Подготовила:Миркина Инна Геннадьевна,воспитатель МАДОУ детский сад №5
Тема: «По дороге к Азбуке»
Образовательная область: речевое развитие
Цель: Создать фонетико-фонематическую базу для знакомства со звука и буквы Ц.
Задачи.
Образовательные:
- Закреплять представления детей о звуках и буквах русского языка.
- Знакомство с буквой Ц и звуком Ц, умение выделять его в потоке речи, развитие фонетико- фонематических процессов.
- Совершенствовать умения производить сложные виды звукового и слогового анализа, осуществлять мыслительные операции на звуковом и слоговом составе слов с опорой на наглядность.
- Обогащение словаря, закрепление навыка изменения формы слов, умения классифицировать лексический материал в соответствии с заданной схемой.
Развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие
- Развивать память, мышление, воображение, тонкую моторику.
Воспитательные:
1.Воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание друг к другу, умение работать в группе и доводить начатое дело до конца.
Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация к занятию, ноутбук, магнитная доска, магнитные буквы, фонарики синего и желтого цвета (по количеству детей), массажный мяч, иллюстрации в пособиях, обозначение звука Ц и гласных звуков, указка.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
Дети могут стоять на ковре
В: Ребята, приглашаю вас сегодня отправится в путешествие в страну Азбуки и встретится с Ёжиком, Лисенком и Мудрой Совой. (слад на экране)
- в прошлый раз игрушки оказались в парке аттракционов и очень захотели покататься на каруселях. Но одна из них оказалась сломанной
Они очень просят вас помочь им.
-В: А чтобы починить нашу карусель, нужно ответить на вопросы мудрой совы.
С: Что вы знаете о звуках? на улице звуков в красных домиках живут какие звуки, как они произносятся.
Чем гласные звуки отличаются от согласных.
А в каких домиках живут согласные звуки, какие бывают. Чем отличаются от гласных, какие из них ходят в соломенных шапочках, у кого желтые колокольчики. Как они произносятся
Д: Гласные звуки можно петь, а при произнесении согласных мы встречаем преграды: зубы, язык.
Они бывают твердыми как лёд, мягкими как травка мы их обозначаем синим и зеленым цветом. А в соломенных шляпах ходят глухие согласные звуки, они состоят из шипения и шуршания. А вот в желтых колпачках ходят звонкие согласные звуки. Ещё согласные звуки бывают парные и непарные. (дети отвечают на вопросы и берут ленточку)
В: Какие вы молодцы, починили карусель, и она снова работает.
Наши друзья с радостью отправились покататься на карусели и нас с вами с собой зовут.
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
карусель медленно движется в правую сторону.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Темп речи и движений постепенно ускоряется.
Побежали, побежали,
Звуки мы с собой позвали
А, О, У бегут, бегут
И согласные зовут!
М и Н нас догоняют
Бег карусели замедляют
Карусель меняет направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончена игра.
Дети садятся на ковер
В: Игрушки так веселились, катаясь на карусели, что не заметили, как к ним подошла Лошадка. (слайд)«А вы почему не в цирке?» - спросила она. От неожиданности наши друзья растерялись и не знали, что ответить. «Сегодня в цирке большое представление». И Лошадка рассказала, что она тоже работает в цирке, и зовут ее Царица.
«Ты разве жена царя?» - спросил Лисенок. «Нет, - рассмеялась Лошадка. – Мне дали такую кличку, потому что у меня на лбу маленькое пятнышко в виде короны». А еще Царица рассказала друзьям, что вместе с ней в цирке работают и другие звери. «Ой! Что-то я совсем заболталась, - воскликнула Царица. – Садитесь на меня и держитесь покрепче. А то мы не успеем даже к концу представления».
- Поскакали вместе с Лошадкой. (Дети цокают)
(На экране шатер цирка)
-Ну, вот мы и добрались до цирка.
-А кто может рассказать, что такое цирк, что это за волшебный дворец.
-У нас есть дети, посещающие цирковую студию, давайте их послушаем.
-Рассказы детей.
Характеристика звука.
В: - Ребята, какой звук слышится в начале слов: царица, царь, цирк?
-Ответы детей (Ц)
-Верно, звук Ц, он поможет нам попасть в цирк
Картинка звук Ц
Воспитатель: - Давайте произнесем звук ц .
-Как мы произносим звук [Ц]: губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
- Какой это звук? (Согласный, глухой, твердый) Мягкой пары у него нет.
-Как мы его обозначаем? (Синим цветом) -
Игра: «Поймай звук». Со стр.31
В: -Чтобы получить билеты, на представление нужно выполнить задание.
Дети проходят за столы.
-У вас на столах конверты нужно закрасить синим цветом первую, вторую, или третью клеточку определив название предмета на картинке . Если звук слышим вначале-закрасим первую, в середине- вторую, в конце- третью.
-Дети выполняют задание.
В: Поменяйтесь листочками и оцените работу своего товарища. Если всё правильно- нарисуем солнышко. Если нет- тучка.
-Молодцы. Вы все получаете билеты. Проходите в цирк (слад открываются двери цирка, звучит музыка) Дети могут пройти на ковер или лавочку из коридора.
Игра: «Разгадай слово по первым буквам». работа с магнитными буквами.
В: Ребята, у нашей Лошадки в цирке есть замечательный друг и помощник,
Она просит нас отгадать кто это. давайте запишем первые звуки в названии предметов и отгадаем, кто это.
На доске сюжетные картинки: санки, лампа, облако, ноги. Стр.27картинки
СЛОН (не садясь за столы)
В: Молодцы, справились с заданием. Действительно это слоненок и он тоже любит играть.
Игра «Фонарики»
. Сейчас вы по очереди будете называть детенышей циркового детского сада и его маму. Если в названии мамы услышите звук Ц, поднимаете синий фонарик, если нет- желтый.
А сейчас посмотрим, хорошо ли вы слышите звук Ц.
Игра «Хлопни на Ц»
Я вам буду читать стихотворение, а вы хлопайте на каждый звук Ц.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву Ц:
- Подойди, цыпленок Цып.
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
В: Весело в цирке, но нам пришло время возвращаться в детский сад. И продолжить знакомство со звуком Ц.
В: Проходите на свои места.
- Откройте тетради, используя закладки (Работа с рисунком на стр30)
-Картинка ,где изображено, как цокает лошадка Царица ,обозначает звук Ц
-Каким цветом обозначается звук Ц, почему
-Определите, в какой части слова слышится звук Ц и закрасьте синим цветом соответствующие клеточки. Работа в тетрадях. Один ребёнок у доски работает со схемой слов.
-Проверяем.
Игра «Назови посуду» стр31
Посмотрите на предметы посуды и продукты в задании 4.
-Лисенок просит помочь ему разобраться, в какой посуде подают на стол эти продукты.
-Назовите посуду, в которой подают на стол эти продукты. Если в названии посуды не окажется звука Ц, этот предмет зачеркнём.
Воспитатель:
В чём подают сахар(в сахарнице)
В этом слове есть звук Ц, да.
-В чём подают масло (в маслёнке)
В этом слове есть звук Ц- нет
5.Изменение формы слов.
В: А теперь Мудрая Сова приготовила для вас игру : игра с массажным мячом.
-Нужно изменить слово так, чтобы в нём появился звук Ц.
Например: слово- словцо
Письмо- письмецо
Окно- оконце
Блюдо- блюдце
Платье-платьице
Вода- водица
Метель-метелица
Сестра-сестрица
Брат-братец
Лиса-лисица
Воспитатель-воспитательница
Плавает- пловец
Поёт -певец
Хитрый- хитрец
Умелый- умелец
Назови одинаковые слоги в словах- презентация или предметные картинки. работа у доски
Дети, ботинок, картина---ТИ
Радуга, дубы, духи---ДУ
Лопата, тарелка, табурет, гитара---ТА
Жёлуди, диван, дирижёр, крокодил---ДИ
Со стр.25
- Уточнение зрительного образа буквы Ц. работа в тетради
Воспитатель:
-Это буква це.
-Какой согласный звук она обозначает
В стране Азбуке все звуки обозначаются буквами. Звук Ц обозначается буквой Ц. Найдите хозяина дома звук Ц. Он в синих башмачках и соломенной шляпе.
Какой это звук согласный всегда твёрдый и глухой.
Как вы заштрихуете эту букву
На какие буквы похожа буква Ц?
Превратите букву Ц в цаплю.
7.Чтение слогов
Воспитатель: А что такое слоги ,чем слоги отличаются от букв и звуков
Воспитатель:
-Лисенок еще не очень хорошо читает. Помогите прочитать ему слоги.
( в тетради, по цепочке)стр.31
А теперь Ёжик предлагает вам собрать эту букву из палочек.
8.Рефлексия.
И ещё одна игра «Составь предложение, а начинаться оно будет со слов
Сегодня я узнал(а)….
Мне больше всего понравилось…
Мне было трудно…
У меня хорошее настроение
В: Мне понравилось, как вы работали
Я думаю, у нас всё получилось.
Давайте прочитаем ещё одно слово со звуком Ц
Кто мы-на доске: МОЛОДЦЫ!
|