Главная
Регистрация
Вход
Суббота
06.07.2024
04:21
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [110]
Конспекты, презентации [147]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Кейс - технология как способ формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Турабова Елена Михайловна, воспитатель МАДОУ детский сад № 12 г. Балаково Саратовской области
Кейс - технология как способ формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.
Экологическая культура – это часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические
оценки, вкусы и т.д.).
Экологическое воспитание, как никогда, является одной их актуальнейших проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться дошкольными работниками.
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в различных методических рекомендациях. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Все это вам знакомо. Я хочу рассказать об кейс – технологии, как одном из инновационных методов экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста.
В основе названия метода лежит латинский термин «казус», в переводе - необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик.
Кейсы - это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений.

Кейс – технология современная и актуальная, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, становлению субъектности, и которая, в итоге, формирует именно культуру – познания, применения правил, отношения, суждения в области той действительности, в которой и был разработан кейс. Цель кейс - технологии в формировании экологических знаний - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знаний. Возбудить общение и мышление на тему экологии, охраны окружающей среды.
Кейс-метод достаточно близко подходит к проблемному обучению – и тот и другой подход ориентированы на активизацию обучающихся. Но в кейс-методе проблема ставится перед детьми на основе ситуаций из реальной жизни. Причем кейс не предлагает проблему в чистом и устном виде: детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации, которую они пронаблюдали, которую увидели на фото или в драматизации.
В процессе обсуждения кейса педагог обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово детям, чтобы они сами отвечали на них. Ключевые вопросы педагога при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?» Весь смысл даже не в результате, а в процессе обсуждения, когда завязывается дискуссия, когда в споре и рассуждении рождается истина.

В дошкольном детстве при формировании экологических знаний рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделяют следующие формы:
I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей).
Можно применять следующие кейсы:
Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

Чаще всего в работе с детьми я применяю технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
Данная технология содержит:

фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;
текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию;
текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.
Используя данную технологию, я соблюдаю этапы, планируя свою работу с детьми.
Первый этап: подготовительный.
Начинаю знакомить детей с ситуацией (фотографией). Фиксирую их внимание. Создается положительное отношение к ситуации.
На втором этапе, дети совместно со мной выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
На третьем этапе, я стараюсь активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
Четвертый этап: (анализ принятия решения), я вовлекаю детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Примеры:
Проблемная ситуация «Букетик для мамы» Весной дети гуляли на лугу. Там выросло много одуванчиков. Было очень красиво. Все любовались цветами. Саша сказал: «Я соберу цветы и подарю их маме». Девочки обрадовались и тоже стали собирать. Потом дети вернулись в группу. Дети положили букетики в шкаф. Вечером, когда пришла мама, Саша достал цветы из шкафа, а они завяли. Вопрос: Правильно ли поступили дети?

Проблемная ситуация «Куда пропала божья коровка»
Однажды летом дети играли на участке. Катя и Даша увидели
божью коровку. Они взяли ее в руки, стали рассматривать ее, гладить,
потом Даша сказала: «Я возьму ее домой, она такая красивая».
Даша принесла божью коровку в группу и положила в шкаф.
Вечером, когда пришла мама, божьей коровки в шкафу не было.
Даша расплакалась.
Вопрос: Правильно ли поступила Даша?

Проблемная ситуация «Дождевые черви»
После обильного дождя на земле было много червяков. Дети увидели их и
стали собирать в ведерко. Насобирали много, ведерко потом закрыли
крышкой и отнесли за веранду. А потом один из мальчиков сказал: «Давай
напугаем девчонок! Пойдем посмотрим где они?» Оставляют ведро с
червяками закрытым.
Вопрос: Правильно ли поступили ребята?

Проблемная ситуация «Муравьишкин домик»
Дети играли на участке. Мальчики заметили муравьев, они что-то тащили в свой домик. Мальчики присели и стали наблюдать за муравьями. Затем ребенок взял палку и воткнул ее в муравейник, дети спросили, что ты делаешь, он ответил: «Я хочу посмотреть, мне интересно как устроен муравейник и что муравьи там делают».
Вопрос: Правильно ли поступил мальчик?

2) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Применяются следующие кейсы:
1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачек, шмель, плачущий малыш);

2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых, до остаться одному в лесу и заблудиться..

3)Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.

4) Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д. - цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.

Организовывать детей на работу по кейсам лучше в подгруппах, тогда можно прогнозировать большую активность участников. Лучше организовать работу с подгруппой детей отдельно (остальные дети заняты другим видом деятельности), либо в двух параллельных подгруппах, тогда дети второй подгруппы выступают «зрителями-участниками». Дети организуются на ковре, располагаются так, чтобы им было удобно и просматривают стимульный материал, и общаются.
В связи с тем, что даже не подготовленные дети смогут за 6-8 минут хорошо проработать кейс, иногда есть смысл давать два кейса для усиления и закрепления содержания. Рассмотрим подготовку к введению кейсов в группе. Воспитатель собирает детей и презентует им новую форму работы. Сообщает, что будет рассказывать о ситуациях, которые происходили или могут произойти с детьми – и задавать вопросы.
Воспитатель вводит условное обозначение для этого вида работы (например, рисунок).В дальнейшем педагогу достаточно выставить такой знак (на экране или на картинке), и дети понимают тип работы, который им предстоит. Интересно, что в дальнейшем дети сами предлагают педагогу такую форму работы, предъявляя знак, самоорганизуются на подобную игру
В целом по каждому кейсу работа организована по следующим четырем этапам. Каждый из них мы так же отмечаем специальной меткой. Это позволяет детям видеть ритм кейса, предполагать последующие этапы – и не торопиться, перескакивая с этапа на этап.

1 этап – метка красный вопросительный знак – это этап предъявления стимульного материала кейса. Воспитатель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т.д. в зависимости от типа кейса. Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что не правильно делает ребенок?», «Что случилось с ребенком?» Педагог задает детям и контент ситуации – сообщает некоторые важные детали о месте или времени, возрасте или занятии человека и т.д

2 этап – метка синий восклицательный знак – это этап выявления
причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т.п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.

3 этап – метка зелёный восклицательный знак – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.

4 этап – метка лист папируса – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации. Все правила, которые создают дети, мы рекомендуем записывать в специальную детскую «копилку». Туда же помещать детские рисунки по изученной проблеме. Тогда в группе создаются альбомы, к которым дети могут обратиться в свободной деятельности, рассмотреть или предъявить друг другу.
Использовать предложенные кейсы возможно в следующих формах:
1) Как составную часть НОД экологического цикла
2) Как форму работы, реализуемую в рамках совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах. В таком случае использование кейсов может быть рассмотрено как культурная практика, как способ включения детей в творческий процесс по познанию культурной реальности. В этом случае знакомство с кейсами организуется во второй половине дня, планируется в подходящее время.
3) Как часть проекта по формированию экологического сознания

Вывод: Кейс - технология помогает формировать у детей

• устойчивые знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
• бережного отношения к природе;
• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
• эмоциональной отзывчивости к живой природе;
• положительных эстетических ощущений от любования природой;
• умений познавать особенности окружающего мира.
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: navolgu (30.01.2019) | Автор: Турабова Елена Михайловна E
Просмотров: 2378
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz