Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 5 Гостей: 5 Пользователей: 0 |
|
|
|
| Каталог статей | |
Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Ориентиром современного дошкольного образования является такая организация процесса обучения и воспитания, в которой наиболее полно раскрываются возможности ребенка. Познавательный интерес является проявлением познавательной активности детей, которая проявляется в дошкольном возрасте в стремлении ребенка познать окружающий мир, открыть для себя как можно больше нового. В основе развития познавательных интересов детей дошкольного возраста лежат познавательные потребности. В исследованиях Б. Г. Ананьева, Г. И. Щукиной и других ученых подчеркивается, что развитие познавательного интереса является важнейшей основой для формирования умственных качеств личности, для развития самостоятельности и инициативности детей [1, с. 21]. Дошкольникам присуще наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира. Познавательный интерес включает интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием. Б. Г. Ананьева называла интерес к учению «интересом, полным мысли». То, что вызывает интерес, способствует включению ребенка в деятельность с особым подъемом, переживанию им чувства удовлетворения, радости познания. Интерес повышает работоспособность ребенка, делает увлекательным самое трудное и даже скучное занятие [1, с. 34]. Любознательность и познавательный интерес взаимосвязаны: на основе любознательности у детей развивается избирательный интерес, а иногда интерес к чему-либо частному может возбудить общий интерес – любовь к знаниям. Интерес и любознательность проявляются в познавательной потребности человека [4, с. 28]. Познавательный интерес проявляется в разнообразных формах деятельности ребенка. Отражая в игре различные явления жизни, дети глубже познают их, осмысливают связи между ними, уточняют и проверяют правильность своих представлений. Поиск знаний, пытливость ума обнаруживаются наиболее полно тогда, когда то или иное явление возбуждают интерес, питают чувства ребенка, а необходимых знаний для их выражения ещё нет [6, с. 15]. Таким образом, под понятием «познавательный интерес» мы понимаем активную избирательную направленность личности к окружающему миру, cвязанную с преобладанием особых форм aктивности и положительного эмоционального состояния, а под процессом формирования интереса – изменение основных его компонентов, возникающих из потребности во внешних впечатлениях, и происходит это в детской деятельности [3, с. 28]. Г. И. Щукина отмечает, что познавательный интерес является сложным образованием, в структуре которого можно выделить следующие компоненты: Интеллектуальный компонент (направленность на познание объекта, стремление постичь его сущность). Эмоциональный компонент (положительное эмоциональное отношение к объекту). Волевой компонент (степень сосредоточенности на данном объекте, применение усилий для достижения поставленной цели) [5, с. 34]. Н. Н. Поддъяков считает, что детское экспериментирование очень близко к ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте, поскольку именно в процессе самостоятельного или организованного исследования тех или иных объектов происходит развитие ребенка [3, с. 23]. В дошкольном возрасте экспериментирование бывает разных видов. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир выделяют случайные наблюдения или эксперименты, которые не требуют специальной подготовки, плановые эксперименты и эксперименты как ответы на детские вопросы. Из опыта работы мы хотим отдельно отметить возможности экспериментирования в развитии познавательного интереса [2, с. 12]. Экспериментирование как вид деятельности создает благоприятные условия для развития познавательного интереса. Это проявляется, прежде всего, в том, что экспериментирование расширяет представления детей об окружающем мире и побуждает у детей новые вопросы, требующие ответа и, в свою очередь, это способствует развитию познавательного интереса. Благодаря экспериментированию происходит формирование у детей умений и навыков познавательной деятельности, поскольку дети характеризуются тем, что в процессе экспериментирования они учатся выделять проблему, выдвигать предположения, планировать свои действия, выполнять намеченный план и достигать поставленной цели. С помощью экспериментирования происходит развитие всех структурных компонентов познавательного интереса. Подготовительная работа к экспериментированию часто содержит проблемные ситуации, противоречия, которые побуждают детей к изучению того или иного объекта, установлению причинно-следственных связей, пониманию его сущности. Это способствует в свою очередь развитию интеллектуального компонента познавательного интереса. Сама деятельность экспериментирования вызывает у детей положительные эмоции, связанные с открытием чего-то нового, в результате формируется положительное отношение к самому процессу познания и это является основой для развития эмоционального компонента познавательного интереса. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания. Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком заученных знаний, а формирование у него эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Во все не нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали больше сложных терминов и фраз. Гораздо важнее воспитывать у детей интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать и понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Вывод является таковым, экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах . А также развивает самостоятельность у ребенка. Задает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к восприятию окружающего мира. Экспериментирование вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Деятельность экспериментирования в дошкольном возрасте является ведущей формой познания мира для детей. Наглядное и образное мышление характерно именно для этого возраста. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует формированию у ребенка целостной картины мира и культурного познания. Однако при занятиях с дошкольниками экспериментированием необходимо помнить, что главная цель – не запоминание сложных терминов и фраз. Значительно важнее развивать интерес к окружающему миру, способность наблюдать и понимать взаимосвязи между объектами природы. Эмоциональное отношение к окружающему миру и навыки экологически грамотного поведения являются ключевыми аспектами формирования у ребенка. Вывод, который можно сделать, заключается в том, что экспериментирование является эффективным средством обучения детей исследовательской деятельности во всех ее формах и виде. Оно также способствует развитию самостоятельности и познавательного интереса к окружающему миру. Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников играют важную роль в развитии интереса к исследованию природы и стимулировании познавательной активности и любознательности ребенка. Для этого в нашей группе создан уголок, где дети могут проводить эксперименты и опыты. Предшествующий началу каждого эксперимента или опыта этап - знакомство с оборудованием и правилами поведения - является неотъемлемой частью процесса. Мы стремимся развить у детей мыслительные операции, такие как анализ, синтез, классификацию и обобщение, посредством их участия в научных исследованиях. Мы придерживаемся принципа, что "расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму", поскольку когда ребенок самостоятельно слышит, видит и делает, его восприятие становится устойчивым и продолжительным. Эксперименты предоставляют ребенку возможность самостоятельно находить ответы на вопросы "как?", "зачем?" и "почему?". Наш уголок экспериментирования наполнен различными предметами и материалами. Мы используем увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы и магниты для проведения исследований. Также у нас есть прозрачные и не прозрачные сосуды разного объема, такие как пластиковые стаканы, ведерки и воронки. Мы используем природные материалы, включая камешки разного цвета и формы, минералы, песок разного цвета, ракушки, шишки, скорлупу орехов, кусочки коры деревьев и веточки. Мы исследуем разные виды бумаги, такие как обычная, альбомная, тетрадная, калька и газеты. Мы также используем гуашь и акварельные краски. В нашем уголке экспериментирования есть и другие материалы, такие как зеркала, пуговицы, макароны, гречка, пшено, соль, формочки, стейки, нитки и веревки. Наши дети проводят опыты и эксперименты, проявляют интерес к предметам и явлениям. Они пытаются объяснить факты и связи, используя обороты "потому что" в своей речи. Они учатся выражать свои мысли и формулировать представления об окружающем мире. Дети самостоятельно составляют схемы и фиксируют результаты своих исследований. Они также применяют свои полученные знания в повседневной жизни. В процессе экспериментальной деятельности могут возникать ситуации, которые ребенок может решить, проводя опыты, и делает свои выводы и заключения, осваивая представление о законах или явлениях. В результате этого процесса дети старшего дошкольного возраста развивают постоянную привычку задавать вопросы и пытаться найти на них ответы самостоятельно. Таким образом, инициатива в проведении экспериментов переходит в руки детей. Они учатся экспериментировать, анализировать результаты своих опытов, делать выводы и составлять подробные рассказы о своих наблюдениях. Важно отметить, что проведение экспериментов должно стать неотъемлемой частью жизни детей. Они должны рассматривать их не просто как развлечение, а как способ познакомиться с окружающим миром и эффективным методом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и аспекты воспитания, развивают внимательность и любопытство, стимулируют интерес к познанию мира и развивают когнитивные способности, способность изобретать и использовать нетрадиционные подходы в сложных ситуациях, способствуют формированию творческой личности. Список литературы 1.Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы . М.: 2009. 25 с. 2.Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст .М.: Педагогическое общество России, 2005. 80 с. 3. Поддъяков, Н. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт.М.: 2000. 139 с. 4. Савенков, А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики//Дошкольное воспитание /2000. № 2. С. 8–17. 5.Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М.: Просвещение, 2005. 160 с. |
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: msdemina1987 (01.10.2023) | Автор: Илюшина Наталья Владимировна |
Просмотров: 140 |
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
|
|