Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
| Каталог статей | |
«Пути и средства формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей»
«Пути и средства формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей» Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. Но возможно - всё избежать, А где надо – на помощь позвать. Т. Г. Хромцова Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. В ФГОС ДО в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен: пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, соблюдать правила безопасного поведения. Формирование у дошкольников основ безопасности в условиях ДОУ осуществляется в современной модели построения образовательного процесса – совместной деятельности детей и взрослых (педагогов),а также через интеграцию образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное», «Речевое», «Физическое», «Художественно – эстетическое». Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Условия и ритмы современной жизни, высокий уровень механизации на производстве и в быту, рост преступности, социальная нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их, не сделать излишне настороженными, но подготовить к полноценной жизни, полной неожиданностей. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях. Цель работы: формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности. Основные направления раздела « Безопасность» - Ребёнок и его здоровье (воспитание ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.) - Ребёнок и другие люди (ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми). - Ребёнок дома (рассматриваются вопросы ,связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей). - Ребёнок и природа (рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.) - Ребёнок на улицах города (знакомство с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.) - Эмоциональное благополучие ребёнка (формирование умений детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения). Оптимальные условия для ознакомления детей с основами безопасности: *Комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей. *Пространственно - предметное окружение, построенное на принципе истинной красоты. *Игровая среда, стимулирующая познавательную активность детей. *Деятельность, являющаяся одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Принципы организации работы: -Принцип полноты и системности; -Принцип интеграции и возрастной адресованности; - Принцип учёта городской и сельской местности; - Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и в семье. Игра даёт ребёнку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Дидактические игры позволяют обучать детей посредством активной, интересной деятельности. Вот дети попали в «царство беспорядка». Игры «Найди опасные предметы», «Раз, два, три – место найди» и др. помогут закрепить «золотое» правило: «Каждой вещи – свое место». Продуктивная деятельность позволяет детям сознательно отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании,а также с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В группах присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, пылесос). Труд обогащает социальный опыт ребенка. По мере приобретения трудовых умений ребёнок приобретает чувство уверенности. У него уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами. Очень важно развить понимание того, что планета Земля- наш общий дом. На жизнь и здоровье человека влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. Беседы на темы: «Нет цветов – нет и меда», «Почему погибла рыбка» и многие другие темы, затрагивают чувства детей, побуждают беспокоиться о будущем планеты, воспитывают у детей природоохранное поведение. Целевые прогулки и экскурсии углубляют знания детей об улице, дороге и правилах поведения на ней; знакомят с движением транспорта и пешеходов. Одним из главных условий воспитания детей является здоровьесберегающая среда - совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в процессе его пребывания в детском саду. Пространство в нашей группе по данной теме представлено как «Центр безопасности», который постоянно дополняется и систематизируется материалами: - практический: макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор. Пособие для сюжетных игр «Автобус», «Водитель», «Спасатели», «Скорая помощь». - наглядный: «Как избежать неприятности», «Если малыш поранился», «Не играй с огнем»; план – схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков; плакаты по ОБЖ по темам «Пожарная безопасность для дошкольников», «Один дома». - развивающие настольные игры: «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Внимание! Дорога!», «Пирамида здоровья», «Дорожные знаки», «Лото осторожностей», «Час пик», «Лото пешехода» и др. Создание в группе благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением, обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт, чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, поэтому в работе с детьми придаю особое значение воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, формирование элементарных представлений о нём и мотивов самосохранения. В своей работе с детьми применяю здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, расслабления мышц - релаксацию в течение дня, а также технологии сохранения и стимулирования здоровья. Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительских собраниях с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия. А также, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. Большую роль для просвещения родителей по безопасности играют стенгазеты, на страницах которых освещаются интересные факты из жизни детского сада и группы. Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни. |
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: lidiyahlebnikova (27.01.2019) | Автор: Преснякова Татьяна Николаевна |
Просмотров: 415 |
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
|
|