Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
12:43
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [111]
Конспекты, презентации [148]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

«Экологические работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения»
Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.
В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.
Наша задача на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людей. Именно по этому, человечество должно быть заинтересованно в сохранении целостности, гармонии в природе, предотвращении нарушений биологического равновесия и взаимодействия её объектов. Человечеству необходимо осознать и помнить, что природа является не только объектом материального обогащения. Она – неиссякаемый источник обогащения духовного, нравственного, эстетического, неисчерпаемый источник развития интеллектуальной и познавательной сферы.
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации
работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.
Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям:
- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; умение отдавать предпочтение объектам природы, а не искусственным предметам);
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания у детей чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.);
Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
Работая в данном направлении, МЫ (Инициативная группа: Гришанович Елена Николаевна, Сергеева Дина Николаевна, Каменьяр Светлана Ивановна) используемметод экологического проектирования, который позволяет интегрировать экологическое воспитание дошкольников с различными разделами Программы воспитания и обучения детей.
Цель моей работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства.
Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения.
Эколого-развивающая среда ГДОУ №8 включает в себя следующие компоненты:
Уголки в группах:
Необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Он вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их эмоциональных и духовых чувств. В Уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года, животные – кролик, черепаха, наблюдение за аквариумными рыбками.
В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций.
В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них. В результате у детей формируется правильное представление о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни. Исходя из этого, при организации работы в уголке природы следует обратить особое внимание на важность, значимость комплексного использования различных методов и реформ работы с детьми, таких как: системного, организация элементарных опытов, моделирование ситуаций, уход за объектами.
Если говорить о содержательном наполнении уголка природы, то его можно обустроить, разместив:
Экспериментальные;
Природы;
Живые объекты ((рыбки в аквариуме, черепаха и т.д. временные объекты в группе);Оборудование для ухода за живыми объектами.))
Комнатные растения;
Календарь погоды и природы;
Альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;
Выставочные:
Художественную литературу о природе;
Дидактические игры природоведческого содержания;
Различные природные материалы;
Оборудование для организации труда в природе;
Образование для организации опытнической деятельности;
Модели, отображающие предметы и явления природы.
Библиотека
С помощью родителей постоянно пополняется экологическая библиотека детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику.
Познавательная литература о природе;
Литература по ухоу за животными;
Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.
Аудиозаписи, презентации для детей по темам.
Экологическая тропа
Различные породы деревьев, клумба с лекарственными растениями, цветущие растения детского сада.
Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;
На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников много:
- при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение;
- на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение;
- на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж.
В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.
Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры (свекла, картофель, лук, горох, морковь), ягоды, (черная смородина, земляника, малина).

Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о "братьях меньших", находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.
Ведь именно в старшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.
Организация работы.
С родителями:
Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Это заставило нас активизировать свою работу с родителями это: родительские собрания, информационные листы, анкеты, дни открытых дверей, индивидуальные беседы .
Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.
Совместно мы провели акции "Посади дерево!", " Сохраним природу чистой". Планируем провести "Комнатное растение моего ребёнка", "Ёлочка зелёная иголочка", "Добрая зима", "Берегиня".
групповые родительские собрания: «Берегите природу»,
«Лекарственные растения на страже здоровья»; «путешествие по осеннему Екатерининскому парку»
совместные акции
«Посади дерево»,
«Не рубите елочку»;
«Озеленение участка детского сада»
«День птиц»
оформление родительских уголков по сезонам, советы родителям об организации наблюдений с детьми;
Консультации для родителей на экологические темы
«День открытых дверей»;
Конкурс плакатов «Береги природу».
С детьми:
комплексные занятия;
интегрированные занятия;
подгрупповые занятия;
индивидуальные занятия;
экскурсии, туризм, походы;
КВН, викторины, развлечения;
коллективные просмотры презентаций на экологическую тему.
В экологическом образовании ребенка через общение с природой большую роль играют методы работы, которые позволяют детям усвоить знания о разнообразных связях и зависимостях в природе. Это, прежде всего моделирование объектов природы; составление описательных рассказов по схематическим схемам о жизни птиц, животных, растений, насекомых; решение логических задач «Как вести себя в природе»; наблюдение в разное время года, опыты.
Для успешного осуществления данной задачи в дошкольном учреждении созданы условия:
оборудованы зоны природы в группах, живые уголки;
открыта природоведческая библиотека;
создана экологическая тропа;
организована выставка детских работ;
создана предметно-развивающая среда и эмоционально-насыщенная атмосфера.
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: tanya-moiseenkogridneva (07.07.2019) | Автор: Моисеенко Татьяна Петровна E
Просмотров: 1208
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz