Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
| Каталог статей | |
Развитие речевых навыков у дошкольников через режиссерские игры.
Развитие речевых навыков у дошкольников через режиссерские игры. Гилева Елена Владимировна, воспитатель МАДОУ детский сад № 41
( слайд2)Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить М.Горький Человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Коммуникативные компоненты формируются в течении жизни, а наиболее благоприятным для этого является период дошкольного детства. Среди многообразия средств и методов развития речевых навыков дошкольников можно выделить режиссёрскую игру. (слайд3) Режиссёрские игры – это тип детских развлечений, в ходе которых ребёнок выступает в роли режиссёра, проектируя действия, придумывая, чем будут заниматься его игрушки, как будет развиваться сюжет событий, каким будет его финал. (слайд4) В режиссерской игре речь – главный компонент. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, эмоциональная окрашенность. Дети ведут ролевой диалог и речевое сопровождение действий, часто используют речевое планирование игры. (слайд5) Режиссерские игры появляются в жизни ребенка первыми. Каждый родитель наблюдал за тем, как в возрасте 1 года его ребенок ставил рядом любимые игрушки, передвигал их, создавая видимость их общения. Уже в возрасте двух лет, когда малыш уверенно ходит, можно наблюдать, как он кормит своих мягких медведей и зайцев, укладывает их спать, катает на игрушечных машинках и водит с собой в детский сад. (слайд6) Режиссерские игры в детском саду необходимо организовывать, реализуя следующие задачи: - Научить детей свободно общаться, легко вступать в диалог; - Показать, что такое речевой этикет; - Научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников; - Показать детям, что такое «принимать решения», создавая искусственные ситуации, в которых необходимо сделать выбор. (слайд7) - Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще. - В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания. (слайд8) Велико значение режиссёрской игры. - Дети самореализуются; - активизируются речь, воображение, мышление; - У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности),развиваются артистические способности. (слайд9) Организуя режиссёрской игры, необходимо создавать определенные условия: - У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни; - Должна быть хорошая развивающая предметно – пространственная игровая среда; - Должно быть свободное время; - Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения ( разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). - У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка. (слайд10) Режиссёрскую игру трудно увидеть со стороны: Во-первых, она практически, всегда индивидуальна. Во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя и вмешательство взрослого человека часто ведет к тому, что игра прерывается. В-третьих, ребенок предпочитает играть в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться. (слайд11) В режиссерских играх проявляется эмоциональный опыт детей, его отношение к сюжету сказки (если конец сказки печальный, ребенок может его сделать оптимистичным). Ребенок в режиссерских играх проявляет творчество и фантазию, придумывает содержание игры, распределяет роли между игрушками или предметами-заместителями игрушек (палочка – ребенок, листик – кораблик). Ребенок является режиссером в игре. Речь является в такой игре главным компонентом. (слайд12) Для проведения режиссерских игр необходимы специальные атрибуты – герои и декорации, с помощью которых ребенок сможет воспроизводить придуманную им ситуацию. Воспитатель может только задавать ему тему, подсказывая или взяв на себя небольшую роль.(слайд13-14) Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, театр марионеток, теневой, на фланелеграфе и др. (слайд15)Режиссёрская игра ярко проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры- личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей младшей группы всего два персонажа. (слайд16) На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультфильмов, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества. (слайд17) Режиссерская игра имеет важное значение не только для развития коммуникативных навыков поведения, но и для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои эмоции, движения. (слайд18)
Таким образом, режиссерская игра: • является средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению; • способствует развитию коммуникативных навыков ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки; • помогает детям приобрести игровой опыт; • развивает самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации; • помогает приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной деятельности; • помогает детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость; способствует развитию коммуникативных навыков ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки; (слайд19) •
Советы для воспитателей по руководств играми детей
Не будьте равнодушными зрителями игры, умейте понимать детей и понимать их игровые замыслы. Бережно относитесь к творческой выдумке ребёнка, завоюйте доверие и установите контакт Поддержите интересную идею, направив усилия на её осуществление Давайте не только знания, но и эмоции Советуйте, но не давите инициативу детей Помогите каждому ребёнку найти своё место в игре. Сумейте быть одновременно организатором и рядовым участником игры Сохраняйте радость игры, развивайте фантазию, поддерживайте интерес.
(слайд20)Литература:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4. 2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – 2004. 3. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. – М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2002. 4. Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром». 5. Новоселова, С.Л. Начальные формы режиссерских игр у трехлетних детей: Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников / С.Л. Новоселова. – М., 1985. 6. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Педагогика, 1998. Творческие ролевые игры в детском саду. – М.: Педагогика, 2002 7. Интернет -источники . Образовательные порталы. (слайд21) |
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: azhur21 (07.04.2019) | Автор: Гилева Елена Владимировна |
Просмотров: 431 |
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
|
|