Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (формирование лексико-грамматических категорий и связной речи) детей старшей группы компенсирующей направленности
Цель: формирование у детей представления о домашних птицах,
Коррекционно-образовательные
1. закрепление словаря по теме.
2. систематизирование представлений детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах семей, пользе для человека.
3. употребление существ в род, твор. падежах, согласование числительного с существ., употреблении притяжательных прилагательных
4 Упражнять в подборе признаков, антонимов
Коррекционно-развивающие
Развитие наблюдательности, творческого воображения, познавательного интереса к жизни домашних птиц, памяти, мышления, связной речи.
Развитие творческих познавательных способностей в процессе решения поставленных задач.
Развитие тонкой моторики
Коррекционно-воспитательные
Воспитание заботливого и внимательного отношения к домашним птицам.
Формирование навыков сотрудничества, активности, доброжелательного отношения между детьми.
Оборудование. Компьютер, проектор, магнитофон, презентация, магнитная доска, предметные картинки с изображением домашних птиц, перья, игрушечный телефон, сундучок, мяч, конверт с письмом.
Предварительная работа.
Беседа о домашних птицах, прослушивание записи с голосами домашних птиц .Д/ и «У кого кто?», « Кто как голос подает»
-Каждый день вы приходите в детский сад, узнаете что-то новое и интересное, играете, общаетесь друг с другом. И свои эмоции вы выражаете по-разному:
Когда узнаете что-то новое-удивление, когда скучаете по маме- грустите, иногда-сердитесь, но чаще всего улыбаетесь. И я вам желаю, чтобы вы улыбались чаще.
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
и скорей вставайте в круг
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай
Утра доброго желай.
Стук в дверь…
-Дети, для нас посылка. Давайте ее откроем. Не получается! У нас есть волшебные трубочки. Давайте подуем на посылку- должно получиться.(ДУЮТ НА посылку)
Из посылки выпадает перо.
-Что это? Здесь письмо.
«Беда, беда, пропали краски с моего хвоста! Помогите, помогите! Петя-петушок»
-Надо помочь, но как?
-Я знаю девочку, она любит рисовать и нам обязательно поможет! Она и вам все знакома.
(включаем телемост)
Слайд 2
-Здравствуй, Маша! У петушка беда, пропали краски с его хвоста, помоги ему.
-Я ни разу не видела петуха, поэтому не знаю, как ему помочь.
-Петух-это красивая, домашняя птица с разноцветным хвостом.
-Домашние птицы? Никогда не слышала! Расскажите мне о них и я постараюсь помочь.
-Нам нужно отправляться на птичий двор, где живут эти птицы. Посмотрите, перед нами две дороги-какие они? (широкая, короткая, длинная, узкая)
СЛАЙД 3
- Посмотрите, где мы оказались. Мы и на птичьем дворе. Здесь большое оживленье – птицы в разном оперении.
Какие птицы здесь живут? Разные птицы живут на птичьем дворе и у каждой свой дом: куры живут в курятнике, гуси – в гусятнике, утки – в утятнике, индюки – в индюшатнике,
Каждая птица может похвастаться своим внешним видом
- Петух может похвастаться красивым гребешком, а остальные птицы чем могут похвастаться?
Индюк – красивым хвостом
Курица – пестрые перья
Гусь – длинная шея
Утка – широкие лапы.
Но все птицы имеют одинаковое строение:
Голова На голове: глаза, уши, клюв,
Шея, туловище, крылья
Птицы передвигаются с помощью ног
У одних птиц на лапках когти, а других- перепонки. Как вы думаете почему?
Курица, петух, индюк и индюшка-сухопутные. Они разгребают траву с помощью когтей
Гуси, утки- водоплавающие, перепонки на лапках помогают им грести, плыть под водой.
Все тело птиц покрыто перьями
У водоплавающих птиц перья покрыты специальной смазкой, поэтому они не мокнут и не мерзнут когда плавают
- О ком говорят: в воде купался, а сух остался.
- Давайте проверим? (опыт с гусиными перьями: в воде остаются сухими, не тонут)
Игра "Кому это принадлежит?"
- Посмотрите, что это лежит на столе? (Птичье перо.)
- Чьё же оно? Если это перо потерял петух, то перо (чьё) петушиное.
- Если это перо потерял гусь, то перо (чьё) гусиное.
- Если перо потеряла утка, то перо (чьё) утиное.
- Если это перо потеряла курица, то перо (чьё) куриное.
- Если это перо потерял индюк, то перо (чьё) индюшачье.
Дети, кто хочет рассказать о птицах (по образцу)
Кто это?
Какой, какая? (2 слова)
Что они умеют делать?(3 слова)
Свое отношение к птице (предложение)
Как можно сказать по-другому
Предлагаю вам поиграть «Один-много)
Слайд 4
Маша- Как интересно! А у меня готово первое перо…
Почему птиц называют домашними, и какую пользу они приносят?
О птицах заботиться люди и без заботы людей они погибнут.
Люди ухаживают, кормят, лечат
Домашние птицы дают нам вкусное питательное мясо и полезные яйца, перья и пух, которыми набивают подушки. Домашние птицы питаются по- разному: куры и индюки любят сухой корм (зерно, семена, траву, червей, насекомых, мелкие камни, черный хлеб), а водоплавающие гуси и утки предпочитают рыбку, водных обитателей, водоросли.
Слайд 5 Какие полезные домашние птицы! А у меня готово второе перо
Я знаю, что у птиц также как и у людей, есть семьи, и они между собой общаются. Расскажите об этом
Слайд6 « У кого кто?»
Слайд 7 «Кто как голос подает?»
-А как можно назвать ласково?
Петух-петушок, курица-курочка, утенок-утеночек, цыпленок-цыпленочек, утка-уточка
-Представьте, что вы превратились в домашних птиц… Изобразите их
Слайд 8 Как хорошо вы изображаете птиц Берите еще одно перо
Слайд 9 Я так много узнала о птицах и постаралась их нарисовать…..Но у меня что-то не получилось
-Дети, кого же нарисовала Маша.
Я все запомнила, сейчас я вам буду рассказывать о птицах, и если не правильно- топайте, а если правильно-хлопайте
Курица улетела в теплые края.
Курица снесла яйцо.
Петух нырнул в речку.
Цыпленок взлетел на забор.
Петух нашел зернышко.
Утка громко закукарекала.
- поиграем в игру «Птица, рыба, звери», чтобы Маша лучше запомнила домашних птиц. ( Дети идут по кругу. Перечисляются рыбы, птицы, звери. Когда называется домашняя птица- дети останавливаются и хлопают в ладоши)
Слайд 10
Какая интересная игра…Вот еще одно перо…А я опять рисовала-рисовала, и что-то не дорисовала
«Игра без чего»
Не хватает хвоста- петух без хвоста
Утка-без лап
Гусь-без клюва
Слайд 10 Вот вы и исправили мои рисунки! Пока вы мне помогали я еще одно перо раскрасила. Я и для вас нарисовала домашних птиц, только не помню каких и сколько
-Давайте поможем Маше, расскажем каких птиц и сколько она нарисовала
Слайд 11 Все Правильно… Ура! Ура! Я раскрасила последнее перо петушку.
-Спасибо тебе , Маша, за помощь
-А вам ребята за интересные…..
Пора спешить к петушку
(Приклеиваем перья) Какой получился хвост у петушка?(красивый, разноцветный)
Нам пора возвращаться в детский сад. Сейчас я скажу волшебные слова, и мы с вами опять окажемся в детском саду
Итог
- Ребята, я получила огромное удовольствие от нашего путешествия.
- А вам понравилось путешествовать?
- Ребята, кому мы сегодня помогли? Как вы думаете, петушок остался довольным?
- Про каких птиц сегодня говорили?
- Полезны ли для человека домашние птицы? Чем?
- Надо ли человеку ухаживать за птицами? Почему?
- Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы!
Петушок приготовил для вас подарок—
______ возьмет тот, кому было интересно, легко выполнять задания
----------- возьмет тот, кому не понравилось, было трудно |