Подготовила: воспитатель МАДОУ детский сад №8 Портнова Ж.Н.
По мнению исследователей детской речи самый расцвет творческих талантов приходится на дошкольное детство .Сам процесс освоения речи ребенком протекает по законам творчества. Доказательством этому служит явление словотворчества, наблюдаемое у детей в возрасте 2-5 лет, интерес детей к сочинительской деятельности.
В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.
Тексты , которые дети придумывают на свободную тему имеют коммуникативную функцию. Они их придумывают не просто так, а им хочется рассказать взрослым о чем-либо для них интересном .Задача взрослого услышать и записать за ребенком рассказ, сохранить его, помочь оформить или показать как это делается. Такая форма работы позволяет сделать детям - целую серию открытий.
Первое открытие: любое сообщение можно записать.
Второе открытие - записанное сообщение никуда не пропадает, его можно сохранить и многократно возвращаться к нему
Третье открытиеформирование о личных достижениях и успехах ребенка. Он начинает понимать, что своим сочинительством может быть интересен для сверстников и взрослых. И при этом очень важно как относятся взрослые к творческой деятельности ребенка - что бы почувствовать себя более уверенным и взрослым нужно научиться самостоятельно решать свои проблемы т.е. учиться грамоте, чтобы записать свой рассказ , нужно уметь нарисовать иллюстрации, подобрать картинки , фотографии ,аккуратно наклеить или вырезать, создать композицию и т.д.
Следующее открытие уже относится ко взрослым - нужно идти вслед за ребенком , поощрять его интересы к различной деятельности ,и создавать условия для творческой деятельности ребенка.
Что необходимо для начала работы с детьми по изготовлению книжек -самоделок?
1. Создание условий для организации работы
2. Знание методики развития связной речи у детей дошкольного возраста.
3. Желание, энтузиазм, терпение взрослых.
Материальные условия являются частью необходимой, но не достаточной для начала работы. Большое значение имеет жизнь ребенка в группе и дома, её наполненность яркими, эмоционально насыщенными событиями и делами. Яркие впечатления для детей: это неожиданные праздники, экскурсии, наблюдения с привлечением образного слова, содействует появлению выразительных описаний в собственном детском словесном творчестве.
Наблюдения обогащают детей свежими жизненными впечатлениями, к которым дети смогут обратиться при выполнении творческих заданий, как по речевому творчеству так и изобразительному. Для того, чтобы углублять представления детей, создавать у них интерес к теме предстоящей деятельности наблюдения жизни дополняются художественными образами.
В старшем дошкольном возрасте книга, картина становятся важным источником речевого и изобразительного творчества.
Дети любят иллюстрировать сказки, различные истории. Они отражают в рисунках свои переживания, мысли, чувства. Дети никогда не рисуют молча, рисунки они дополняют рассказом, поэтому так важно и нужно соединить изобразительное и литературное творчество детей и трудовую деятельность.
Такое сочетание увеличивает возможности творческой деятельности ребенка.
Для воспитателя появляются такие нетрадиционные формы работы с детьми, как книгоиздательство и журналистика и новая тема в работе с семьей т. к можно предложить родителям сделать книжку - самоделку дома . Предметом создания этих книг могут стать различные домашние события, и в её изготовлении могут принять участие все родственники, а ценителями домашнего шедевра близкие родственники и дети в группе.
Дети привлекаются не только к изготовлению книг-самоделок, но и к разработке их содержания. Дети узнают, что книги могут быть разными не только по оформлению, но и по содержанию: книга сказок, кудазаписываются сказки и волшебные истории, придуманные детьми и рисунки детей к ним; книга загадок с текстовыми загадками или рисунки-загадки; книга увлечений заполняется по мере увлечения детей группы чем либо, Такая работа по творческим разработкам содержания книг способствует знакомству детей с различной литературой, повышает их читательский интерес, а также желание не только узнать о чем книга, но и как она сделана, как сочетаются иллюстрации и текст книги.
Вывод: Для развития речевого детского творчества можно использовать такой вид работы как книжка-самоделка, но для этого необходима кропотливая повседневная, планомерная работа, как со всей группой, так и индивидуально. Необходимо учить детей составлять творческие рассказы, рисовать, изготавливать книжки- самоделки, чтобы они получали удовлетворение от своей работы, чтобы их тянуло к карандашу,книге, бумаге и другим предметам для детской творческой деятельности. Только систематическая работа сделает их рассказы содержательными, рисунки к ним яркими и разовьет в них вкус, чувство прекрасного в жизни.
Рекомендации для воспитателей:
-заинтересовать детей книгоиздательской деятельностью, используя для начала рассматривание различных книг и книг самоделок других детей.
-организовать в группе вместе с детьми уголок книгоиздательской деятельности,
-сделать вместе с детьми первую книжку-самоделку,
-провести занятие по типу « Открытие» Как родилась книга.
-привлечь родителей к этой работе, собрать фотографии и сделать книгу-альбом « Мы и наша группа».
-предложить детям самим сделать книгу с иллюстрациями и рассказами о своем дне рождения или любой другой темой близкой для детей
-поддерживать интерес детей к этой творческой деятельности. |