Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 4 Гостей: 4 Пользователей: 0 |
|
|
|
| Каталог статей | |
Леушина Г.В., музыкальный руководитель ДОУ № 33 "Музыкально-театрализованная деятельность детей с ОВЗ"
Музыкально - театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей Леушина Г.В., музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 33
Дети, поступающие в наш детский сад совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей поступает без речи или с тяжелым недоразвитием речи, где страдали все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечалась ограниченность и бедность словаря. Следует отметить и то, что ребята не умели вступать в контакт с детьми и взрослыми. У них не было потребности в общении, не были сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления их оставались на очень низком уровне. Часть детей была пассивна, не выражала каких-либо эмоций. Другая, наоборот, слишком возбудима и неорганизованна. У многих детей отмечаются в той или иной степени выраженности, аутичные черты характера. В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей дошкольного возраста, мы пришли к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности. Для успешной коррекции выявленных отклонений детей с ОВЗ требуется создание специальных условий, куда входят: • организация развивающей среды; • комплекс мероприятий, способствующих успешной адаптации детей в социуме. Социологи для решения этой проблемы предлагают создание специальных программ реабилитации, которые включают в себя психологическую и педагогическую помощь. Работа педагогов так же должна быть направлена на коррекцию психологических патологий детей. По своему психологическому развитию эти дети отличаются от ровесников. Ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватное поведение, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятие запретов и замечаний. Как правило, такие дети недоверчивы и вялы. Они замкнуты, нелюбознательны, у них плохо развита речь, отсутствует всякая самостоятельность. Социальная адаптация через введение в образовательную программу музыкально-театральной деятельности, как одному из средств социальной адаптации детей, играет важную роль и значимость в общем воспитании и развитии детей с ОВЗ. Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач: Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие. 1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы работы мы стремимся научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них. Для выполнения этой задачи мы использовали разные виды деятельности: 1. Трудовая деятельность и развитие моторики. На этом этапе дети обучались самым необходимым умениям и навыкам, которые впоследствии могут являться основой для участия в театрализованных играх, музыкальных спектаклях и праздниках (игры типа «Нарядим куклу Машу на праздник», «Большая уборка в доме», «Подготовим игрушки к спектаклю» и т. п.) . 2. Сюжетные игры («У нас гости», «Угостим кукол чаем», «Дочки-матери») В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни. В игре легче происходит формирование бытовых навыков, элементарных навыков общения друг с другом и взрослыми. 3. Театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на ковролине, би-ба-бо). Проводя такие игры, мы стимулируем развитие диалогической речи у детей с ОВЗ. 4. Изобразительная деятельность. В процессе занятий дети имеют возможность вспомнить сказки, персонажей разных произведений, воспроизвести некоторые диалоги. Исходя из этой задачи, рождаются и последующие: 2.Развитие эмоциональной сферы детей. Играя на музыкальных инструментах, исполняя танцы, песни,разные роли, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т. д., мы значительно обогащаем эмоциональный опыт детей. Все эти задания очень удачно выполняются на музыкальных занятиях, и умения, полученные на них, впоследствии, используются на музыкальных праздниках и спектаклях, в театрализованных играх. Игра на музыкальных инструментах. Каждому ребенку в зависимости от двигательных нарушений подбирается свой инструмент. Исполнение песен с использованием игрушек (кукол, мягких игрушек) . Танцы под яркую, эмоциональную музыку разного характера (минорную и мажорную) . 3.Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями (родители, дети из других групп), дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность и разработанные педагогами детского сада сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом. 4 Реализация творческих возможностей каждого ребенка. На любом музыкальном празднике, в любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития, каждый ребенок исполняет доступную для него роль. И если в самом начале нашей работы педагоги выступали в разных ролях, также как и дети, то в последующем, мы свели наше участие к минимуму. Теперь оно выглядит как чуткое, мало заметное руководство, незначительная помощь детям, поддержка в затруднительных ситуациях (например, когда ребенок не может самостоятельно передвигаться, педагог поддерживает его, давая возможность действовать наравне с другими детьми). 5. Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми. Участие в театрализованной деятельности, применение элементов театрализованной игры на занятиях по изобразительной деятельности (например, аппликация по сказке «Под грибом»: диалог между героями, т. е. между педагогом и ребенком или между двумя детьми, как часть занятия) положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях. Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т. к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми. Нельзя не отметить еще и такой момент. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т. е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями. 6. Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками. В нашем детском саду контакт между детьми с ограниченными возможностями и их здоровыми сверстниками происходит на разных уровнях: - В кабинете педагога-псхолога; - Экскурсии в группы («Поход к друзьям»); -Совместные праздники на улице («Здравствуй, Осень золотая», «Масленица») ; - Посещение выставок художественных работ в группах здоровых детей и детей с особыми потребностями; - Организация коллективных выставок работ из природного материала («Осень золотая», бросового материала («Зимушка-зима», поделок из бумаги (использование разных техник работы с бумагой «Весна-красна»); - Изготовление и вручение подарков именинникам из других групп; - Посещение музыкальных занятий и праздников друг друга; - Участие здоровых детей в музыкальных постановках и праздниках «особых»детей; - Совместная игровая деятельность. 7. Включение родителей детей с особыми потребностями в жизнь группы и детского сада. - Эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника. - Присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках. - Изготовление родителями костюмов для детей. - Украшение группы и музыкального зала к праздникам, изготовление декораций для спектаклей. - Организация совместных праздничных чаепитий. 8. Развитие компенсаторных возможностей у детей. В своей работе мы стремимся использовать любые способности и возможности детей. Самостоятельно не передвигающиеся дети читают стихи, поют песни, исполняют в танцах доступные им движения. Дети с тяжелым недоразвитием речи, танцуют в группе, парами или индивидуально. Дети с глубокими умственными нарушениями исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях. Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными. Педагоги группы не делят детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках. Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии: 1. знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются 2. развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление 3. активизируется собственная речь 4. активнее и успешнее формируются навыки невербального общения 5. обогащается словарный запас 6. совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений 7. развивается эмоционально-волевая сфера 8. корректируется поведение 9. формируется самостоятельность и активность Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе |
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: olgaastrahanceva37744 (26.02.2019) |
Просмотров: 568 |
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
|
|