Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 9 Гостей: 9 Пользователей: 0 |
|
|
|
| Каталог статей | |
«Планирование работы по организации экспериментально исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57 «Радужный мир» г. Балаково Саратовской области
Статья на тему: «Планирование работы по организации экспериментально исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель МАДОУ № 57 Зюкова Юлия Владимировна
г. Балаково
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». (Р. У. Эмерсон) В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. На подготовительном этапе внедрения детского экспериментирования следует создать в группе все оптимальные условия для исследовательской деятельности дошкольников, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность: - Поддержание повышенного интереса детей к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования, наблюдения. - Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды. - Создание в группе комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования. - Преобразование предметно – развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей. Очень важно в начале года разработать перспективное планирование исследовательской деятельности. Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя: - экспериментальную деятельность, организованную педагогом; - познавательную образовательную деятельность с элементами экспериментирования; - демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми; - долгосрочные наблюдения-эксперименты. Приступая к планированию работы по организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками в своей группе мы поставили цель: -практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка. Исходя из цели, поставили задачи: • формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта; • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления; • развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; • развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств. В планировании мы обозначили следующие этапы развития экспериментирования: 1 этап - изучение личностных качеств детей, их индивидуальные возможности, диагностика знаний детей о свойствах и признаках объектов и предметов живой и неживой природы, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. 2 этап – создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы в группе оборудовали детскую мини – лабораторию «Эврика». 3 этап – составление учебно-тематического плана. Планирование работы в нашей группе основано на трёх взаимосвязанных направлениях, каждая из которых включает в себя подразделы: 1.Живая природа. Здесь мы запланировали опыты и эксперименты, расширяющие знания детей о строении растений, значении растений, функционировании растений, условиях жизни растений, особенностях поверхности овощей и фруктов, их форме, цвете, вкусе, запахе. Это и рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений. 2.Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, магнетизм, превращение веществ). По этому направлению мы запланировали цикл опытов и экспериментов «Волшебница-вода», «Невидимка - воздух», целью которых было расширение и углубление представлений об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твёрдое, газообразное), 3.Материалы и их свойства Это цикл опытов, направленных на формирование представлений о материалах (ткани, бумаге, стекле, фарфоре, пластике, металлах, керамике, поролоне). Реализацию поставленных перед собой задач мы запланировали осуществлять во время проведения непосредственно организованной образовательной деятельности по познанию, в интеграции с другими видами детской деятельности (наблюдениями и трудом на прогулке, чтением, дидактической игрой), Таким образом, правильно распланированная работа по организации исследовательской деятельности способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта, развитию детских способностей и мыслительных процессов. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.
Список литературы: 1. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 1. - С. 21-30. 2. Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В.А. Гуружанов. - М. : Эврика, 2003. - 240 с. - (Б-ка культурно-образовательных инициатив). 3. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21. 4. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123-127. 5. Соловьева Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы : научно-методический семинар N 1 / Н. Соловьева // 2003. - №6. - С. 60. |
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: zyukova_1984 (26.03.2021) | Автор: Зюкова Юлия Владимировна |
Просмотров: 182 |
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
|
|