Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
| Каталог статей | |
«Экологические работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения»
Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач: Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней; Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами; Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой. Наша задача на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людей. Именно по этому, человечество должно быть заинтересованно в сохранении целостности, гармонии в природе, предотвращении нарушений биологического равновесия и взаимодействия её объектов. Человечеству необходимо осознать и помнить, что природа является не только объектом материального обогащения. Она – неиссякаемый источник обогащения духовного, нравственного, эстетического, неисчерпаемый источник развития интеллектуальной и познавательной сферы. Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда. Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям: - познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов); - эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; умение отдавать предпочтение объектам природы, а не искусственным предметам); - оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе); - формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания у детей чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы); - формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе); - экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.); Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой. Работая в данном направлении, МЫ (Инициативная группа: Гришанович Елена Николаевна, Сергеева Дина Николаевна, Каменьяр Светлана Ивановна) используемметод экологического проектирования, который позволяет интегрировать экологическое воспитание дошкольников с различными разделами Программы воспитания и обучения детей. Цель моей работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства. Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения. Эколого-развивающая среда ГДОУ №8 включает в себя следующие компоненты: Уголки в группах: Необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Он вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их эмоциональных и духовых чувств. В Уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года, животные – кролик, черепаха, наблюдение за аквариумными рыбками. В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций. В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них. В результате у детей формируется правильное представление о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни. Исходя из этого, при организации работы в уголке природы следует обратить особое внимание на важность, значимость комплексного использования различных методов и реформ работы с детьми, таких как: системного, организация элементарных опытов, моделирование ситуаций, уход за объектами. Если говорить о содержательном наполнении уголка природы, то его можно обустроить, разместив: Экспериментальные; Природы; Живые объекты ((рыбки в аквариуме, черепаха и т.д. временные объекты в группе);Оборудование для ухода за живыми объектами.)) Комнатные растения; Календарь погоды и природы; Альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера; Выставочные: Художественную литературу о природе; Дидактические игры природоведческого содержания; Различные природные материалы; Оборудование для организации труда в природе; Образование для организации опытнической деятельности; Модели, отображающие предметы и явления природы. Библиотека С помощью родителей постоянно пополняется экологическая библиотека детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику. Познавательная литература о природе; Литература по ухоу за животными; Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы. Аудиозаписи, презентации для детей по темам. Экологическая тропа Различные породы деревьев, клумба с лекарственными растениями, цветущие растения детского сада. Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр; На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников много: - при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение; - на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение; - на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения. Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры (свекла, картофель, лук, горох, морковь), ягоды, (черная смородина, земляника, малина). Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о "братьях меньших", находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Ведь именно в старшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства. Организация работы. С родителями: Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Это заставило нас активизировать свою работу с родителями это: родительские собрания, информационные листы, анкеты, дни открытых дверей, индивидуальные беседы . Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей. Совместно мы провели акции "Посади дерево!", " Сохраним природу чистой". Планируем провести "Комнатное растение моего ребёнка", "Ёлочка зелёная иголочка", "Добрая зима", "Берегиня". групповые родительские собрания: «Берегите природу», «Лекарственные растения на страже здоровья»; «путешествие по осеннему Екатерининскому парку» совместные акции «Посади дерево», «Не рубите елочку»; «Озеленение участка детского сада» «День птиц» оформление родительских уголков по сезонам, советы родителям об организации наблюдений с детьми; Консультации для родителей на экологические темы «День открытых дверей»; Конкурс плакатов «Береги природу». С детьми: комплексные занятия; интегрированные занятия; подгрупповые занятия; индивидуальные занятия; экскурсии, туризм, походы; КВН, викторины, развлечения; коллективные просмотры презентаций на экологическую тему. В экологическом образовании ребенка через общение с природой большую роль играют методы работы, которые позволяют детям усвоить знания о разнообразных связях и зависимостях в природе. Это, прежде всего моделирование объектов природы; составление описательных рассказов по схематическим схемам о жизни птиц, животных, растений, насекомых; решение логических задач «Как вести себя в природе»; наблюдение в разное время года, опыты. Для успешного осуществления данной задачи в дошкольном учреждении созданы условия: оборудованы зоны природы в группах, живые уголки; открыта природоведческая библиотека; создана экологическая тропа; организована выставка детских работ; создана предметно-развивающая среда и эмоционально-насыщенная атмосфера. |
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: tanya-moiseenkogridneva (07.07.2019) | Автор: Моисеенко Татьяна Петровна E |
Просмотров: 1208 |
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
|
|