Автор: Дубовская Т.В., воспитатель МАДОУ детский сад 1 г.Балаково Саратовской области. Цель: Формирование представлений о Великой Отечественной войне.
Задачи:
• Пробуждать интерес к прошлому нашей страны.
• Расширить знания детей о животных, которые помогали солдатам в Великой Отечественной войне.
• Реализовать самостоятельную творческую деятельность детей.
• Закреплять технические навыки и умения в рисовании животных.
• Развивать образное восприятие и воображение.
• Воспитывать в детях дух патриотизма, любви к Родине.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа с детьми:
Чтение художественной литературы о ВОВ, рассматривание иллюстраций, заучивание физминутки и пальчиковой гимнастики.
Индивидуальная работа: заучивание с Алёшей рассказа о кошке, спасшей жизнь летчику, стихотворения «Что для жизни нужно?».
Словарная работа: Великая Отечественная война, орден, медаль «За боевые заслуги», партизаны.
Формы организации:
Совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.
Методы и приёмы:
Наглядный, словесный, вопросы к детям, использование художественной литературы, словарная работа, практическая деятельность детей, индивидуальная работа.
Демонстрационный материал: фото животных на войне.
Оборудование: магнитофон, цветные карандаши и лист А4 на каждого ребенка.
Группа оформлена фотовыставкой «Мы тоже служили!». На протяжении НОД воспитатель подводит детей к тем фотографиям, о которых рассказывает.
ХОД НОД
Воспитатель переодевается в военную форму и в руках держит собаку.
Воспитатель: Все он в один миг решает,
Великий подвиг он совершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно. (Герой)
Воспитатель: Идут годы, меняется жизнь, но не стирается из нашей памяти великая дата – 9 мая 1945 года. Этот день отмечается в каждой семье, как великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне.
Мы родились уже после войны и, к счастью не узнали её ужасов, но глубоко гордимся тем, что наш народ сумел выстоять в жестокой битве с фашизмом и победить.
В этот день мы вспоминаем тех погибших и живых, героев - воинов и мирных жителей – всех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Воспитатель: Победа далась нелегко: воевали и мужчины, и женщины, и дети. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали наши меньшие братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. О многих интересных случаях, когда природа помогала людям, вы сегодня услышите.
Самыми верными помощниками солдат в годы Великой отечественной войны были собаки. Приложение №1
Воспитатель: Ребята, скажите, как вы думаете, как собаки могли помогать людям на войне? (ответы детей)
Воспитатель:
У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки бросались во время атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак.
Воспитатель: Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. Овчарка Дина пустила под откос вражеский эшелон. Ею на расстоянии управлял солдат дрессировщик Филатов. Дина сбросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. Овчарка Аста, нёсшая донесение, от которого зависела судьба полка, была смертельно ранена. Но, истекая кровью, она сумела всё-таки доползти до своих и доставить донесение. Во время войны собаки вытаскивали с поля боя раненых, искали мины, в боевой обстановке доставляли документы, прокладывали телефонный провод, уничтожали вражеские танки.
И лишь один пес по кличке Джульбарс был награждён медалью «За боевые заслуги» за успешное выполнение боевого задания. В конце войны Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в Параде Победы в Москве. Но его несли по Красной площади на руках на кителе.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете какие ещё животные помогали солдатам воевать? (ответы детей). Мы поговорим с вами о лошадях. Приложение №2
Лошади старались, как умели.
Вынесли героев из атак –
Чтоб герои в песнях прогремели,
Только не споют о лошадях…….
Воспитатель: В войну лошадей применяли как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Лошадь оставалась основной тяговой силой армии. На начало войны в армии их было без малого 2 миллиона – но их всё равно катастрофически не хватало. Лошадей использовали для переброски боеприпасов, еды и раненых. Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.
Воспитатель: После войны в Москве установлен памятник лошадям–участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.
ФИЗМИНУТКА «Мы военные»
Мы станем все военными, (шагают на месте).
Большими, здоровенными. (руки вытянуть вверх, опустить через стороны)
Будем в Армии служить, (шагают на месте).
Будем Родину любить. (руки в стороны, руки к плечам).
Сад и дом свой охранять, (наклон вперёд, смотрим в «бинокль»).
Будем мир мы защищать! (шагают на месте).
Воспитатель: Ребята, вы любите кошек? (ответы детей). А знаете ли вы историю о кошках, спасших жизнь летчику. Сейчас нам ее расскажет Алеша.
Ребенок: В годы Великой Отечественной войны летчик-истребитель был сбит в воздушном бою. Самолет загорелся, пилот был ранен. Летчику удалось прыгнуть с парашютом, но приземлился он на территории, захваченной фашистами.
Кое-как из последних сил он добрался до старой мельницы, вполз в ее помещение по ветхим ступеням и, совсем обессиленный потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие-то зелёные передвигающиеся точки. Сперва лётчик подумал, что это от слабости ему что-то мерещится, а приглядевшись, понял, что это кошки.
Двое суток провел раненый на мельнице среди кошек, периодически теряя сознание. И вдруг услышал голоса, обрадовался: подумал, что это жители села. Но это были немцы. Затаившись, в щель между досками летчик наблюдал за немцами.
Один немец кулаком ударил по двери…и вдруг дикий кошачий вопль просверлил его уши, заставил притаиться. Но это было еще не все. Вожак кошек – черный кот – в мгновенье ока свалился на голову немцу и стал раздирать когтями лицо…
Немцы ушли. А на утро пришли советские партизаны. Они сделали носилки, уложили на них раненого. А когда собрались уходить, то по просьбе летчика оставили кошкам маленький кусочки сала. Ведь они были его спасителями.
Воспитатель: Я тоже вам расскажу о прекрасном городе и кошках, которые спасли его от крыс. В Ленинграде практически все подвалы были с крысами, кошек. Эшелон с «мяукающей дивизией», как прозвали питерцы этих кошек, надежно охранялся. Кошки стали очищать город от грызунов. Кроме того, известны случаи, когда деревенские кошки охотились и приносили домой добычу, подкармливая своих хозяев. Приложение №3
Воспитатель: Голубиная почта. Как не странно, символ мира может оказаться эффективным средством войны. Армия использовала почтовых голубей. Всего за годы войны почтовыми голубями доставлено большое количество писем. Записочка писалась на тонкой бумаге, прикреплялась к крепкому перу в хвосте голубя или помещались в лёгкий металлический контейнер, прикреплявшийся к лапке птицы. Приложение №4
Почтовый голубь хорошо ориентировался днем и ночью. Голуби летели очень быстро и сами выбирали безопасную высоту полета. Так же голуби фотографировали на лету вражеские объекты.
Воспитатель: Вот прошло уже много лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Мы с вами должны помнить подвиг, который совершили солдаты для Родины, ради мира на земле. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. Ребята, давайте ценить мир!
Ребенок:
Что для жизни нужно?
Солнце, солнце!
Что для дружбы нужно?
Сердце, сердце!
Что для сердца нужно?
Счастье, счастье!
Что для счастья нужно?
Мир! Мир!
Воспитатель: Я хочу предложить вам, нарисовать животных, которые помогали русским солдатам воевать. Перед тем, как начнем рисовать, давайте разомнем наши пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Аты – баты шли солдаты»
Аты — баты, аты — баты! (кулаками стучать по краю стола).
На парад идут солдаты! (кистями рук стучать по краю стола).
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.
(поочерёдно поднимать пальцы правой и левой руки).
Воспитатель включает тихую, медленную музыку. Дети рисуют карандашами животных. После того, как дети закончили работу над рисунками, предлагается поместить работы на выставку «Животные на войне» после окончания НОД.
Дети образовывают круг.
РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам ответить на несколько вопросов:
- Назовите какие животные помогали воевать солдатам во время войны?
- Как звали овчарку, которую несли на параде в кителе?
-В каком городе установлен памятник лошадям–участникам Великой Отечественной войны?
- Зачем в Ленинград привезли «мяукающую дивизию»? (ответы детей)
Молодцы, ребята! Наше занятие закончено. Берегите мир!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
https://yandex.ru/images/search?text=голуби
https://yandex.ru/search/?text=кошки
http://dochkiisinochki.ru/detskie-stixi-o-vojne-dlya-detskogo-sada.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/ |