Главная
Регистрация
Вход
Суббота
06.07.2024
02:29
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [110]
Конспекты, презентации [147]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

 Каталог статей 

«Планирование работы по организации экспериментально исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57 «Радужный мир» г. Балаково Саратовской области

Статья на тему:
«Планирование работы по организации экспериментально исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:
воспитатель МАДОУ № 57
Зюкова Юлия Владимировна


г. Балаково

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
(Р. У. Эмерсон)
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. На подготовительном этапе внедрения детского экспериментирования следует создать в группе все оптимальные условия для исследовательской деятельности дошкольников, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность:
- Поддержание повышенного интереса детей к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования, наблюдения.
- Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.
- Создание в группе комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования.
- Преобразование предметно – развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей.
Очень важно в начале года разработать перспективное планирование исследовательской деятельности.
Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:
- экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
- познавательную образовательную деятельность с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
- долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Приступая к планированию работы по организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками в своей группе мы поставили цель:
-практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.
Исходя из цели, поставили задачи:
• формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;
• развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
В планировании мы обозначили следующие этапы развития экспериментирования:
1 этап - изучение личностных качеств детей, их индивидуальные возможности, диагностика знаний детей о свойствах и признаках объектов и предметов живой и неживой природы, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
2 этап – создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы в группе оборудовали детскую мини – лабораторию «Эврика».
3 этап – составление учебно-тематического плана.
Планирование работы в нашей группе основано на трёх взаимосвязанных направлениях, каждая из которых включает в себя подразделы:
1.Живая природа.
Здесь мы запланировали опыты и эксперименты, расширяющие знания детей о строении растений, значении растений, функционировании растений, условиях жизни растений, особенностях поверхности овощей и фруктов, их форме, цвете, вкусе, запахе. Это и рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений.
2.Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, магнетизм, превращение веществ).
По этому направлению мы запланировали цикл опытов и экспериментов «Волшебница-вода», «Невидимка - воздух», целью которых было расширение и углубление представлений об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твёрдое, газообразное),
3.Материалы и их свойства
Это цикл опытов, направленных на формирование представлений о материалах (ткани, бумаге, стекле, фарфоре, пластике, металлах, керамике, поролоне).
Реализацию поставленных перед собой задач мы запланировали осуществлять во время проведения непосредственно организованной образовательной деятельности по познанию, в интеграции с другими видами детской деятельности (наблюдениями и трудом на прогулке, чтением, дидактической игрой), Таким образом, правильно распланированная работа по организации исследовательской деятельности способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта, развитию детских способностей и мыслительных процессов.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

Список литературы:
1. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 1. - С. 21-30.
2. Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В.А. Гуружанов. - М. : Эврика, 2003. - 240 с. - (Б-ка культурно-образовательных инициатив).
3. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.
4. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123-127.
5. Соловьева Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы : научно-методический семинар N 1 / Н. Соловьева // 2003. - №6. - С. 60.
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: zyukova_1984 (26.03.2021) | Автор: Зюкова Юлия Владимировна
Просмотров: 182
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz