Главная
Регистрация
Вход
Суббота
06.07.2024
06:22
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [110]
Конспекты, презентации [147]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Рафикова Н.Х., муз.руководитель ДОУ № 9 "Значение и роль праздника в жизни ребенка"
Значение и роль праздника в жизни ребенка.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги и родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого ребенка. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.
Пусть каждый из вас припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка, что это действительно событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника. Праздник, это наиболее яркое событие, наполненное необычайно радостными и глубокими впечатлениями. Как ни у кого другого, в детской душе живет ощущение, таинственного события, которое обязательно произойдет.
Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Он раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств.
Зачем нужны праздники в детском саду?
Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на различных занятиях. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Во-вторых, детский праздник – это своего рода отчет воспитателей и музыкального руководителя перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представления о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.
В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого родители могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие. О чем мечтает круглый год каждый ребенок? Конечно о празднике - красивых и ярких подарках, веселых хороводах, красочном карнавале, задорных шутках и веселье!
Сделать детский праздник не забываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, волшебных звуков и красок, оставить яркий след в душе ребенка – задача педагогов и родителей!
Праздник в детском саду – это день, который отличается от других оформлением помещений, нарядной одеждой взрослых и детей, приглашением гостей, сюрпризами и подарками. Организация любого праздника включает в себя следующую предварительную работу:
тщательный отбор сценария и актеров;
выбор музыкально-литературного материала соответсвующего теме праздника, возрастным особенностям детей;
разучивание музыкально-литературного материала с детьми и педагогами;
проведение репетиций;
изготовление костюмов и декораций;
подбор фонограмм; спец. эффектов (свет; звук т.д.);
Сценарий пишется музыкальным руководителем и предоставляется на обсуждение педагогам за полтора – два месяца до предстоящего события, что позволяет качественно и без спешки подготовится к празднику. Воспитатели не только знакомятся со сценарием, но и распределяют между собой роли. В организации торжества участвует весь педагогический коллектив, а для оформления музыкального зала, изготовления декораций и костюмов можно привлечь родителей. Музыкальный руководитель отслеживает и координирует все этапы подготовки мероприятия, как с детьми, с педагогами так и с родителями.
В основе каждого праздника, лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. Праздники проводятся как в утренние, так и в вечерние часы, а их продолжительность регламентируется возрастом и санитарными требованиями. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений:
Младшая группа:
- 2 песни
2 танца общих;
1 игра общая;
аттракционы.
2 стихотворения индивидуальных.
Средняя группа:
2 песни общие
1 ансамбль;
2 танца общих
1 танец для девочек;
1игра ;
аттракционы;
4 стихаотв. индивидуальных.
3. Старшая группа:
песни: 1 общая в начале утренника, 1 в середине общая + 1 ансамбль или соло;
танцы: 1 хоровод + 1 для девочек+ 1 для мальчиков + 1 индивидуальный; Игра музыкальная;
аттракционы.
6 стихотв. индивидуальных
4. подготовительная к школе гр.:
- песни - песни - 1 общая в начале + 1 общая в середине + 1 общая в конце +1 соло или ансамбль;
танцы – 1-2 общих + 1 для девочек + 1 для мальчиков + 1 для одаренных или слабых;
музыкальный игры - 2;
стихи индивидуальные - 8.

Музыкальный репертуар, входящий в состав сценариев разучивается на обычных музыкальных занятиях. Подбирая музыкальный материал, следует руководствоваться следующими критериями:
выбор высокохудожественного музыкального материала и его полноценное исполнение (нельзя искажать темы, нюансировку и т.д.);
соблюдение норм звуковой нагрузки при использовании фонограмм, шумовых эффектов;
соответствие музыкальных иллюстраций общему характеру и отдельным моментам утренника
Праздничный репертуар можно использовать как рекомендованный «Программой» так и дополнительный. Важно, чтобы он был художественным и соответствовал программным требованиям.
Для каждого ребенка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но роль в сценарии. Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, сюрпризные моменты, ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызывает у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике.
Для сохранения свежести и яркости восприятия праздника не обязательно проводить с детьми общих репетиций, нужно постараться вообще избегать какой-либо “тренировки” и многократных повторений репертуара.
Немаловажную роль при организации праздничных мероприятий имеет оформление музыкального зала.
К украшению музыкального зала детского сада предъявляются следующие требования:
безопасность;
соответствие теме и содержанию сценария, возрастным возможностям детей;
эстетичность, мобильность.
Праздники, наиболее часто отмечающиеся в детском саду
Сезонные: Осенние, весенние, летние праздники.
Государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День знаний.
Народные и фольклорные: Масленница (проводы зимы).
Международные: День защиты детей, Международный женский день.
Отсчет учебного года с 1 сентября начинают не только учащиеся школ, но и воспитанники дошкольных учреждений. Традиционным стала и организация "Дня знаний" в детском саду, под названием «День взросления».
День современной мамы расписан буквально по минутам. При этом время на общение с ребенком, к сожалению, сводится к минимуму. Учитывая это, роль совместных с родителями мероприятий в ДОУ значительно возрастает.
В последнее воскресенье ноября отмечается«День Матери».
День Защитника Отечества. Праздник Защитника Отечества имеет большое воспитательное значение для детей, он не масштабный, но помогает раскрыть значимость событий, приблизить к пониманию идеи и через активное участие приобщить к общенародному торжеству.
Много радости доставляют детям атрибуты и костюмы – пилотки, буденовки, шлемы, бескозырки… Игры оформляются ярче, чем на занятиях. Интересным моментом является приход гостей . Дети готовят рисунки, открытки для гостей и своих пап, т. к. исторически сложилось, что защитниками страны, в первую очередь, были мужчины, поэтому они принимают в этот праздник поздравления.
Идея праздника – Международный женский день, прославление женщины, её роли в жизни страны, воспитание любви к маме. В этот день славят не только мам, но и воспитателей, нянь… – всех женщин. Празднование отличается особым настроением: теплотой, непосредственностью общения детей с мамами и бабушками.
Накануне Великого поста хочется, чтобы дети вдоволь повеселились на свежем воздухе. Во дворе детского сада проводится праздник масленицы. На площадке каждой группы организуются разнообразные зимние игры и забавы
День Победы в Великой Отечественной войне остается одним из самых почитаемых и значимых праздников в нашей стране. Первый парад Победы на Красной площади состоялся 24 июня 1945 года. По традиции в День Победы встречаются фронтовики, возлагаются венки к памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют. Традиционные праздники в ДОУ в честь этого дня – хорошая возможность рассказать детям о событиях давно минувших дней, привить им любовь к Родине, гордость за своих соотечественников, отдавших жизни на поле брани ради мира на Земле.
Одним из наиболее запоминающихся праздников как для детей и их родителей, так и для сотрудников дошкольного учреждения является выпускной. С одной стороны, это радостный, долгожданный праздник, с другой – немного грустное событие. Радостно педагогам от того, что их воспитанники переходят на новую жизненную ступеньку, а грустно – что приходится расставаться с такими милыми, уже ставшими родными ребятами. Выпускной в детском саду — это первый настоящий большой праздник для ребенка. Покидая стены детского сада, он вступает в новую жизнь, где его ждут школа и гордое звание — первоклассник.
В нашем детском саду проходят праздники: День России, День Российского Флага, очень нравятся праздники на улице: ( Проводы Зимы, спортивные,

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей . Для родителей можно устраивать мастер-классы по изготовлению различных бумажных шляп для девочек, цветов из ткани для танцев, различных снежинок, осенних листьев, поролоновых масок, шапочек сказочных героев, декораций и.т.д. Во время таких мастер-классов устанавливаются доверительные отношения между родителями, воспитателем и музыкальным руководителем.

. После утренника предложите родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов и пожеланий»
Утренник в детском саду– это своего рода отчет педагогов перед родителями о проделанной работе, всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т. д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего, его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. Воспитатели помогают украшать зал к праздникам и убирают после своего утренника все атрибуты.
Не оставляйте без внимания и внешний вид ведущего. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки».
Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.
Детям необходимо знать некоторые из них:
- говорить не громко (не кричать);
- ходить спокойно (не бегать);
- помнить для чего мы находимся в зале;
- смело показывать свои способности;
- заботиться друг о друге (не обижать);
- помогать друг другу (не смеяться);
- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);
-не отвлекаться на родителей.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей.
В некоторых детских садах существует хорошая традиция закрепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации.
Проходит обсуждение утренника и среди педагогов.
Удачно ли он был построен утренник?
Как ведущая справилась со своей ответственной ролью: как вела праздник (живо, интересно); видела ли детей, их настроение, установила ли контакт с ними; какой была речь ведущей; в чем выразилась находчивость ведущей, понимание ею ситуации (при пропуске или замене номера и др.). Как и в чем педагоги групп помогали ведущей.
Как музыкальный руководитель справился со своей главной задачей — подбором праздничной музыки и ее исполнением.
Как дети исполняли стихотворения, песни, игры, танцы, хороводы, драматизации.
Каков уровень музыкальных, певческих и ритмических способностей детей.
Естественно ли звучали детские голоса, непринужденными ли были движения детей.
В чем проявилось творческое развитие детей.
Каким было самочувствие и настроение детей (выступающих, слушателей). Что детям особенно понравилось.
Как реагировали они на выступления взрослых.
Длительность праздника. Не наблюдались ли признаки переутомления детей.
Праздник! С каким нетерпением ждут его дети! И вот, он, долгожданный, наступил – искристый и радостный, полный удивительных чудес, волшебных красок и звонкого смеха. И счастливые от восторга глаза детей – лучшая награда для родителей и педагогов ДОУ. Во всех праздничных номерах красной нитью проходит идея о том, что очень важно и необходимо родителям быть рядом с детьми в любой совместной деятельности, давая им понять, что они – часть своей семьи. Дети чувствуют себя на празднике всегда уверенными, защищенными, спокойными, потому что рядом мама или кто-нибудь из близких.
После таких проведенных праздников трогательны и волнительны отзывы родителей:
- «Праздники нужны родителям. Часто нам просто некогда уделять больше именно эмоционального внимания нашим детям. А этот праздник позволил и нам остановиться и просто порадоваться».
- «Дети и мы, родители, в восторге от праздника. Получили массу приятных впечатлений»
- «Нам, родителям, праздник подарил радостные и трогательные минуты общения с детьми, возможность вспомнить о главных семейных ценностях – любви, доброте, единении».
- «Именно такие события сближают и делают еще роднее взрослых и детей».
- «Смотришь на детей, какие они счастливые, наверно от того, что мы взрослые на чуть-чуть приблизились к ним»
Праздник - это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным.
Если ребенок ушел с праздника с сияющими глазами, торопится поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями и еще много дней живет под впечатлением от него – значит праздник удался!
Так пускай эти праздничные мгновения останутся в памяти каждого ребенка надолго!
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: olgaastrahanceva37744 (23.04.2019)
Просмотров: 382
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz