Подготовила педагог-психолог: МАДОУ Центр развития ребенка Гашимова Ольга Викторовна
Формирование психологической готовности детей 6 – 7 лет к школе
«Быть готовым к школе – это не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться»
Л. А. Венгер
В настоящее время, согласно федеральным государственным стандартам, дошкольное детство не рассматривается как подготовка детей к школе. С 1 января 2014 года дошкольное образование впервые в истории Российской культуры стало полноценным уровнем общего образования наряду с начальной школой, основной школой, вузами. Главная задача стандарта дошкольного образования – позитивная социализация и индивидуализация личности, поэтому важной задачей системы образования является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к успешной социализации в школьных условиях.
Психологическая готовность к школе - это целый комплекс новообразований, позволяющий ребенку безболезненно включаться в школьную жизнь. Выделяют несколько компонентов готовности.
Первая, это интеллектуальная готовность, включающая в себя запас знаний о мире, о людях, определенный уровень развития мышления, обобщенность представлений ребенка, владение приемами умственной деятельности.
Мотивационная готовность к школе, связана с формированием желания стать школьником.
Личностная и социальная готовность, помогающая ребенку утвердиться в коллективе, уметь действовать вместе, общаться со взрослыми и сверстниками.
Волевая готовность, связана с формированием контроля над внешними и внутренними процессами и планирование собственных действий.
Также в понятие психологической готовности к школе входит достижение ребенком определенного уровня в развитии всех психических процессов: восприятие, памяти, внимания и освоение простейших навыков: счет, чтение, решение элементарных задач.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует правильного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком.
Вашему вниманию предлагается одно из таких занятий.
Цель: способствовать развитию познавательных, поведенческих и школьно-необходимых навыков и умений.
Задачи:
1. Развивать познавательные процессы через игровую деятельность.
2. Закреплять умение работать по инструкции и образцу.
3. Развивать умение контролировать и оценивать свои действия.
4. Развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с изображением геометрических фигур, карточки «Шифровка», Карточки «Лесенка успеха»), простые карандаши, магнитофон.
Вводная часть
Приветствие «Хлопки»
Дети с психологом стоя в кругу и предают сигнал хлопком рука об руку со словом «Привет».
Разминка «Слушай хлопки»
Дети начинают движение под музыку по кругу. На определенное количество хлопков дети выполняют движения.
1 хлопок - присесть
2 хлопка – махать руками
3 хлопка – поднять руки.
Основная часть
Игра «Времена года»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия
Психолог выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы связанные с этим временем года. Время от времени произносит «неправильные» слова. Услышав слово, которое не имеет отношение к выбранному времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.
Примерные слова для времен года:
Зима: снег, иней, вьюга, бабочка, снежинки, комары, Новый год, елка, Деде Мороз, жара, пурга, снеговик, лед, подснежники, снегопад, варежки, радуга.
Лето: грибы, ягоды, цветы, шуба, загар, купальник, Снегурочка, солнце, пляж, подснежники, радуга
Весна: почки, листья, почки, панама, сирень, капель, клубника, 8 марта, скворцы, Новый год.
Осень: листопад, урожай, школа, ландыши, капель, дождь, одуванчики, панама, зонт, снеговик, пальто, шорты.
«Проставь значки» Упражнение из серии корректурная проба, детям выдают бланки с изображением геометрических фигур и просят расставить значки по образцу.
«Найди ответ»
Дети решают несложные примеры с помощью карточек, на которых изображены геометрические фигуры.
«Нарисуй букву»
Дети рисуют в воздухе буквы в определенной последовательности.
Первую – правой рукой
Вторую - левой
Третью - двумя руками и т.д.
Упражнение на расслабление «Необычная радуга»
Психолог включает спокойную музыку и говорит: «Лягте (сядьте) удобно расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.
Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой цвет приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя как купание в реке. Ощутите эту свежесть.
Следующий цвет – желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушисто8го цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимет нам настроение.
Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого леса. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Возьмите с собой эти ощущения на весь день.
Рефлексия «Лесенка успеха» (самооценивание)
Дети на подготовленных лесенках отмечают свою ступеньку достижений.
Ритуал прощания «Круг»
Собрались все дружно в круг
Я – твой друг, и ты – мой друг!
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся. Дети по кругу дарят улыбку своему товарищу.
|