Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
| Каталог статей | |
Консультация логопеда для родителей
Многие родители считают, что логопед ставит только звуки. Поэтому, обра¬щаясь за консультацией, обычно го¬ворят: «Мой ребёнок не произносит Р (или Ш, или Ж), а ему через два года идти в шко¬лу. Помогите, пожалуйста!» Но это не совсем правильный подход. По¬этому, прежде чем перейти к конкретным ре¬комендациям, попробуем расширить пред¬ставление родителей о логопедии. Что такое логопедия? Логопедия - это специальная педагогиче¬ская наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и вос¬питания. Термин «логопедия» происходит от двух греческих корней: 1оgos (слово) и раideia (воспитание, обучение), что можно перевес¬ти как «обучение правильной речи». Когда следует обращаться к логопеду? За консультацией к логопеду необходимо обращаться в три и четыре года. Почему именно на этих возрастных этапах? Когда ребёнок только начинает говорить, его речь умиляет и радует родителей. Ма¬лыш подрастает, и родители вдруг с огорче¬нием замечают, что на фоне своих сверстни¬ков он говорит хуже, не так чисто. Однако многие родители не сразу обра¬щаются к логопеду, почему-то ждут, когда ребёнку исполнится пять лет, мотивируя свои действия тем, что «так принято». Ребёнку трёх, четырёх лет лого¬пед сможет помочь сформировать чистую речь, а в четыре с половиной, пять, шесть лет и далее логопеду придётся ис¬правлять неправильно сформированные звуки. Таким образом, родители не должны стес¬няться обращаться за консультацией и за помощью к специалисту на раннем этапе ре¬чевого развития ребёнка. Почему ребёнок не научился говорить правильно? Надо вспомнить, что наш язык является важнейшим мышечным органом. Когда мы произносим звуки, язык находится в посто¬янном движении. Но эти движения не хао¬тичны, а строгого порядка, так как язык за¬нимает чётко определённое место при про¬изношении звука. Язык в процессе формирования звукопроизношения ищет правильное положе¬ние. В силу чрезмерной подвижности (или, наоборот, вялости) движения языка не упо¬рядочены, поэтому ребёнок совершает мно¬жество замен одних звуков другими (шапка - сяпка, жаба - зяба, лапа - вапа и т.п.). Мышца языка растёт вместе с ребёнком, становится более эластичной, гибкой. В про¬цессе роста совершенствуются, а затем и ав¬томатизируются её двигательные навыки, возникает меньше ошибок при звукопроизношении и ребёнок начинает говорить пра¬вильнее и чище. Но если язык остаётся вялым или напря¬жённым, то при автоматизации звуков он за¬нимает неверное положение. И как следст¬вие, ребёнок в пять, шесть, семь лет продол¬жает говорить как в два-три года. В лучшем случае у него остаются проблемы с одним или двумя звуками. Какие причины являются предпосылка¬ми для недостаточной активности языка? Как правило, эти причины можно разде¬лить на видимые и невидимые. Вначале рассмотрим видимые причины. 1. Врождённые расщелины нёба и губ (необходимо вмешательство специалистов челюстно-лицевой хирургии). 2. Неправильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсть заметно выдаётся впе¬рёд (необходима консультация ортодонта). 3. Короткая уздечка языка (подъязычная связка). Если у ребёнка короткая уздечка, то она сдерживает движение языка. Не следует спешить её подрезать, вначале необходимо посоветоваться с логопедом. Уздечка очень эластична (это ведь мышца), и от специальных артикуляционных упраж¬нений она растягивается.
Невидимые причины, как всё невидимое, гораздо сложнее и коварнее, и поэтому мо¬гут иметь неприятные последствия. Рассмо¬трим невидимые причины. 1. Негативные факторы в период бере¬менности, тяжёлые роды. 2. Частые болезни, инфекции, травмы, ал¬лергия, стрессовые ситуации в период ран¬него возраста ребёнка (до двух с полови-ной-трёх лет). 3. Неблагоприятные факторы речевого окружения (кто-то в семье имеет дефекты звукопроизношения). Невидимые причины затормаживают раз¬витие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляя их. Поступающие из мозга слабые сигналы не способствуют пол¬ноценному речевому развитию, и ребёнок в большинстве случаев начинает говорить только после двух-трёх лет. Как показывает практика, у таких детей задержка в речевом развитии в основном связана с недостаточной подвижностью языка. Вследствие этого ребёнок не в состо¬янии правильно произносить звуки и чисто говорить. На что обращает внимание логопед при обследовании ребёнка? На консультации специалист обращает особое внимание на: - строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое и мягкое нёбо, язык, уздечка); - состояние артикуляционной моторики (движения нижней челюсти, губ, языка, работа мышц лицевой мускулатуры); - состояние дыхательной и голосовой функций (речевое дыхание, его объём и частота, громкость и тембр голоса); - особенности просодической стороны речи (темп, ритм, паузация - размещение пауз в потоке речи); - понимание обращенной речи (в том числе понимание и выполнение инструкций взрослого); - грамматический строй речи (словообразование, изменение слов по числам, падежам и т.д.); - словарный запас; - наличие связной речи (использование простых распространённых предложений и т.д.); - произношение звуков; - звукослоговую структуру слова (произношение сложных слов); - фонематическое восприятие (правильное восприятие слов на слух); - фонематический анализ и синтез (умение выделять определённые звуки в слове и находить их местоположение, например: У-дочка, к-0-т, игл-А). По итогам обследования логопед составляет заключение и даёт рекомендации родителям о необходимости индивидуальных коррекционных занятий со специалистами (невропатологом, психологом, дефектологом, логопедом). В чём особенности коррекционных занятий логопеда? Коррекционные занятия логопеда (логопедическая помощь) носят сугубо индивидуальный характер, поскольку их содержание зависит от особенностей речевого развития ребёнка, его возрастной категории. Вместе с тем эти занятия направлены на формирование у детей таких качеств, как добросовестность и усидчивость, приучают их к дисциплине, общепринятым нормам поведения и общения. Основные задачи, решаемые логопедом на коррекционных занятиях: развитие словаря, связной речи, формирование грамматического строя речи. Эти задачи решаются параллельно с задачами ознакомления с окружающим миром. На занятиях развитие словаря ребёнка происходит за счёт его обогащения (количественного накопления неизвестных слов, уточнения значений слов - наполнения содержанием уже известных слов) и активизации, то есть перевода лексики из пассивного словаря в активный. Словарный запас детей обогащается за счёт разных частей речи, прежде всего существительных, глаголов и прилагательных. Необходимо отметить, что в работе с детьми с речевой патологией особого внимания требует глагольный словарь. На каждом занятии проводятся упражнения, направленные на активизацию наиболее употребляемых глаголов (например, кукла гуляет, дети играют, мишка спит, зайчик прыгает, и т.д.). Задачи формирования грамматического строя речи решаются в процессе многосторонней речевой практики детей. В систему обучения логопед включает разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. Сюда входят упражнения на согласование различных частей речи, например существительного с прилагательным (предмет - признак); на управление глагола существительным (действие - предмет); на изменение окончаний слов (в единственном и множественном числе); на построение простых предложений. Для развития связной речи специалист формирует у детей умение понимать обращенную к ним речь, вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы. Можно с уверенностью сказать, что систематические коррекционно-логопедические занятия способствуют развитию всех психических процессов ребёнка. Что можно порекомендовать родителям? Развивайте речь ребёнка, используя приведённые в этой статье игры и упражнения. Желательно предварительно проконсультироваться со специалистом, чтобы уточнить, на что следует обратить особое внимание.
Упражнения на развитие артикуляторных движений Гимнастика для губ и щёк: - надувать обе щёки одновременно; - надувать щёки попеременно; - имитировать полоскание рта; - вытянуть сомкнутые губы трубочкой («хо¬боток»), вернуться в исходное положение; - растянуть губы в стороны («улыбка»), плотно прижать губы к дёснам, обнажая оба ряда зубов («заборчик»); - чередовать: «улыбка» - «трубочка», «улыбка» - «заборчик»; - вибрация губ («фырканье лошади»). Гимнастика для челюстей: - имитировать жевание боковыми зубами с правой стороны; - имитировать жевание боковыми зубами с левой стороны; Гимнастика для языка: - высунуть широкий язык («лопата») - спрятать язык; - высунуть узкий кончик языка («жало») - спрятать язык; - поочерёдно высовывать широкий - уз¬кий язык («лопата» - «жало»); - высовывать язык вправо-влево («маят¬ник»); - круговое облизывание губ кончиком языка («слизать варенье с губ»). Упражнения на развитие дыхания Сначала проводятся игры на развитие длительного выдоха без участия речи. Важ¬но следить за тем, чтобы при выполнении дыхательных упражнений ребёнок не под¬нимал плечи, не напрягался, чтобы выдох был плавным и длительным. Игровые упражнения. «Пилка дров». Взрослый и ребёнок ста¬новятся напротив друг друга, берутся за ру¬ки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох. «Погреться на морозе». Ребёнок вдыхает через нос, плавно выдыхает через рот, как бы согревая озябшие руки. «Задуть свечу». Взрослый зажигает све¬чу и подносит к ребёнку. По сигналу «тихий ветерок» ребёнок делает медленный и дли¬тельный выдох (пламя свечи должно откло¬ниться, но не погаснуть). По сигналу «силь¬ный ветерок» ребёнок старается на одном выдохе задуть свечу. «Покатать карандаш». Ребёнок вдыхает через нос и с помощью сильного выдоха че¬рез рот старается прокатить по столу круг¬лый карандаш. Речевые упражнения. Повторение фразы. В вазе стоят цветы, знакомые ребёнку. Он их называет, затем вы¬нимает какой-либо цветок, нюхает его и на одном выдохе произносит заданную фразу: «Хорошо пахнет». Фразы постепенно услож¬няются: «Роза хорошо пахнет»; «Роза очень хорошо пахнет» и т.д. Добавление фразы. Проводится беседа по сюжетной картине. Затем взрослый про¬износит короткую фразу, ребёнок повторя¬ет её, добавляя одно слово. Взрослый предлагает произнести всю фразу на од-ном выдохе. Девочка катает (коляску). Мальчик играет (в мяч). Мама несёт (сумку). Папа переходит (дорогу). Стихотворения. Для развития и закреп¬ления правильного речевого выдоха ис¬пользуются короткие стихотворения. Сначала стихотворение заучивается, а за¬тем взрослый и ребёнок по очереди на од¬ном выдохе произносят по строчке. Вот такой у нас арбуз - Замечательный на вкус! Даже нос и щёки Все в арбузном соке. (3. Александрова.)
У меня живёт козлёнок, Я сама его пасу. Я козлёнка в сад зелёный Рано утром отнесу. Он заблудится в саду - Я в траве его найду. (А. Барто.)
Падают, падают листья - В нашем саду листопад. Жёлтые, красные листья По ветру вьются, летят. (М. Ивенсен.)
Упражнения на развитие речи Качество и количество словарного запаса во многом определяют уровень развития ре¬чи. Родителям необходимо уделять внима¬ние как пассивному словарному запасу ре¬бёнка (слова, которые хранятся в запасе па¬мяти), так и активному (слова, которые по¬стоянно используются). При этом очень важно, чтобы ребёнок знал значение слова и умел правильно употреблять его в само¬стоятельной речи. Этому помогут предлагае¬мые игровые упражнения. Игра в слова. • «Назови как можно больше слов, обо¬значающих фрукты (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных, птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.)». • «Если предмет сделан из железа, то ка¬кой он?» Железо - железный, бумага - ..., дере¬во - ..., снег - ..., пух - ..., стекло • «Назови предмет такой же белый, как снег». Такой же узкий, как лента; такой же круг¬лый, как мяч; такой же жёлтый, как дыня. • «Сравни». По вкусу - лимон и мёд, лук и яблоко. По цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу. По прочности - верёвку и нитку, камень и глину. По ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей. По высоте - куст и дерево, гору и холм. «Слова-неприятели» (подбор антони¬мов). «Скажи наоборот». Холодный, чистый, твёрдый, толстый. Тупой, мокрый, старший, светлый. Просторный, враг, верх, проиграть. Поднять, день, утро, весна. Зима, завтра, рано, близко. Низко, редко, медленно, радостно. Темно, сел, взял, нашёл. Забыл, уронил, насорил, выпрямил. «Большой и маленький». «Скажи, как будет называться маленький предмет? Например, маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...». Трава, рука, плечо, банка, стул, книга, флаг, чашка, шапка. «Один и много» (изменение слов по числам). • «Я скажу слово, обозначающее один предмет, а ты назовёшь слово, обозначаю¬щее много таких же предметов. Например, я скажу «карандаш», а ты должен сказать «ка¬рандаши». Книга, ручка, лампа. Город, стул, ухо. • «Я назову слово, обозначающее много предметов, а ты назовёшь слово, обознача¬ющее один предмет». Когти, облака, воины, листья. Цветы, пилы, молодцы, стебли. «Придумай слово». • «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По... (Подушка.)». Слоги, с которых могут начинаться слова: за-, ми-, му-, ло-, при-, ку-, зо- и т.д. «Подбери рифму». Сначала проверьте, знает ли ребёнок, что такое рифма. Объясните, что два слова риф¬муются между собой, если они заканчивают¬ся одинаково, например вол - гол. Предложите ребёнку подобрать рифму к словам: каша, вой, подушка, сок; снег, кошка, кружок, миска; речка, тучка, бочка. Затем попросите самостоятельно подо¬брать несколько рифм к каждому слову.
Развитие грамматических навыков Упражнение, направленное на работу по развитию грамматического строя речи, поможет ребёнку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно строить речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте. «Кто? Что?» (составление предложений по разным моделям). «Попробуй составить предложение, в котором будет говориться: кто? что делает? что? Например: «Кошка лакает молоко». Кто? что делает? что? чем? (Садовник поливает цветы водой.) Кто? что делает? что? кому? (Девочка шьёт платье кукле.) В заключение ещё раз хотелось бы подчеркнуть: отсутствие логопедической помощи в раннем возрасте может привести к ряду негативных последствий для ребёнка. Как правило, недоразвитие речи ограничивает процесс общения со сверстниками, что, в свою очередь, затрудняет адаптацию в детском коллективе и отрицательно влияет на процесс формирования личности. Как показывает практика, в большинстве случаев при своевременном обращении к специалисту можно добиться полной компенсации речевого недоразвития ребёнка: в раннем возрасте специалист помогает правильно развивать речевые навыки, а в более позднем - исправляет речевые нарушения. Не стесняйтесь обращаться за консультацией к логопеду. |
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: СклярМВ (30.07.2019) |
Просмотров: 342 |
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
|
|