Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
16:21
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [111]
Конспекты, презентации [148]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

 Каталог статей 

"Эмоциональная и мотивационная готовность ребенка к обучению в школе."
Эмоциональная и мотивационная готовность ребенка к обучению в школе.
Психологи А.Н. Леонтьев и А.В. Суровцева доказали, что в дошкольном возрасте, не превышая возможностей ребенка, путем организации игр, труда, занятий можно сформировать качества произвольного управления психическими процессами: вниманием, памятью, речью, а также поведением в пределах требований, предъявляемых начальной школой. Уровень волевого развития у разных детей шестилетнего возраста различен, но типичной чертой этого возраста является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для учебной деятельности. Важным аспектом волевой готовности к школе является формирование нравственно-волевых качеств. Р.С. Буре, исследовавшая данный вопрос, выделяет следующие нравственно-волевые качества: активность, дисциплинированность, ответственность и исполнительность, целенаправленность, способность к преодолению трудностей. Формирование активности, в основном, происходит на занятиях и выражается в желании отвечать, дополнять ответы товарищей, во внимании к указаниям педагога. Дисциплинированность проявляется в умении ребенка быть сдержанным в поведении, подчиняться правилам, требованиям. Ответственность проявляется в отношении к заданиям, стремлении их выполнить в соответствии с требованиями педагога. Подготовить ребенка к обучению – означает не только обеспечить соответствующий уровень умственного и волевого развития, но и развить его чувства. Эмоциональная готовность – это способность ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника: обладает интенсивностью проявления эмоций, непосредственности в проявлении эмоций, быстрой переключаемостью, сменой настроений, поверхностью эмоций. Мотивационная готовность к обучению в школе. Формирование мотивов, побуждающих к учению, – одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям. Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности. Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из: положительных представлений о школе; желания учится в школе, чтобы узнать и уметь много нового; сформированной позиции школьника. Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий. Следует отличать мотив посещения школы от мотива обучения. Оба этих мотива в организации поведения и учебной деятельности могут действовать в одном направлении, а могут расходиться. В основе мотива посещения школы могут лежать следующие потребности: престижа (повышение своего социального положения), стремление к взрослости и желание называться уже школьником, желание быть «как все». В мотив обучения могут входить следующие причины: интерес к учению вообще (основанный на потребности в новых впечатлениях от приобретения знаний), желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни и профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу. Познавательный интерес – потребностное отношение к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению содержания окружающего мира. Условно выделяют последовательные стадии развития познавательного интереса. Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами. С устранением внешних причин и исчезает и избирательная направленность. Эта стадия не обнаруживает подлинного стремления к познанию, но может служить его первоначальным толчком. Любознательность – стремление проникнуть за пределы увиденного, которое сопровождается сильным выражением эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. Узкий познавательный интерес – узкая направленность на ту или иную область познания. Познавательный интерес играет в процессе обучения огромную роль. Как средство обучения – т.е. средство привлечения к обучению, активизации мышления детей, как средство заставляющее их волноваться, переживать, увлеченно работать. Как мотив учебной деятельности – является наиболее существенным. Для образования мотива не достаточно внешних воздействий. Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, значимость, закрепляется в мотиве. Познавательный интерес как мотив имеет меньшую ситуационную привязанность: он заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках занятия, но и за их приделами.О наличии внутренней позиции школьника следует говорить том случае, если ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни: обнаруживает чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания, положительно относится к общественно принятых правил и норм поведения, признает авторитет учителя. Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности, коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности. Содержание обучения для детей выступает в виде той информации, которую они получают от воспитателя, из обучающей литературы и СМИ. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, следует учитывать потребности детей. Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, потребность в новизне, в эмоциональной насыщенности. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать эмоциональный отклик, быть достаточно сложным, хорошо иллюстрированным. Учебный материал должен опираться на имеющиеся знания, и в то же время содержать информацию, позволяющую узнать не только что-то новое, но известное с новой стороны. Организация учебной деятельности должна состоять из трех основных этапов: Мотивационный этап – сообщение почему и для чего детям нужно знать данный раздел программы. Операционально-познавательный – овладение учебными действиями операциями. Рефлексивно-оценочный связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Групповая форма деятельности. Групповая форма деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная, так как даже пассивные ребята «втягиваются» в работу. Оценка результатов учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки очень велика. Однако слишком частое оценивание приводит к тому, что получение знаков отличий, жетонов, оценок становится для детей самоцелью. Важно, что оценка была качественной, где отмечались положительные моменты или какие-либо сдвиги. Готовность в сфере общения. По определению Е.Е. Кравцовой и Е.В. Проскуры, готовность ребенка к школе в сфере общения или социально-психологическая готовность – это умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками. Готовность детей к школе в сфере общения включает: развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми; умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов; развивающие способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. Развитие социально-психологической готовности к школе необходимо потому, что умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям. Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: доброжелательность, уважение к товарищам, общительность и готовность проявить сочувствие. Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении. Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе: умение согласовывать действия с другими; осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения: неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для легковозбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Их эмоциональная несдержанность приводит к разрушению игры, к конфликтам и дракам, но эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению. Устойчивое негативное отношение к общению. Эти дети более сдержаны, чем дети первого типа. Они избегают общения и, как будто, равнодушны к окружающим. Однако, они пристально, но незаметно следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя и, недовольством детей, нежеланием посещать детский сад. Наличие у детей многочисленных страхов. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактным, с неадекватной самооценкой, с агрессивным поведением. В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой; желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям; управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала; проявление самостоятельности-стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи; отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми; отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера. Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Готовность ребенка к школе сложное образование, которое должно быть всесторонне изучено при поступлении ребенка в школу. Необходимость такого изучения определяется тем обстоятельством, что результаты исследования, должны помочь и ребенку и педагогу в процессе школьного обучения правильно планировать нагрузки на ребенка, тщательно выбирать методики обучения, сориентированные на конкретных детей. Методики проведения изучения готовности ребенка к школе можно условно разделить на два раздела: изучающие уровень и степень психологической готовности ребенка к школе, методики, позволяющие выявить уровень интеллектуальной готовности к школе. В практике используются значительное число методик, но какие бы не использовались, все они должны быть основаны на научных принципах и методах проведения и анализа результатов, быть доступны для ребенка. Результаты проведенного исследования должны быть четко сформулированы, объяснены родителям ребенка, прокомментированы для педагога. Как правило, используются методики: наблюдения за поведением ребенка (особенности при изучении уровня физической готовности к школе) тестовые методики, беседы с ребенком, с родителями. Всестороннее исследование уровня готовности ребенка к школе обеспечивает выявление степени личной готовности ребенка, выявление уровня сформированности конкретных интеллектуальных навыков ребенка, его навыки в общении, что обеспечивает ребенку и педагогическому коллективы возможность создания для детей наиболее эффективных условий обучения, исключает травматические синдромы и способствует развитию личностных качеств ребенка. Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы. Быть школьником - это уже осознаваемая ребенком ступень вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается ребенком как ответственное дело. Если у ребенка нет желания учиться, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально - психологической готовности ребенка. Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата. Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли в будущей профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение. Здесь уместны совместный просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. Этого делать нельзя. Ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, появляется рост его самосознания. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: mirkina1971 (29.08.2024) | Автор: Миркина Инна Геннадьевна E
Просмотров: 37
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz