Воспитатель: Путинцева Т.А.
Цель: добиться уточнение знаний детей об основах экономического воспитания через знакомство со сказкой и её героями.
Программные задачи:
1. Образовательные :
- обеспечить запоминание и употребление в свободной речи экономические понятия : потребность, деньги, семейный бюджет: доход и расход.
2. Развивающие :
- обеспечить развитие умения подмечать в сказках простейшие экономические явления,
-обеспечить развитие умения выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас,
3. Воспитательные:
- способствовать развитию положительных взаимоотношений детей.
Материал и оборудование. Карточки с изображением разных предметов, разрезные картинки, образцы бумажных и металлических денег, электронной карты, картинки семьи гномов – экономов, потребительской корзины, самовара. Конверты с заданиями.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Встанем в круг скорее дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю вам всем: «Привет» -
Улыбнись мне в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)
- Ребята к нам на почту д/с пришло письмо. Без обратного адреса, от кого оно не известно, но зато есть загадки , отгадав которые мы узнаем из какой страны пришло письмо
- На товаре быть должна обязательно (цена)
- Люди ходят на базар там дешевле весь (товар)
- И врачу и акробату выдают за труд ( зарплату)
- Из какого аппарата выдается нам зарплата ( банкомат)
-Как вы думаете, с какой страны пришло письмо?
-Мы отправимся с вами в сказочную страну экономика
-Закройте глаза и повторяйте за мной
Вокруг себя повернись и в сказке очутись.
В: Вот мы свами и очутились в стране экономики. А знаете ли вы что такое Экономика?
Экономика-это наука о ведении хозяйства по правилам. В сказочной стране экономика живут необычные жители. Обратите внимание на наше экономическое дерево. Что обозначает этот символ? (экономическое понятие «бартер») Что такое бартер? ( Это обмен одного товара на другой без помощи денег) А это что за символы? (деньги) Что такое деньги? (ценные предметы) Из каких материалов делают деньги? (металлические- монеты, бумажные- купюры или банкноты, карта – электронные деньги) . В картах можно хранится деньги – их можно снять, когда это необходимо. Как называются в России деньги, которыми мы пользуемся? (рубли и копейки)
В: Дети, мы с вами читали эту сказку, где главным сказочным героям была муха.
В: Скажите, пожалуйста, как называется эта сказка? (Муха – Цокотуха)
В: Давайте вместе вспомним, как она начиналась:
1 реб: Муха- Муха – Цокотуха
Позолоченное брюхо.
2 реб: Муха по полю пошла
Муха денежку нашла
3 реб: Пошла муха на базар
И купила самовар.
В: Муха нашла денежку и потратила ее- совершила покупку. Мы поместим самовар на дерево, он будет обозначать – понятие покупка. А что можно купить за деньги? (Ответы детей)
В : Вот сколько всего можно купить за деньги! Сделать покупку.
В: Совершенно верно, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
В: Муха-цокотуха приготовила вам игру.
«Что можно купить за деньги?»
Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопаем в ладоши, если нет, то – то не хлопаем
(Показывает картинки, дают называют по очереди: солнце, кукла, радуга, камень, компьютер и т.д.)
В: Молодцы ребята справились с заданием
В: Потребности — это всё то, в чем мы нуждаемся. Что нам нужно для жизни? (ответы детей). Понятие- потребность – это тоже житель сказочной страны – экономики. В: - Вот у нас такая есть замечательная корзинка – потребительская корзинка. Где спрятаны все наши потребности. Поместим ее на наше дерево.
В: А вы, знаете, что есть потребности без которых нельзя прожить, их называют потребностями «Надо» то есть то, что необходимо для жизни каждому человеку,
В: Как вы думаете, какие это потребности – назовите? (Ответы детей)
В: Есть потребности, без которых можно обойтись их называют потребностями
«Хочу». В: Как вы думаете, какие это потребности? (Ответы детей).
4. В: Герои сказки «Телефон» прислали вам картинки, но злой разбойник Бармалей и здесь приложил руку, взял и разрезал картинки. Я предлагаю вам сложить картинки, которые разрезал Бармалей и сказать какая эта потребность. Хочу или Надо Настольная игра «Сложи картинку»
В: Молодцы ребята!
В: Вода, еда, воздух, одежда удовлетворяют физические потребности человека. Без воды, воздуха и еды мы с вами не сможем жить. А одежда нас защищает от холода. Человеку надо где-то жить – в доме. И чтобы в доме были разные предметы быта (игрушки, мебель и т. д.).
- А есть еще духовные потребности. Какие? Сейчас узнаем.
Но сначала отдохнем
Физминутка
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
- Каждому человеку нужна забота и любовь. Кто о вас больше всего заботится? (мама, папа) А как назвать вас всех вместе: папу, маму и вас? (Семья).
- У всех есть потребность жить в семье.
В: Ребята – желание иметь семью, общаться друг с другом, чтобы нас любили, заботились о нас,- все это духовные потребности. А еще главное в жизни – дружба! Не забывайте! И на деньги ее не променяйте!
В: Мы с вами подошли к красивому домику. А живет здесь семья-эконом. Давайте познакомимся. Папа-эконом он работает строителем, строит дома . Мама-эконом- повар и что они получают за свой труд ? А что такое зарплата – это деньги, полученные за труд. Есть бабушка и дедушка. Он пенсионеры и не работают. Что Они получают ? Что такое пенсия – это деньги, получаемые в старости за то, что они работали в молодости. Есть сын-эконом, он учится в университете, и получает стипендию - это деньги за хорошую учебу. Есть дочка-эконом, она маленькая, и ходит в детский садик и ничего не получает. Все, полученные семьей деньги называются – семейный бюджет .
- Давайте вместе повторим, что мама и папа получают? (зарплату, а бабушка и дедушка – пенсию, а сын, который учится? (стипендию).
- Как можно назвать все деньги, которые заработала семья – семейный бюджет?
В: Семейный бюджет и вся семья складывает куда? (в кошелек) Кошелек с деньгами мы поместим на экономическое дерево. Это семейный бюджет.
- Как бы вы распределили семейный бюджет? На что надо потратить в первую очередь?
(Оплата за квартиру, еду, одежду, оплата за детский сад, игрушки.)
В: Все вместе это называются расходы! Давайте вместе повторим это слово –расходы.
В: Расходы - это деньги, которые мы тратим на наши потребности.
В: Семья, получила доход, потратила часть денег и немного осталось. Что с ними делать? (копить)
В: Молодцы ребята! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру:
Игра «Доход - расход»
- Я начну читать сейчас.
Я начну, а вы кончайте
Хором мне не отвечайте: доход или расход
Мама получила зарплату - доход
Брат заболел - расход
Выиграла приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купили игрушки – расход
Поехали отдыхать -расход
Дедушка получил пенсию- доход
Сделали дома ремонт-расход
Рефлексия: Воспитатель с какими понятиями мы познакомились( потребности, расход, доход, семейный бюджет)
Но наше путешествие по стране экономика заканчивается. Вам понравилось наше путешествие. Ребята герои сказок на память вам о путешествии по сказочной экономике передали необычные монеты( шоколадные) Но, а чтобы возвратиться в детский садик нам закрываем глаза и повторяем .
Вокруг себя повернись и в детском саду очутись.
|