Цель: представить педагогам практическое использование метода сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с использованием метода сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
2.Показать эффективные приёмы закрепления правильного произношения свистящих звуков [З] и [Зь] с использованием различных приёмов.
Средства обучения: магнитофон, плоскостная фигурка комара и мухи, плоскостной теремок, дверной замок, 2 мешочка, 2 баночки, 2 музыкальных инструмента, яблоко, зеркало, 8 круглых картинок с изображением весёлого комара, 8 круглых картинок с изображением грустной мухи.
Ход мастер – класса:
Я - учитель – логопед и работаю с детьми, имеющими разные нарушения в речи. Для успешного логопедического процесса необходимо добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть.
Всё это подтолкнуло к поиску новых методов и форм в коррекционной работе. В этом мне помогает метод сказкотерапии - исправление всех речевых нарушений сказкой.
Вопрос залу: Какая у вас любимая сказка? Почему именно эта сказка? Чем она вам нравится? Как вы используете сказки в работе с детьми?
Дети воспринимают сказку как реальность. Язык сказки прост и понятен детям, она оказывает влияние на формирование мышления ребенка и главная задача современного педагога – развить творчество и воображение, детскую инициативу, увидеть и поддержать талант в каждом ребёнке.
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста является весьма эффективным и многофункци-ональным. Сказки обогащают словарный запас, развивают речевую активность и учат четко формулировать свои мысли, развивают память и внимание. Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений.
Представляю вашему вниманию фрагмент занятия с использованием метода сказкотерапии.
Выходят 8 взрослых (изображающих детей)
Звучит сказочная музыка
Логопед: Знаем мы, что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти!
Мотивация: Мне сегодня пришло сообщение из сказки, что Комар и Муха забыли звуки своих песенок. Что нам надо сделать?
Участники (дети): Отправиться в сказку.
Логопед: Чтобы узнать в какую сказку нам надо отправиться, отгадайте загадку:
В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом. (Теремок)
Логопед обращается к участникам:
- Закройте глаза, повернитесь вокруг себя и скажите:
Раз, два, три, вот мы в сказке, посмотри!
Выставляется теремок
- Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Пролетал мимо Комар, (выставляется фигурка Комара)
Теремочек увидал.
К теремочку подлетел,
Свою песню… не запел.
Мимо Муха пролетала, (выставляется фигурка Мухи)
Теремочек увидала.
К теремочку подлетела,
Свою песню…… не запела.
- Кто первый подлетел к теремку? Кто ещё подлетел за Комаром? Давайте вспомним, как звенит Комар? (ЗЗЗЗ) Какую песенку поёт муха?( ЗьЗьЗь)
Артикуляция. Давайте произнесём звук [З]: губы немного растянуты, зубы сближены; кончик язычка упирается в нижние зубы, горлышко «дрожит», есть голос, значит звук «З» - согласный, твёрдый, звонкий.
Давайте произнесём звук [Зь]: он произносится также как и его братец звук [З], но произносится мягко, поэтому звук «Зь» - согласный, мягкий, звонкий.
- Ребята, посмотрите, в теремок никто попасть не сможет, на двери висит … ... замок (выставляется замок). Какой первый звук вы слышите в слове «замок»? (Звук З) Как нам попасть в теремок?
Пальчиковая гимнастика «Замочек»
Начинаем колдовать,
Двери в сказку открывать.
Но замочек очень крепкий
Металлический и цепкий.
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили.
Как мы только не старались
Но замочек… не открыли.
Логопед: - Ребята, а замочек крепким оказался.
Чтобы нам его открыть, надо чистоговорки повторить и чётко произносить звуки [З] и [Зь].
За-за-за- вот идёт коза (громко)
Зо-зо-зо – нам с тобой так повезло (показать движениями)
Зу-зу-зу- прогони скорей козу (попроси)
Зы-зы-зы – больше нет козы (вопросительно)
Зе-зе-зе - Зина едет на козе (тихо)
Зя-зя-зя – к реке ходить нельзя (строго и погрозить пальцем)
Зи-зи - зи – на коньках легко скользи (пропой)
Зё-зё-зё – Кузя нас в музей везёт (радостно с хлопками)
Логопед просит руки сцепить в «замочек».
- А теперь два раза дунем (глубокий вдох – носом, губы – вытягивают «тру-бочкой», на выдохе –дуют на замок)
- Покачаем – раз, два, три,
Дверь замочек, отомкни (звук открывающегося замка)
Двери открываются, (звук открывающей двери)
Сказка продолжается.
Логопед: Вот мы и попали в сказочный теремок. Чтобы попасть в теремок комару и мухе, нам нужно помочь вспомнить им их песенки. Для этого выполним сказочные задания.
Конкурсанты (дети) садятся за столы.
Посмотрите, нас ждут в теремке сказочные предметы, с помощью которых надо отгадать названия сказок. Одни мы не справимся с заданием, давайте позовём на помощь своих помощников: органы чувств. Ребята, каждый возьмите предмет, и постарайтесь с помощью своих помощников определить, в какой сказке есть этот предмет. Назовите эту сказку.
Включается запись писка комара и писка мухи.
Логопед: Мы с вами помогли Комару и Мухе вспомнить их песенки, и вы теперь умеете правильно произносить звуки З и Зь. Комар и Муха обрадовались и остались жить в Теремочке.
Логопед обращается к участникам:
Нам пора возвращаться домой.
Закройте глаза, повернитесь вокруг себя и скажите:
Раз, два, три, вот мы в зале, посмотри!
Рефлексия: Вам удалось почувствовать себя детьми? В какой сказке мы побывали? Выразите своё отношение к мастер-классу (обращаюсь к первой паре) одним словом - существительным (мастер – класс - что это?) (сказка, игра), словом - прилагательным (мастер – класс - какой?) (интересный, познавательный), словом - глаголом (с помощью мастера-класса вы что сделали?) ( научилась, познала), словом – наречием (как вы чувствовали себя на мастер-классе ) (весело, необычно).
Если во время нашего путешествия в сказку вам было легко справляться с заданиями, прикрепите весёлого комара, а если было сложно, то прикрепите грустную муху и, скажите, в чем вы затруднялись.
Конкурсанты по очереди подходят и прикрепляют фигурки.
Спасибо за внимание! |