироваться на эмоциональный фон ребенка. Важный фактор – это создание благоприятного психологического климата в группе, обращение к ребенку по имени, опора на похвалу, одобрение, ласковый тон, одобряющие прикосновения. Игровые мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и связаны с интересом ребенка к самому процессу игры. Познавательные мотивы появляются в процессе обучения. Познавательная деятельность дошкольника связана с наглядно-действенным и наглядно-образным способами познания, поэтому необходимо использовать картинки, ребусы, загадки. Социальные мотивы –это осознанное побуждение к деятельности путем достижения успеха, сотрудничества с другими детьми. Волевые мотивы выражаются в самоорганизации и целеустремленности ребенка. Как выглядит структура самостоятельной деятельности? Структура самостоятельной деятельности ребенка: Мотив – Действие – Результат. Структура деятельности педагога по формированию самостоятельной деятельности может быть представлена как: Методы и приемы мотивации - Создание условий предметной среды – Анализ результатов. Самостоятельная деятельность проявляется во всех режимных моментах: на зарядке, гимнастике пробуждения, в трудовой деятельности, самообслуживании, но я хочу остановиться на наиболее сложных ее видах: 1. игровой деятельности ( режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами); 2.продуктивной деятельности ( конструирование, изобразительное творчество, ручной труд). Приемы мотивации в игровой деятельности. Приём 1 «Эффект новизны». Внесите в любую зону новую игрушку, атрибуты или предмет. Дети сами обратят на них внимание, спросят вас, что это, для чего это нужно, как с этим играть. Покажите, как действовать с предметами и примите роль наблюдателя, лишь направляя игру, если это необходимо. Вопрос. Какие предметы или атрибуты можно внести в ту или иную зону или уголок? (В зону творчества, в уголок экспериментирования, в театральный уголок, в физкультурный уголок).
Приём 2 «Побуждение к одному виду деятельности». Иногда педагогу необходимо, чтобы дети проиграли сюжет, закрепили изученный материал, потренировались в какой – либо деятельности, а дети не выбирают эту игру. Как побудить детей к данной деятельности? Для этого пригодится сундучок с загадкой. Положите в сундучок, к примеру, цветные карандаши и трафареты. Предложите детям отгадать, что лежит у вас в сундучке, с помощью вопросов, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Вопрос. Попробуйте задать такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, этот предмет металлический? Этот предмет цветной? Этот предмет нужен ребёнку? Этот предмет деревянный? Им можно рисовать? Когда дети отгадают, что лежит в сундучке, они с интересом займутся предложенным вами делом. Приём 3 «Распределение игровых зон среди детей». Можно разделить среди детей все игровые зоны, и каждый ребёнок выберет себе дело по интересу сам. Для этого предложите детям медальки, или значки, или фишки с изображением игровой зоны. На значке изображены модницы или принцессы - девочки будут играть в «Салон красоты», на значке изображён конструктор – мальчики будут играть конструктором, на значке изображены кисти и краски , тот, кто выберет этот значок, будет этим вечером художником. Задание. Нарисовать значки для зоны творчества, уголка экспериментирования, театрального уголка, физкультурного уголка.
4 приём «Распределение некоторых игровых зон». Для этого приёма могут пригодиться эти же значки или фишки, и положить их можно в коробку, шкатулку, мешочек. Предложить детям выбрать фишки с закрытыми глазами со словами: « Что из сундучка достанем Тем, сегодня и играем». Вместо этого можно предложить цветок ромашку с лепестками, дети будут отрывать их и на обратной стороне лепестка видеть картинку, с изображением игровой зоны. Так вы сможете активизировать игру детей, например, только в двигательной зоне, или в зоне творчества, или театра . Это будут именно те зоны, в которых вы хотите организовать сегодня самостоятельную деятельность. 5 приём «Заблаговременная организация игрового поля». Если педагог ставит своей целью побудить детей к игре в центре музыки и театра, можно расставить там стульчики, повесить афишу, организовать кассу, может быть даже сделать перестановку игровых атрибутов, предметов мебели пока дети спят. Это вызовет у детей интерес и подтолкнет к развитию новых сюжетов в игре. Возможно, что не все дети примут ваши предложения, но большинство детей все, же активно включится в этот процесс. Эти приёмы помогут вам разнообразить детскую игровую деятельность, и умело руководить ею. Приемы мотивации в продуктивной деятельности. Прием 1. «Помоги игрушке». С помощью этого приема ребёнок достигает цели, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме: 1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут ей только дети. 2. Спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке. 3. Вы предлагаете научиться делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей. 4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой собственный персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный), которому он оказывает помощь. 5. Этот же персонаж оценивает работу и обязательно хвалит ребёнка. 6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими персонажами. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Вопрос. В каких видах самостоятельной деятельности можно использовать данную мотивацию? ( Лепка, аппликация, рисование, конструирование.)
Прием 2. «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они будут это делать. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе. Вопрос. В каких видах самостоятельной деятельности можно использовать данную мотивацию? ( Лепка, аппликация, рисование, конструирование, трудовая деятельность).
Прием 3. «Научи меня». Этот прием основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме: 1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому. 2. Спрашиваете, согласны ли они помочь вам. 3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу. 4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его. Вопрос. В каких возрастных группах и видах деятельности лучше использовать этот вид мотивации? ( В старшем возрасте, в игровой деятельности).
Прием 4. «Создание предметов своими руками для себя». Эта мотивация основана на внутренней заинтересованности ребёнка. Она побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме: 1. Вы показываете детям поделку, раскрываете её преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных. 2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет. 3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим его делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы: - нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения); - обязательно спросите у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом; - обязательно похвалите ребёнка за полученный результат. - действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Использование игровых персонажей. На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Игровые персонажи и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. Однако, существует ряд требований. Вопрос. Какие требования предъявляются к игровым персонажам? Игрушки или игровые персонажи: - должны соответствовать возрасту детей; - должны быть эстетичными, - должны быть безопасными для здоровья ребёнка, - должны иметь обучающую ценность, - должны быть реалистичными; - не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости. - Игровых персонажей не должно быть много. Вопрос. Какие игровые персонажи вы используете в своей деятельности? Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Мудрая Сова и Мишутка. Мудрая Сова учит зверей в лесной школе, много знает, рассказывает и спрашивает детей. Незнайка ничего не знает и не умеет, ему требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.
Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности. С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение детей, значительно возросла бы мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
Создание проблемной ситуации. Воспитателем моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным» действием. Но выполнение этого «пробного» действия опирается на, то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель, с помощью вопросов («Смогли?» или «Почему не смогли?»), подводит к выходу из проблемной ситуации. Использование субъектного опыта дошкольника. Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них. Источниками формирования ситуации могут стать реальные события, происходящие в окружающей жизни (яркие природные явления, праздники, случаи из жизни детей и их семей, события, происходящие в жизни группы), воображаемые события, события, описываемые в художественной литературе и пр. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».
«Приемы для привлечения детей к деятельности». 1. Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось. 2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин). 3. Приходит персонаж в гости или игрушка. 4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук). 5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно и др.). 6. Интрига. (Например, «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»). 7. Договориться с родителями, чтобы одели ребенка во что-то определенного цвета. 8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара). 9. День рождения у ребенка. Воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы: «Какого?». После проведения самостоятельной деятельности обязательно необходим анализ результатов: -любая деятельность должна быть оценена; - поощрение, похвала; - обращение внимания на позитивные моменты; - рефлексия: «Что понравилось?» Рефлексия. |
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: loza1968697 (18.04.2019) | Автор: Черникова Елена Викторовна E |
Просмотров: 412 |
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
|
|