Подготовил: инструктор по физической культуре МАДОУ - детский сад № 6 г. Балаково Рябова И.
Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения и элементы спортивных игр. Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают обучение детей дошкольного возраста спортивным играм.
Обучение элементам спортивных игр предусмотрено современными программами: «Радуга», «Детство», «Истоки» и др. Однако, как показали исследования Л.Н. Волошиной, реальный уровень овладения играми с элементами спорта не соответствует программным требованиям и возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста: больше половины старших дошкольников не знакомы с элементами таких интересных и увлекательных игр, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, хоккей и др. и не владеют ими. Эффективность использования игр с элементами спорта в развитии двигательных способностей детей снижается также из-за недостаточного уровня теоретической и практической подготовки педагогов и слабой организации развивающей предметно пространственной среды.
Чтобы направить свою деятельность на решение задач физического воспитания мы решили изучить особенности методики обучения элементам хоккея детей старшего дошкольного возраста, и применить в практике.
Своевременное и правильное формирование навыков игры в хоккей имеет большое значение для последующего обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям, воспитания любви и интереса к спорту.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Именно поэтому формирование двигательных навыков должно быть основано на игровом методе обучения.
Согласно рекомендациям Л.Н. Волошиной, Т.И. Осокиной обучение элементам хоккея можно начинать в старшей группе детского сада. Ребята овладевают техникой действий с мячом, шайбой при многократном повторении упражнений. В начале обучения основное внимание детей направляется на овладение правильными движениями, а затем нужно стремится, чтобы они освоили сильные и точные удары и скорость движений.
В дошкольных учреждениях обучение элементам игры в хоккей проводится без коньков. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры взрослых. Дети получают лишь элементарные представления о хоккее. Поэтому при обучении дошкольников можно внести целесообразные изменения. Игры с клюшкой и шайбой, особенно на начальном этапе обучения, можно проводить на снегу. Детям нравятся игры с клюшкой и мячом на траве. Такие упражнения и игры можно проводить летом и осенью на траве с малым мячом, а зимой - на снегу. Играть в хоккей можно и без вратаря, так как действия детей еще не точные и они много шайб забить не сумеют. Каждое точное попадание в ворота доставляет ребятам много радости, повышает интерес к игре. Кроме того, в детском саду нет специального обмундирования вратаря, что может привести к травмам. Поэтому необязательно учить детей действиям вратаря, а также применению обманных действий в игре.
С чего следует начинать обучение хоккею.
С беседы «Хоккей – любимая национальная игра», с информации о месте игры- Ледовый дворец, с рассказа о том какой бывает хоккей? Почему хоккей – командная игра? Нужна ли сила хоккеисту? Могут ли в хоккей играть девочки? Какое нужно оборудование? О технике безопасности во время занятий.
Следующий этап- подбор клюшки.
Клюшка состоит из рукоятки, палки, крюка (мыс и пятка).
При росте 120 см-клюшка 106-114см касаться носа.
Клюшка должна соответствовать росту ребенка (поставленная концом крюка на пол, она должна доставать до подбородка малыша, если он стоит без коньков).
Основы техники владения клюшкой и шайбой
Хват клюшки.
Хват игрока определяется от того, как он держит клюшку. Хват бывает левый и правый. Большинство игроков в мире с левым хватом- рука внизу клюшки.
Со временем ребенок сам интуитивно выберет себе хват.
Детей надо приучать так держать клюшку, чтобы она постоянно соприкасалась с поверхностью пола-льда.
Ведение шайбы.
Это сочетание ходьбы, бега с одновременным передвижением шайбы клюшкой. Игрок толкает шайбу в одну сторону, потом останавливает ее клюшкой и снова толкает в другую сторону. Бросание шайбы может выполнятся на полу, льду. Детей учат останавливать шайбу клюшкой. Упражнения для освоения техники владения клюшкой и шайбой:
- Держать клюшку и принимать стойку хоккеиста.
-Вести шайбу стоя на месте (имитация ведения).
-Посылать шайбу вперед.
- Вести шайбу, не отрывая ее от клюшки по кругу.
- Вести шайбу с постепенным увеличением скорости передвижения.
-Вести шайбу между стойками или кеглями
-Броски шайбы с места в цель (расстояние 2-3 м).
- Удар по неподвижной шайбе с удобной для ребенка стороны.
- Удар по медленно скользящей шайбе справа, слева.
В своей работе мы учитывали то, чтобы упражнения и игры, в которые включались изучаемые движения, были доступными, разнообразными и интересными для детей, поскольку однообразие и монотонность действия снижают интерес у детей. Обучение элементам игры в хоккей можно включать в основную часть занятий по физической культуре. Однако наиболее эффективной форме обучения детей элементам хоккея, являются специально организованные занятия на участке детского сада во время прогулок. Они строятся в соответствии с общими принципами физкультурного занятия, состоят обычно только из упражнений и игр с мячом. Каждое такое занятие проводится с учетом возрастных особенностей, физических возможностей и имеющихся двигательных навыков у детей. О.Р.У. с клюшкой помогают овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий. Эстафеты: «Землемеры», «Кто скорее измерит клюшкой хоккейное поле?» При перекладываниях клюшки их одной руки в другую не отрывать один конец клюшки от земли. «Передай шайбу друг другу» «Попрыгунчики», (продвигаться вперед, перепрыгивая через клюшки).
Какие же еще формы и методы работы можно применять, чтоб у детей не пропал интерес к хоккею. Одним из результативных методов современного образования является метод проектов. Работа над проектом позволит воспитанникам более глубоко овладевать понятиями, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно находить информацию и решать проблемные ситуации.
В проект может войти: чтение художественной литературы: В. Осеевой «На катке»; «Зимние игры», стихи «Зарядка», «Каток». Дидактические игры «Кому снег? Кому лед. Викторина «Знатоки хоккея». Выставка детских рисунков «Хоккей и я - верные друзья», «Мы играем в хоккей», лепка «Я - хоккеист!». Просмотр мультфильмов «Шайбу – шайбу», «Матч – реванш», «Чемпион», «Вовка – тренер», «Смешарики. Хоккей».
Для родителей анкетирование «Моя семья и здоровый образ жизни». Консультация для родителей: «Каким зимним видом спорта можно заниматься всей семьёй?». Оформление папки передвижки для родителей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни в семье».
В заключении хочется еще раз отметить- элементы игры в хоккей являются важным средством физического воспитания детей дошкольного возраста, эффективным средством формирования быстроты, выносливости, ловкости. Поэтому необходимо создавать условия для физического развития ребенка в детском саду.
|