Главная
Регистрация
Вход
Четверг
16.05.2024
02:16
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [110]
Конспекты, презентации [147]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как форма развития речи детей с ОНР»
Автор: Молдованова Юлия Алексеевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №7
Ребенок с речевой патологией не может овладеть речевыми операциями стихийно. Речевая деятельность формируется, корректируется у детей с ОНР (общим недоразвитием речи) в условиях специального систематического обучения. Здесь необходимо избегать монотонности, будничности. Театрализация логопедического процесса помогает заинтересовывать и активизировать детей на занятиях. Такое обучение проходит не по принуждению, вызывает у детей радость, модулирует положительное психоэмоциональное состояние.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
На логопедических занятиях мы используем различные театральные куклы и игрушки (бибабо, настольные, стендовые театры и др.). Конечно, наибольшей ценностью обладают игрушки, изготовленные самими детьми. В этом случае развиваются изобразительные умения, мелкая моторика, воображение, творческие способности.
Выработать точные, дифференцированные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. При её проведении мы используем мягкую варежковую игрушку. Движениями языка игрушки можно управлять рукой, а значит показывать различные артикуляционные уклады. Активное участие в этом процессе принимает ребенок, тем самым подключаем тактильный анализатор.
Доказано, что развитие мелкой моторики, тренировка пальцев рук положительно воздействуют на формирование речевых реакций. Поэтому в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, активно используют пальчиковую гимнастику. В проведении упражнений мы применяем “веселые перчатки”. Каждый пальчик – человечек со своим выражением лица (веселый, серьёзный, застенчивый, строгий, грустный).
Вязаный пальчиковый театр можно применить на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи. Например, сказка «Колобок» Последовательность появления героев может быть случайной (ребенок достанет пальчиковые куклы из “волшебного мешочка”) или “задом наперед”, то есть рассказывание сказки с конца. Введение в сюжет сказки нового объекта (вместо репки другой овощ).
В логопедической группе находятся дети с различными поведенческими нарушениями, коммуникативными проблемами. Самостоятельное управление куклами, речь от лица кукольного персонажа стимулирует выступать перед зрителями застенчивого, неуверенного в себе ребенка. Наблюдение за действиями театральных кукол организуют внимание, дисциплинируют гиперактивных детей. На занятиях кукла хвалит, поощряет ребят.
Ролевые диалоги мы используем в работе по автоматизации и дифференциации звуков. А также на развитие связной речи. Можно использовать носочный театр.
На занятии применяются карточки, с одной стороны которых напечатан текст диалога, содержащий слова с необходимыми звуками, с другой – приклеена соответствующая картинка-иллюстрация.
Дети рассматривают картинки и выбирают карточку. Педагог читает напечатанный на ней диалог, обращает внимание детей на звучание слов, проводит беседу по содержанию, уточняет, какие выразительные движения и мимика могут помочь передать настроение персонажей. Дети повторяют текст, постепенно заучивая его наизусть, автоматизируя звуки. Затем самостоятельно его обыгрывают. Чтобы сделать декламацию более живой и интересной, дети могут использовать пальчиковые куклы, соответствующие содержанию диалога.
“По ягоды” (автоматизация звука Ш).
Проводится беседа по содержанию, уточняются поза, жесты, мимика, голос, движения.
- Куда вы, детушки?
- По ягоды, бабушка.
- Где же ягоды, детушки?
- Над землёй, бабушка.
- Уж не голубика ли, детушки!
- Нет, повыше, бабушка.
- Не малина ли, детушки?
- Угадала, бабушка!

Драматизация стихов. Ребенок повторяет текст стихотворения, изображая персонаж с помощью мимики, жестов и интонации.
Мышка в свою норку
тащит хлеба корку.
Маловат у норки вход,
Корка в норку не пройдет.
Имитация действий с предметами.
Дети изображают действия по тексту чистоговорки:
У папы на пол
упала шляпа.
Её от пыли
Мы мылом мыли.
Но мыли мало -
Пыль не пропала.
Поохал папа –
Пропала шляпа.

Также используются чистоговорки по автоматизации звуков с применением пальчикового театра на резинке
Са-са-са- вот бежит лиса
Су-су-су- - вижу я лису
Сы-сы-сы- нет у нас лисы

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Жу-жу-жу- подойду к ежу
Жи-жи-жи- в лесу живут ежи

Пластические этюды, игры-имитации подбираем в соответствии с тематическим планированием и предлагаем использовать воспитателям, педагогам на музыкальных, физкультурных занятиях.
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: moldovanova_julya (06.08.2018) | Автор: Молдованова Юлия Алексеевна
Просмотров: 412
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz