Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
03:05
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [111]
Конспекты, презентации [148]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

«Ознакомление с пейзажной живописью и обучение сюжетному рисованию».

Медведева Людмила Викторовна, воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад № 70
Известно, что основы художественного воспитания закладывается в дошкольном детстве. Большое место в этом процессе занимает природа, которую В. Г. Белинский назвал первым воспитателем детей, а «портрет» природы» это есть пейзаж.
Пейзаж - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. Живопись - один из видов изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-нибудь поверхность. Классификация живописи может быть различна.
Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество, способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждает искреннее чувство любви к своему родному краю.
В пейзажной живописи выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста.
1. Доступность содержания пейзажной живописи для детского восприятия. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их возрасту и опыту.
2. Содержание картины должно носить воспитывающий гуманистический характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений.
3. Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональнее, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей, глубже раскрывает само содержание изображения.
4. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, ритм).
Знакомство с пейзажной живописью начинается со средней группы, иосуществляется в разных сферах и видах деятельности: знакомство с произведениями искусства, изобразительную деятельность, развитие речи, музыкальную деятельность, ознакомление с окружающим миром.
В работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются различныеформы и методы: занятия, индивидуальная работа, наблюдения, экскурсии, беседа, рассказ, рассматривание картин о природе, художественное слово, игровые приемы. Все они между собой взаимосвязаны и дают положительные результаты.
Работа по ознакомлению с картиной строится по следующему плану:
1.Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями, беседа о них; экскурсии в парк, лес, улицам города. Эти экскурсии подготавливают детское восприятие к определенному знакомству с пейзажем. А также воспитывают у них любовь к своему родному краю.
2.Чтение художественной литературы, близкой по содержанию к картине, с которой собираемся знакомить детей. Это могут быть стихи и произведения таких поэтов, как Суриков, С. Есенин, Е. Тургенев, А. Толстой и др, т.к.живое наблюдение природы, восприятие ее в стихах конкретизирует восприятие детей, делает его более осмысленным. Обращается внимание детей на то, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт.
3.Нацеливание детей на знакомство с новым произведением;
4.Выставление картины или репродукции на «Полочку красоты» для самостоятельного рассматривания ее детьми;
5.Индивидуальные беседы с детьми: «Понятен ли сюжет?», «Понравилось ли произведение в целом?», «Как изобразил природу художник, как нарисовал деревья, кусты, небо и т.д.?» Рассматривая картины о природе, знакомим детей с пейзажной живописью. Подчеркивая, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, используя разные средства выразительности.
Все это способствует созданию в рисунке детей развернутого пейзажа, т. е. помогает не только воспроизвести им отдельные образы природы с индивидуальными способностями, но и раскрыть взаимосвязи между ними, расположить предметы в определенных отношениях, четко показать какие-то признаки того или иного времени года и наконец выразить чувства.
6.Совместное рассматривание картины, рассказ о истории ее создания, о художнике;
7.Творческая речевая деятельность детей по картине;
8.Продуктивная деятельность. Рисование красками чередуем с рисованием цветными карандашами, мелками, фломастерами, красками. Чтобы у детей не потерялся интерес к рисованию, периодически демонстрируем новые приемы работы с нетрадиционными технологиями (рисование пластилином, пальчиками, ладошкой, монотипия).
Беседа с детьми проводится как индивидуально, так и подгруппой.
Рассматривание картины И.И.Шишкина «Перед грозой» с вопросами.
1. Сюжетно композиционный центр, выделение главного в пейзажах:
a) Про что художник хотел рассказать в этой картине? Что здесь самое главное?
b) Как он выделил главное?
c) Почему именно это художник выделил в картине?
2. Линия горизонта:
a) Покажи, где на картине небо сходится с землей?
b) Чего в картине больше: земли или неба?
c) Почему художник в этой картине написал больше неба (земли)?
3. Многоплановость:
a) Какие предметы в картине написаны далеко?
b) Как ты догадался, что они написаны дальше? Как художник показал это?
c) Какие предметы написаны в картине ближе, чем другие? Почему именно эти предметы художник написал ближе, чем другие?
4. Формат:
a) Как художник расположил лист бумаги, чтобы написать эту картину?
b) Почему именно так художник положил лист?
В ходе беседы отвечать как можно более полно и развернуто.
Обучение детей сюжетному рисованию начинают также со средней группы.
Начиная уже с младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучат как сюжетные (например «Колобок катится по дорожке», «Идет снег, засыпал всю землю» и др.), но в них не требуется задача передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка, применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.
Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.
Сюжетное рисование представляет собой объединение в рисунке нескольких предметов, расположенных на листе в соответствии с сюжетом.
Задачи сюжетного рисования в средней группе:
 изображать 2-3 предмета, связанных между собой по смыслу;
 приобретать композиционные умения (учить располагать несколько предметов на одной линии, изображающей пространство, рядом с друг другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба)
Темы, предлагаемые детям, несложны:
 дом, около него растет дерево, стоит скамейка;
 трава, растут цветы, светит солнышко;
 по траве гуляют цыплята.
В средней группе дети знакомятся и с другим приемом композиции сюжетного рисунка – расположением предметов на всем листе. Воспитатель раздает детям листы бумаги определенных цветов, соответствующих изображаемому сюжету (зеленый -для поляны, голубой -для воды, желтый для песка и т.д.), и они свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа (цветы на лугу, рыбки плавают).
В сюжетном рисовании перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как она является достаточно сложной и доступной только для детей старшей группы.
Задачи сюжетного рисования в старшей группе:
 научить изображению смысловой связи объектами, передаче пространственных отношений между ними;
 развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
 развивать чувство цвета.
Содержание сюжетных рисунков детей 5-6 лет значительно обогащается за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую обстановку.
Позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Так, при изображении зимнего сюжета детям дается бумага голубого или серого цвета, которая освобождает их от необходимости рисовать небо. Дети закрашивают белой краской более или менее широкое пространство земли (снег),остальная часть -это небо. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения в других темах. Фон учим закрашивать с помощью поролонового тампона, используя толстые кисти, размыванием краски водой, наложением одной краски на другую.
Фон листа определит и выбор красок, над чем дети работают самостоятельно. На темном по контрасту лучше выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый.
Учим использовать различные кисти (толстые, тонкие). Развиваем у детей умение хорошо насыщать кисть краской, держать ее наклонно при рисовании широкой линии (толстый ствол, большие ветки) и вертикально, кончиком кисти — при рисовании узких линий, точек (тонкие веточки, лучи солнца и пр.).
Приобретенные навыки и умения позволяют усложнить задачи обучения детей 6 лет. Для этого необходимо:
 разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;
 научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т.п.);
 развивать композиционные умения – научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких -внизу листа и удаленных -вверху; (показать, как располагать предметы на всем листе бумаги, а не на одном уровне, рисовать перспективу (далеко, близко); учим рисовать пригорки, широкое или узкое пространство неба;располагать отдельные образы природы рядом, подчеркивая их различия по величине (низкий куст, высокое дерево).
 развивать чувство цвета – учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.
Для развития остроты восприятия насыщенности цвета используем игровые задания: «Найди оттенки цвета на картинке», «Назови краски теплой и холодной страны», даем карточки подсказки (синий + белый = голубой). Показать, как можно сочетать оттенки цветов с фоном рисунка (желто — зеленые листочки красиво смотрятся на голубом, сером фоне неба, а на фоне зеленой травы смотрятся ярче голубые, красные, желтые цветы, а белые стволы берез хорошо на фоне темно — синего, фиолетового неба и т. п.)
Также, для того чтобы рисунки детей были более выразительны, продолжаем развивать умения рисовать линией разной интенсивности, создаваемой разным нажимом на карандаш, мелок или также с помощью кистей разного размера (тонких, средних и толстых).
При развитии творческой выразительности детских рисунков в первую очередь обращать внимание на эмоции детей. Эмоция — это движущая сила воображения, а следовательно, и выразительности детского творчества. Поэтому в первую очередь стараемся удивить детей темой, заинтересовать их. Чем сильнее захватывает ребенка тема, тем более выразительно он старается ее передать. Для этого используем игровые приемы, показ нового способа действия, художественное слово и др.
Важным приемом обучения является также анализ детских работ. Мы стараемся проводить его по-разному. Например: используя художественное слово, дети читают строки из произведения поэтов и отмечают, как этот эпизод отражен в рисунке. Из работ детей желательно сделать выставки в группе, родительском уголке. Заинтересованно, уважительно и деликатно относимся к детскому творчеству.
При оценке детских рисунков мы опираемся на следующие критерии: передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита, настроения ребенка; разнообразие композиции (связь между предметами, их объединение, как они расположены на листе); изображения формы, ее характерных признаков, деталей; передача пропорций предмета, размеров; наличие выразительных образов.
Очень часто можно замечать, что многие дети, не зная законов рисования и изображения предметов, интуитивно передают знакомый им пейзаж без ошибок в пространственном изображении. Детям нравится рисовать то, что они видят перед собой и на бумагу, во время занятий переносится частичка души ребенка. После этого они очень трогательно относятся к своим работам и тем местам. которые изобразили на своем пейзаже.

Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: Sedoy (19.03.2023)
Просмотров: 229
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz