Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
| Каталог статей | |
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Название проекта: «Музыка военных лет» Проект подготовили воспитатели МАДОУ д/с №57 г. Балаково
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Название проекта: «Музыка военных лет» Проект подготовили воспитатели МАДОУ д/с №57 г. Балаково Пестова Наталья Павловна и Белякова Ольга Викторовна Актуальность проекта Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...». Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной войны в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько песен было создано на войне! Порой только песня с ее жизнеутверждающим текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала... У каждой песни своя биография, своя судьба. Мы решили поближе познакомиться с песнями, которыми жила и дышала Родина в «суровых сороковых»; с песнями, которые пели солдаты Великой Отечественной войны в часы затишья; а также с песнями о войне, созданными уже в мирное время. Реализация проекта «Музыка военных лет» позволяет задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками должны стать дети, родители, бабушки и дедушки и педагоги. Цель: воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через музыкальную культуру. Задачи: Образовательные: Формировать гражданские и патриотические чувства, любовь к Отечеству. Активизировать интерес детей к героическому прошлому Родины, к истории Великой Отечественной Войны,приобретать знания основ культуры и искусства наших предков. Воспитательные: Воспитывать у подрастающего поколения патриотическое сознание, уважение к боевым и трудовым традициям, гордости за принадлежность к истории, культуре, героическим свершениям и достижениям своей страны. Развивающие: Развивать музыкальные способности детей через пение, музыкально-ритмические движения, вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности. Методы: 1. Практический 2. Игровой 3. Наглядный 4. Слуховой 5. Словесный Интеграция полученных умений и навыков реализуются через образовательные области: социально - коммуникативная, физическое развитие, художественно-эстетическая, познавательно – исследовательская, речевая. Сроки проведения: краткосрочный, с 21 марта по 11 мая. Возраст детей: 6– 7 лет Тип проекта: информационно - творческий, групповой Проблема: недостаток знаний о музыке Великой Отечественной войны, слабая патриотическая направленность молодого поколения. Участники проекта: воспитатели подготовительной группы; дети подготовительной группы; родители воспитанников; музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре. Ожидаемые результаты: формирование представления о значении Победы нашего народа в Великой Отечественной войне; устойчивый интерес к военно-патриотической музыке; воспитание чувства единения и гордости за старшее поколение; проявление любви и интереса к песням Великой Победы; вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ. Проектным продуктом являются мероприятие « Музыкальная гостиная» и спортивно - патриотическая игра «Зарница».
Подготови- тельный этап - Моделирование ситуации позволяющей выявить проблему и определить детские цели проекта «Модель трех вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?) - Анализ и подбор материала из опыта работы; - Постановка и определение целей и задач проекта; - Сбор методической литературы; - Составление плана работы по реализации проекта; - Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на военную тематику, художественных произведений, стихотворений, музыкальных произведений, иллюстраций на данную тему; - Создание презентации «Этот славный День Победы», «Города Герои»; - Подготовка картотеки бесед: «О Великой Отечественной войне», «Великие битвы», «Дети войны», «День Победы"; - Оформление патриотического уголка в группе к 77-летию Победы. - Анализ семейного воспитания по данному вопросу анкетирование родителей на тему «Песни о Великой Отечественной Войне»
Основной этап
Работа с детьми: Беседы на темы: «Великая отечественная война», «Почему война называется Великой Отечественной». «Дети и война», «Подвиги детей – героев войны» «Города-герои» «Дорога жизни» «Военные профессии» Непосредственная образовательная деятельность: « Наша Армия родная» «Дети во времена войны» «Военная техника» «Труженики тыла – фронту» «Город – герой Ленинград» «Защитники Москвы» Лепка «Военная техника» Оригами «Пилотка» Аппликация «Открытка для папы» Рисование « Война глазами детей» Чтение художественных произведений: С. Алексеев «От Москвы до Берлина», « Как Катюша «Катюшей стала»; «Таня Савичева», «Шуба»; «Первая колонна» Л.Кассиль «Памятник советскому солдату» Н. Ходза «Дорога жизни» В. Н. Семенцова «Лист фикуса» С. Баруздин «Шел по улице солдат» стихи о Великой отечественной войне Сергей Погореловский «Имя» -Рассматривание фотографий, иллюстраций, клипов из кинофильмов «Офицеры», «Баллада о солдате». - Просмотр мультфильмов: «Васелёк», «Легенда о старом маяке», «Солдатская сказка», «Жить!», «Сильные духом – крепче стены». -слушание музыкальных произведений о войне: «Вставай страна огромная» музыка А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумач. «Журавли» музыка Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева. «Священная война» музыка А. В. Александров, слова В. Лебедева-Кумача. «Катюша» музыка М. Блантера, слова М. Исаковского. «Прощание славянки» музыка и слова В. Алкина. «Баллада о солдате» музыка В.Соловьев-Седой, слова М. Матусовский. «Последний бой» слова и музыка Михаила Ножкина. «От героев былых времён» стихи Евгения Аграновича, музыка - Рафаила Хозака. «Нам нужна одна победа» музыка и слова Б. Окуджава «Землянка» музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова. «Я хочу чтоб не было войны» слова и музыка А. Петряшевой «Симфония №7» композитор Дмитрий Шостакович - Показ детям презентаций на темы: «Неизвестный солдат» «Дети – герои»; «Города герои: Москва, Ленинград, Сталинград, Севастополь» « Балаковцы в годы войны» «Будем знать, будем помнить, будем чтить» - видео ролик «Детям о войне» (Хроники Великой Отечественной Войны) «Создание песни «Баллада о солдате» - Изготовление пилоток, открыток. Экскурсия в музей «Боевой славы» СОШ №16 Работа с родителями: - Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне» Анкетирование родителей воспитанников. Составление рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.
Заключи- тельный этап Продукт проекта Музыкальная гостиная « Песни, с которыми мы победили» Спортивно – патриотическая игра «Зарница»
Отчет по проекту Четыре года длилась Великая Отечественная война. Помогли победить нашему народу в этой войне мужество и отвага советских людей. А ещё песни. Да-да, именно песни. Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне.Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности. Как-то мы задали такой вопрос: почему в фильмах про войну так много песен? Разве тогда людям было до веселья? С этого вопроса и началось наше знакомство с военной песней. Оказалось, что песни тоже помогали пережить те страшные годы. Песни складывались обо всём, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, что призывало к подвигу. В песнях говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже очень помогали ждать все годы разлуки. Песни о войне… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть всё: горечь отступлений и радость побед, рассказы о боевых подвигах и тоска по родным. И если бы сейчас послушать все то лучшее, что создали поэты и композиторы, это была бы музыкальная летопись Великой Отечественной войны. Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Дети подготовительной группы узнали о создании военных песен, выучили и спели песню из кинофильма «Баллада о солдате» В совместной деятельности с детьми были проведены тематические беседы, чтение художественной литературы тем самым знакомили детей с подвигами Великой Отечественной Войне, о доблести, о подвигах, о славе наших воинов освободителей, о том, какой ценой была завоевана победа. У детей проявились такие качества как, любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, отношение к героическому прошлому страны, патриотизм. Ребята посмотрели познавательный видео ролик «Хроника Великой Отечественной войны» Затем для закрепления памяти, творческих способностей дети нарисовали рисунки « Война глазами детей». В непосредственной образовательной деятельности по конструированию дети сделали пилотки в технике оригами, лепили военную технику, а на также изготовили открытки для пап. На непосредственной образовательной деятельности мы познакомили детей с событиями значимого для нашей Родины периода — Великой Отечественной войны. Проведение тематических занятий, бесед, рассказов, показ иллюстраций, ознакомление с музыкально-литературным достоянием той эпохи позволили детям наглядно представить события Великой Отечественной войны. Мы, как педагоги, смогли организовать деятельность детей таким образом, чтобы они могли воспроизвести полученные знания и впечатления в детских видах деятельности: игровой, театрализованной, изобразительной, художественно — речевой, музыкальной. На музыкальных занятиях дети познакомились с музыкально-литературным творчеством военных лет, просмотрели презентации. Были проведены художественные чтения - «Там каждый был героем». Их цель: научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувство уважения к людям, доброжелательность, дружелюбие, желание совершать добрые поступки. Дети услышали рассказы и стихи о суровых военных днях, о подвигах солдат Великой Отечественной Войны Мы надеется, что проделанная нами работа способствовала формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины. Верим, что люди поймут, что если быть вместе, любить и уважать друг друга, можно жить дружно и счастливо. И вместе строить мир! Пусть пулеметы не строчат, И пушки грозные молчат, Пусть в небе не клубится дым, Пусть небо будет голубым, Пусть бомбовозы по нему Не прилетают ни к кому, Не гибнут люди, города... Мир нужен на земле всегда! К завершению проекта дети имели общее представление по теме, многие активно интересовались подробностями военных сражений или услышанных событий. Проект помог детям понять значение этого праздника и темы ВОВ в целом. В ходе проекта дети интересовались у своих близких историей своей семьи и родственниками принимавших в ней участие. Казалось бы, разве могут дети этого возраста понять, что такое война, боль, про которую рассказывают им взрослые и ветераны, оказывается могут. Они слышат и понимают глубину и смысл стихов, песен и музыки военных лет. Мы считаем, что проведение подобных мероприятий важно и необходимо в воспитании подрастающего поколения. У них формируется толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ, вырабатываются нравственно-патриотические чувства, формируются элементарные знания детей о событиях в Великую Отечественную войну. Список литературы 1. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В. «Как научить детей любить Родину» - М.: АРКТИ, 2003. 2. В.П. Аникина «Русские пословицы и поговорки», 1988. 3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ,2005. 4. Александрова Е.Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ; планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий» - Волгоград: Учитель, 2007. 5. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) - М.: УЦ «Перспектива»,2011. 6. Н.Е. Веракса, М.А. Васильева,Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - 2014. 7. Гаврилова Г.Ф. «Воспитание гражданина. Как?» Начальная школа – 2006 -№12. 8. Государственная программа «Патриотическое воспитание гражданина РФ» на 2006-2010 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.07.05. №422 9. Натарова В.И. и др. «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. |
Категория: Проектная деятельность | Добавил: Натали (18.09.2022) | Автор: Пестова Н. П., Белякова О.В. E |
Просмотров: 140 |
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
|
|