Грибакова Екатерина Сергеевна, воспитатель МАДОУ детский сад
№ 14 г. Балаково
Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра). Это может быть и домик, и корабль, и самолет, и мост, и карусель, и т.д.
Для их изготовления можно использовать современные, доступные и безопасные для детей материалы: цветные листы полипропилена (красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный), картон, пластиковые панели, полистирол, цветной скотч, канцелярский нож, линейку и карандаш. Я использовала картон, из больших листов я изготовила детали для основных маркеров: прямоугольники 45*30, затем их соединила и обработала края цветным скотчем, получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты. Используя маркер зеленого цвета мы можем получить лес, забор, тоннель, спортивный тренажер.
Для пополнения и закрепления словарного запаса по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Времена года», «Птицы», «Дикие животные».
Данные конструкции могут служить для игр на основе лексических тем:
- «Какие деревья растут в лесу?»
- «С какого дерева слетел листок?»
- «Сосчитай орешки, шишки, грибочки у белочки»
- «Какие ягодки в корзинке у Мишки?»
- и т.д.
Маркер «Карусель» состоит из 6 разноцветных прямоугольников, к которым с одной стороны прикреплены прозрачные карманы. Этот маркер многофункционален. Его мы используем для автоматизации поставленных звуков (в кармашки вставляются нужные буквы). Ребенок должен придумать слово с заданным звуком в нужной позиции. Для закрепления фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слов в кармашке вставляются цифры и перед детьми ставятся определенные задачи: подобрать слова с заданным количеством слогов или подобрать слово с определенным количеством звуков или придумать предложение с заданным количеством слов. Можно вставлять картинки по лексическим темам и закреплять материал.
Маркер «Карусель» можно трансформировать в треугольник, состоящий из красной, зеленой и синей части. Дети по кругу движутся под музыку вокруг, а по окончанию музыки останавливаются и придумывают слова на заданный звук, если возле красного прямоугольника — то на гласный звук, возле синего — то на твердый согласный звук, возле зеленого — то на мягкий согласный звук.
(Приглашаю фокус- группу)
А теперь я хотела бы пригласить 4 человека, фокус- группа пожалуйста займите места. (звучит мелодия)
Вас за столом ожидает подробная инструкция, схема выполнения маркера, ну и естественно материал. Это примерная схема выполнения маркера, можете включить фантазии и придумать что-то своё. Можете приступать к выполнению.
(Педагоги выполняют задание, я рассказываю применение)
Показываю свой маркер
Используя маркер сине-белого цвета, мы можем трансформировать его в «корабль» и предложить детям отправится на нем в морское путешествие.
Отрабатываются лексические темы:
- «Обитателей морей и океанов»,
- «Речные рыбы»,
- «Животные жарких стран»,
- «Профессии на корабле».
Развиваем грамматический строй речи: образовываем притяжательные прилагательные (Я вижу дельфиний хвост, акулью пасть, черепаший панцирь и т.д.), (За пальмой спрятался жираф, потому что я вижу жирафью шею) и т.д.
Знакомство с профессиями на корабле, развитие глагольного словаря «Кто что делает?» (Примеры: Капитан управляет кораблем, кок готовит еду, матрос моет палубу, боцман смотрит в бинокль, рулевой стоит на вахте).
Если это рыболовецкая лодка, то закрепляется название речных рыб и согласование их с числительными (Я поймал две зубастых щуки, пять колючих ершей, трех серебристых лещей и одного сома).
В любой момент наш корабль или лодка может превратиться в самолет или космический корабль, достаточно изменить конструкцию корабля и поменять спасательный круг на шасси и можно предложить детям отправиться на Северный полюс (отрабатывается речевой материал по теме: «Животный мир Севера», выполняется слоговой и звуковой анализ названий обитателей Севера, предложно падежные конструкции). Нарвал выныривает из воды. Морж отдыхает на льдине. Белый медведь охотится на тюленя и т.д.
А можно полетать над городом Балаково и разглядеть наш город с высоты Пролетели над Волгой, над мостом Победы. Облетели вокруг полуострова Пустынный, покружили над центральной площадью, приземлились на поле между 5 и 8микрорайонамит.д. Можно использовать игру «Доскажи словечко»
Если мы полетим в космос на ракете, то можно назвать планеты на заданный звук: на гласный — Уран. на мягкий согласный — Венера, Земля, Меркурий, Нептун; На твердый согласный — Марс, Плутон.
Ну а теперь я хочу обратиться к нашей группе, всё ли у вас получилось?
Расскажите для какой игры вы хотели бы использовать этот маркер?
Поиграем в игру «Карусель»(ребусы, музыкальный инструмент)взять других педагогов
|