Формирование ОБЖ детей 3 - 4 лет через игровую деятельность
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий в окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский
На протяжении своей истории человечество постоянно подвергается воздействию катастроф, которые уносят тысячи человеческих жизней. В последнее время в наш обиход вошли такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от экономической нестабильности. К сожалению, человечество «игнорирует» бесценность человеческой жизни. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей, т.к. они наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Содействовать формированию безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребёнка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой и пр. создают опасные ситуации для жизни детей. Современная жизнь доказала, что лишь культура безопасного поведения каждого человека, сформированная с раннего детства, может обеспечить безопасность жизнедеятельности. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Ведь безопасность - это не только система усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это очень актуально в наши дни. Роль игровой деятельности в формировании культуры безопасного поведения состоит в том, чтоб через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую знакомить детей с источниками опасности, научить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности и способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности. В игре формируются все стороны ребёнка, развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Поэтому особое место в нашей работе мы уделяем обучению в форме увлекательной, занимательной игры с использованием игровых персонажей, что делает процесс усвоения материала живым и легким. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Игра дает возможность ребенку быть самостоятельным, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности». Вся работа по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения в нашей группе базируется на разделах: I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми. II раздел. Ребёнок дома. III раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка. IV раздел. Ребёнок на улицах города.
По каждому из разделов используются определенные дидактические игры. Например, игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию. Во время игры «Электроприборы» дети закрепляют знания о мерах пожарной безопасности. В процессе этих игр у каждого ребенка появляется уважение к труду пожарных. Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы. А дидактические игры «Светофор», «Собери знак» и «Дорожные знаки» помогают лучше усвоить правила дорожного движения. Например, играя в игру «Незнакомец» дети учатся отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых. В игре «Один дома» дети усваивают правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери. В процессе таких дидактических игр дети учатся вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с диспетчерами («скорой помощи», «пожарной части», «службы спасения»); соблюдать правила дорожного движения; понимают то, что может быть опасным в общении с незнакомыми людьми; узнают правила пожарной безопасности. При этом активно развиваются психические процессы (внимание, мышление), нравственно-волевые качества (выдержка, умение дождаться своей очереди и т.д.). Все мы знаем что, для того чтобы игры повышали качество усвоения познавательного материала и способствовали закреплению его, в группе должна быть правильно организованная предметно-развивающая среда. В группе нами были созданы условия для эффективного использования дидактических игр: 1. Уголок безопасности, который содержит материалы: - практический: макет улицы с дорожными знаками, игрушки - машинки, знаки, фигурки пешеходов и регулировщика и т. д., атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Спасатели», «Скорая помощь» и др. - наглядный: серии картинок на тему: «Один дома», «Грибы», «Пожарные»; разнообразные плакаты по ОБЖ. 2. Игротека, которая включает в себя: дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Черный ящик», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Найди пару» и др.; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Лото осторожностей», «Валеология или здоровый малыш», «Зубы, зрение, слух» и др. 3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций. Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни в моей группе направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения. В дальнейшей деятельности я планирую продолжить работу по использованию игр по ОБЖ как средства повышения качества знаний своих детей. Это позволит мне пополнить копилку знаний и применять наиболее интересные методы и приемы.
Приложение. 1. Ребенок в общении с другими людьми.
Дидактическая игра «Спрячь мышку» Цель: • закреплять понятие «опасность»; • закреплять умение различать цвет и форму предмета. Материалы и оборудование: большие карточки красного, желтого, зеленого, синего цветов, в центре каждой карточки – окошечко разной формы с нарисованной внутри мышкой; маленькие карточки такого же цвета и формы, как и окошечки в больших карточках. Описание игры. Педагог раздает детям большие карточки и говорит, что мышке угрожает опасность – за ней гонится кошка. Дети должны помочь мышке спрятаться от кошки. Педагог показывает маленькие карточки разного цвета и формы, дети выбирают свою и закрывают ею окошечко на большой карточке.
Дидактическая игра «Отгадай загадку по картинке» Цели: • тренировать в запоминании основной группы опасных предметов; • развивать внимание. Материалы и оборудование: карточки с изображениями опасных предметов. Описание игры. Педагог загадывает детям загадки об опасных предметах (спички, иголка, ножницы, утюг и др.), а дети должны отгадать их и найти соответствующую отгадку на картинке.
2. Ребенок дома.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» Цели: • учить объединять игровые действия несложным сюжетом; • закреплять называние ближайших родственников: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, а также их имена. Материалы и оборудование: куклы, кукольная посуда и мебель, атрибуты из «Уголка ряжения»: фартуки, косыночки, юбочки, детские сумочки. Мероприятия и материалы для родителей: домашнее задание – закрепить с ребенком знание его имени и фамилии, домашнего адреса, ФИО родителей.
Занятие «Не шали с огнем!» Цели: • знакомить с опасностью, исходящей от огня; • воспитывать осторожность при обращении с огнеопасными предметами (спичками, зажигалками, электрозажигалками, свечками); • дать элементарные навыки поведения при пожаре. Материалы и оборудование: кукла Незнайка, иллюстрации по теме «Не играй с огнем!», разрезные картинки: ведро, огнетушитель, пожарная машина, каска и др. Описание занятия. Вспомнить с детьми содержание сказки К. Чуковского «Путаница». Беседа по вопросам: • Какой неприятный случай произошел в море? • Как звери тушили пожар? • Кто пришел им на помощь? (И т.п.) К детям в гости пришел Незнайка, рассматривает вместе с ними иллюстрации из альбома «Не играй с огнем». Беседа с Незнайкой по вопросам: • Из-за чего может случиться пожар? • Что может загореться во время пожара дома, в лесу? • Как надо пользоваться огнеопасными предметами? • Кто помогает людям в тушении пожара? (И т.п.) Игра с Незнайкой «Разрезные картинки»: из 3-4 частей нужно сложить целую картинку и назвать, что на ней изображено и для чего нужно, как пользоваться.
Чтение потешки по теме «Пожар» Цели: • развивать навыки драматизации, формировать интонационную выразительность речи; • закреплять элементарные навыки поведения при пожаре. Материалы и оборудование: потешка «Тили-тили-тили-бом, загорелся Кошкин дом», иллюстрации к потешке.
Подвижная игра «Кто быстрее потушит пожар?» Цели: • развивать двигательные умения; • закреплять правила пожарной безопасности. Материалы и оборудование: стульчики – на один меньше, чем детей; игрушка-огнетушитель, медаль. Описание игры. По кругу стоят 5 стульев, на каждом стуле – огнетушитель-игрушка. Играют 6 детей. Под музыку они бегут по кругу, с окончанием музыки нужно быстро поднять огнетушитель вверх. Кому не достался огнетушитель – выбывает из игры. Кто завладел самым последним огнетушителем – получает звание «Лучший пожарный» и медаль.
3. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.
Дидактические игры Цели: • развивать умение называть имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье; • прививать любовь к близким. Материалы и оборудование: картинки с изображениями разных ситуация в семье, мяч. «Кто это?» («Моя семья») Описание игры. Педагог показывает картинки, на которых изображены члены семьи – мама, папа, бабушка и т.д., спрашивает: «Кто это?», дети отвечают. «Кто что делает?» Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает детям мяч по очереди, задавая вопросы: «Что дома делает мама (бабушка, сестра, папа и т.д.)?» Дети ловят мяч и отвечают на вопросы (стирает, варит суп, вяжет, ремонтирует и т.д.).
Пальчиковая игра «Моя семья» Цели: • развивать умение согласовывать слова и движения; • развивать эмоциональное состояние. Описание игры. Педагог вместе с детьми читает стихотворение. Дети самостоятельно выполняют движения.
Этот пальчик – мамочка, Показывают большие пальцы. Этот пальчик – папочка, Показывают указательные пальцы. Этот пальчик – бабушка, Показывают средние пальцы. Этот пальчик – дедушка, Показывают безымянные пальцы. Ну а этот пальчик – я, Показывают мизинцы. Вот и вся моя семья! Трясут раскрытыми ладошками.
Игра «Ребенок – кукла» Цель: учить находить общие и отличительные признаки у ребенка и у куклы. Материалы и оборудование: кукла. Описание игры. В гости к детям приходит кукла, дети рассматривают ее и называют, чем похожи кукла и девочка (у куклы и девочки есть голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос, волосы, они носят одежду и т.д.), чем они отличаются (девочка живая, она растет, умеет дышать, говорить, плакать и т.д., а кукла не живая, она не растет, не умеет дышать, говорить и т.д.).
Дидактические игры Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки, навыки культуры поведения за столом. Материалы и оборудование: мяч, кукла, кукольная посуда, салфетки.
«Что хорошо, что плохо?» Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, задавая вопросы на тему «Хорошо или плохо?»: • Мыть руки после прогулки. • Пользоваться носовым платком. • Садиться за стол с грязными руками. • Пользоваться расческой. • Разговаривать во время еды. (И т.д.) Дети отвечают.
«Кукла Маша обедает» Описание игры. Дети вместе с педагогом накрывают кукле Маше стол к обеду, проговаривая при этом все свои действия (что куда нужно поставить, какая необходима посуда), и напоминают ей о правилах поведения за столом.
4. Ребенок на улицах города.
Игра-тренинг «Я потерялся…» Цель: учить правильно себя вести, если потерялся на улице. Материалы и оборудование: игрушка-мишка. Описание игры. В гости к детям приходит мишка и рассказывает, что он потерялся, когда был на прогулке с мамой. Дети объясняют ему, что нужно делать, если вы с мамой потеряли друг друга; к кому можно обратиться за помощью, а к кому нельзя; что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел и т.д.
Прогулка-обследование «Внимание – опасность!» Цели: учить находить во время прогулки по территории детского сада опасные места и предметы; разъяснять, какую они представляют опасности и как ее избежать. Материалы и оборудование: красные ленточки для пометки опасных мест.
Занятие - игра «Незнайка в городе» Цель: знакомство с правилами поведения на улицах города и Правилами дорожного движения (ПДД). Материалы и оборудование: игрушка-светофор, иллюстрации по ППД, кукла Незнайка. Описание игры. В гости к детям пришел Незнайка и просит помочь ему совершить прогулку по городу. Дети соглашаются и с помощью вопросов педагога рассказывают ему о том, как надо вести себя в городе: «Улицы в нашем городе широкие и красивые. На улице есть дома. По дороге едет много машин. Место, где ходят люди, называется тротуар. На улице нужны светофоры: ведь машины едут в разные стороны и людям надо переходить дорогу» и т.д. В конце занятия Незнайка благодарит детей, что они познакомили его с Правилами дорожного движения.
Целевая прогулка «Знакомство с улицей» Цели: • уточнять представления об улице, дороге, тротуаре; • знакомить с правилами безопасного поведения на улице.
Занятие «Машины на нашей улице» Цели: • учить различать виды транспорта (пассажирский, грузовой); • формировать представления об основных частях транспортных средств; • уточнять знания о работе шофера. Материалы и оборудование: игрушечные грузовая машинка и автобус, кубики, картинки с изображениями различных видов транспорта. Описание игры. Педагог загадывает детям загадки о легковой, грузовой машинах и автобусе, дети находятся отгадки на выставленных на доске картинках с изображениями различных видов транспорта. Педагог вместе с детьми рассматривает игрушечные машины, отмечает их основные части, назначение, сходство и различия, рассказывает о том, кто водит машину. В конце занятия предложить детям поиграть: из кубиков построить улицу, дома, гаражи.
Дидактическая игра «Собери машинку по частям» Цели: • учить подбирать соответствующие основные части к грузовой машине и автобусу; • воспитывать внимание. Материалы и оборудование: плоскостное изображение основных частей легковой и грузовой машин, автобуса (кузов, кабина, колеса, руль), а также предметные картинки с изображением транспорта, разрезанные на 3-4 части.
Занятие «Рисуем светофор» Цели: • развивать интерес к изобразительной деятельности; • учить рисовать краской; • закреплять сигналы светофора. Материалы и оборудование: гуашь трех цветов, кисточки салфетки. Мероприятия и материалы для родителей: • проведение родительского собрания на тему ПДД «Взрослые, помните: вам подражают!»; • анкетирование и разбор ситуаций по ПДД.
Список используемой литературы 1. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников, планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128с. 2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей [Текст] – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2011. – 64с. 3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] М.: Просвещение, 1985 4. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры/ Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 2. 5. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: учебное пособие/ Т.Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80с. 6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/5474-formirovanieosnov-bezopasnosti-u-doshkolnikov.htm