Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
29.04.2024
01:13
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [109]
Конспекты, презентации [147]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Формы и методы организации природоведческой работы в ДОУ
«Формы и методы организации
природоведческой работы в ДОУ»
Развивающая природно-краеведческая среда
на участке ДОУ



Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Сущность понятия «эколого-развивающая среда» и принципы её построения в детском саду………………………………………………………………………5
2. Элементы эколого-развивающей среды детского сада………………………11
3. Содержание и виды совместной деятельности воспитателя и детей в эколого-развивающей среде………………………………………….…………..20
Заключение………………………………………………………………...………25
Список используемой литературы………………………………………...……..27

Введение
Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача заключается в расширении и дополнении впечатлений, которые ребенок получает от непосредственного общения с природой. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо создание зоны природы или, другими словами, эколого-развивающей среды, создание которой является одним из условий экологического воспитания детей в ДОУ. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.
Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор должен быть сделан на организацию эколого-развивающей среды. Но наблюдения практики педагогов детских садов показывают, что воспитатели уделяют недостаточное внимание данному аспекту, ссылаясь при этом на недостаток материальных средств и сложность организации процесса.
Цель исследования: теоретически обосновать особенности и условия построения эколого-краеведческой среды в ДОУ,
На основе цели исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретический анализ методической и педагогической литературы по теме исследования.
2. Анализ эколого-развивающей среды детского сада

1. Сущность понятия «эколого-развивающая среда» и принципы её построения в детском саду
Так как основным понятием нашей исследовательской работы является – «эколого-развивающая среда», то рассмотрим более подробно его сущность.
Итак, в отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. [19]
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:
– гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
– непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
– вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
– интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
– открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
– установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога. [29]
Активное исследование роли развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе ведется в последние годы в трудах отечественных ученых А. И. Арнольдова, Е. В. Бондаревской, С. И. Григорьева, И. А. Колесниковой, Ю. С. Мануйлова, А. В. Мудрика, Л. И. Новиковой, В. А. Сухомлинского, В. Д. Семенова, В. В. Серикова, И. В. Слободчикова, В. М. Полонского и др.
В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:
– каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
– обучение организовано на основе ведущей деятельности;
– продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых [13].
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих.
Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению [14].
Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:
– принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;
– принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;
– принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.
Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств:
– интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;
– физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;
– игрового развития;
– экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;
– компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение [19].
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
В настоящее время нет единого понятия и не выведено единое определение «Эколого-развивающая среда», но мы в своем исследовании опирались на определение эколого-развивающей среды и пространства, данное С.Н. Николаевой: эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность. Так, осенью группу необходимо украшать букетами осенних цветов и листьями, на подносах выставлять собранный урожай; зимой окна украшаются снежинками, украшенной елкой, силуэтами сказочных героев, Сделанных из бумаги детьми и педагогами. [9]
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Интеграция образовательных областей, отмена занятий как основной формы работы с детьми, деятельностный подход, приоритет игры, ориентация на интегративные качества требуют новых подходов к формированию предметно-развивающей среды ДОУ.
ФГОС дают нам основное понятие ППРС: «Предметно – развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. [20]
Мы понимаем, что понятие и значение ППРС не является новым, а основывается на фундаментальных трудах таких ученых как В. А. Петровского, М. Н. Клариной, Л. А. Смыгиной, Л. П. Стрелковой, С. Л. Новосёловой и др.
В соответствии с ФГОС ООП ДОУ ППРС должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. ППРС должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие ребёнка.
В ФГОС раскрыта система принципов построения развивающей среды в ДОУ, и именно ими нужно руководствоваться при организации эколого-развивающей среды детского сада.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно - пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
1. Содержательно - насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2. Трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;
4. Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5. Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям
по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности. [20]
Таким образом, эколого-развивающая среда - это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта [22].

2. Элементы эколого-развивающей среды детского сада
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды.
Исследователь Н.А. Рыжова выделяет следующие такие элементы и их функциональную роль (см. таблицу 1.):

Таблица 1.
Элементы эколого-развивающей среды Функциональная роль
Экологическая комната Обучающая, релаксационная
Лаборатория Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие.
Живой уголок Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам.
Зимний сад Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами.
Библиотека Познавательная, формирование интереса к чтению.
Экологическая тропинка Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой.
Огород, сад Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения.
Территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты) Познавательная, эстетическая, развитие эмоциональной сферы.
Музей, картинная галерея Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая.
Изостудия (художественная студия), дизайн-студия Эколого-эстетическая, эмоциональная.
Театральная студия Эстетическая, развитие фантазии, речи, актёрских данных через участие в экологических постановках.
Музыкальный зал Эколого-эстетическая
Физкультурный зал Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие.
Бассейн Оздоровительная, игровая, познавательная
Коридоры, холлы Познавательная, развивающая, эстетическая
Компьютерный класс (или отдельные компьютеры) Развитие интеллектуальных способностей, навыки работы на компьютерах, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач.
Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные) Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы.
Фитобар Оздоровительная, познавательная, релаксационная.

Все описанные в таблице элементы, по мнению автора, могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах. [22]
В настоящее время экологические комплексы созданы во многих дошкольных учреждениях. Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль – повышают эффективность экологического образования.
Рассмотрим подробнее отдельные элементы экологического комплекса.
1. Уголок природы. Является обязательным элементом в каждой возрастной группе.
Если обратиться к истории вопроса, то необходимо отметить, что впервые уголки природы в образовательные учреждения были введены в IХХ столетии. Прогрессивные педагоги прошлого отмечали, что уголок природы поможет малышу «войти» в мир природы, удовлетворит его потребность во взаимодействии с миром природы. И сегодня необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения малыша с растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей. В уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о них. В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них.
Содержание объектов и материалов уголка природы:
-комнатные растения;
-декоративные животные;
-календарь погоды и природы;
-альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;
-художественная литература о природе;
-дидактические игры природоведческого содержания;
-различные природные материалы;
-оборудование для организации труда в природе;
-оборудование для организации опытнической деятельности;
-модели, отображающие предметы и явления природы.
Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование должны стимулировать детей к организации детей к организации экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.). Исходя из этого, содержанием объектов и материалов должны стать не только разнообразные комнатные растения и декоративные животные, но и календари природы и погоды, альбомы, гербарии, художественная литература и дидактические игры экологического содержания, различные природные материалы (семена, камешки, кусочки коры и пр.), оборудование для труда в природе, модельный материал. [26]
2. Экологическая комната.
Предназначена для проведения организованных занятий с детьми эколого-природоведческого содержания. В экологической комнате могут быть собраны все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы природоведческого и экологического содержания, карты, схемы, модели, разнообразные дидактические игры, способствующие формированию у детей системы представлений не только о природе родного края, но и о взаимодействии человека с миром природы, о его позитивном воздействии на природное окружение в целях сохранения и преумножения природного достояния. [26]
Конечно, не все дошкольные учреждения могут выделить большие помещения для экологической комнаты, однако при желании всегда можно найти выход из положения, преобразив некоторые подсобные помещения.
В зависимости от размеров, комната подразделяется на ряд функциональных зон:
- зона обучения. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы для детей;
- зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала;
- зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями;
- зона библиотеки – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания. В зоне библиотеки могут находиться куклы – сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс – телевизор, проектор для слайдов и сами слайды, музыкальный центр. [22]
3. Зимний сад и живой уголок
В зимнем саду могут быть размещены не только все программные растения, необходимые для ознакомления детей каждого дошкольного возраста, но и растения экзотические, что позволит показать детям многообразие мира растений, их общие и отличительные признаки внешнего вида, будет способствовать формированию у дошкольников умений сравнивать, обобщить, классифицировать.
В живом уголке могут быть сосредоточены все возможные декоративные комнатные животные (морские свинки, хомячки, волнистые попугаи, канарейки, аквариумные рыбки, черепахи и пр.).
Растения и животные для зимнего сада и живого уголка подбираются в соответствии со следующими принципами:
-краеведческий – представлены природные объекты родного края;
-географический – представлены животные и растения разных стран, континентов;
-биологический – представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы);
- природоохранительный – отмечены декоративные животные и комнатные растения, которые обитают в России в домашних условиях, а на Родине являются охраняемыми. [26]
4. Лаборатория
Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых детям для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями активно использовать их в повседневной жизни. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края, что окажет благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности. [26]
Можно выделить несколько видов лабораторий:
- лаборатория в отдельном помещении,
- в экологической комнате,
- в группе (мини-лаборатория),
- лаборатория на территории детского сада.
В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений. [26]
5. Музей природы родного края
Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.
Содержательное наполнение музея природы:
I Раздел «Природа родного края»
1.Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и т.д.).
Принципы отбора объектов для зоны коллекций:
-доступность объектов для сбора (включаются только те объекты, которые доступны для сбора самим детям и их родителям);
-разнообразие объектов;
-краеведческий принцип (представлены природные объекты родного края);
- природоохранный принцип (не включать в состав объектов коллекции и чучела животных, а также охраняемые, редкие и исчезающие виды растений;
-безопасность (объекты должны быть чистыми и не должны являться аллергенами).
2.Модели, отражающие характерные для данной местности растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле).
3.Иллюстративно-наглядный материал, содержащий сведения о лекарственных растениях, растениях и животных как широко распространённых, так и редко встречающихся в данной местности.
4.Различные карты, отражающие животный и растительный мир Родины.
II Раздел «Природоохранительная деятельность ДОУ».
Здесь может быть собран разнообразный иллюстративный материал, отражающий природоохранительную деятельность дошкольного учреждения: фотографии, слайды, отображающие проведение субботников по посадке деревьев, прогулки в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т.д. Так же может быть представлена выставка поделок из природного материала. [26]
6. Экологическая тропа - интересная форма организации общения детей с миром природы. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.
Исследователь Н.А. Рыжова выделяет три основных типа экологических тропинок:
- на территории дошкольного учреждения;
- в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);
- в здании детского сада.
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. [22]
Возможные объекты экологической тропы:
1.Интересные природные объекты (лужайка, участок леса, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнёздами, культурные посадки – клумбы, розарий, сад, огород).
2.Вдоль тропы или вблизи неё можно:
-посадить типичные для данной местности деревья и кустарники;
-около хвойных деревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды;
-осуществить посадку экзотических для данной местности древесных растений;
- устроить фитоогород – посадку лекарственных трав;
-посадить редкие для данной местности растения;
-под старой елью (если такая есть на участке) устроить «барометр»: на пересечении с нижней веткой укрепить в землю стойку с условными делениями – место пересечения ветки и стойки в момент средней влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут деления, показывающие сухость воздуха, вниз – его насыщение влагой. Когда стоит влажная, дождливая погода, ветка ели насыщается влагой и под её тяжестью опускается вниз, и, наоборот, в сухую погоду поднимается выше нулевой отметки.
3. Помимо растительных, на экологической тропе хорошо иметь объекты животного мира. В первую очередь необходимо выявить и учесть, какие животные, где и в какое время года появляются на участке детского сада.
4. На тропе могут быть места, предназначенные для экологически-направленной деятельности детей и взрослых:
- избушка «Айболита» (станция скорой помощи растениям и животным) – место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за живыми объектами;
-площадка для отдыха – специально оборудованное место, где дети могут посидеть под навесом за столами; это не только место отдыха, здесь дошкольники могут поделиться впечатлениями об увиденном в природе, заняться изготовлением поделок из природного материала, изобразительной деятельностью.
Однако необходимо помнить, что огромное значение будет иметь экологически-грамотная организация ландшафта, того природного окружения, с которым непосредственно взаимодействует ребенок. [26]
Таким образом, грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

3. Содержание и виды совместной деятельности воспитателя и детей в эколого-развивающей среде
Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию экологических пространств, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает систематически думать и реально заботиться о братьях меньших — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Но методом эта деятельность ста¬новится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми [8].
Педагоги, которые делают все сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, всего того, что живет и растет на участке, развивают в них равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности. [9]
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:
- рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
- наблюдение деятельности взрос¬лых;
- свое практическое участие. [8]
Самая распространенная форма совместной деятельности — это создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы.
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети вдумаются в ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.
По мере взросления детей меняется функция воспитателя и степень их самостоятельности, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» В старшем дошкольном возрасте самостоятельность ребят интенсивно нарастает, становится приемлемой форма дежурства детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста другая: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу. [8]
При наличии комнаты природы со старшими дошкольниками время от времени организуется коллективный труд. Такая форма организации может быть введена после того, как дети обретут первые умения и навыки и будут хорошо знать объекты труда — за кем и как следует ухаживать. В этом случае взрослый берет подгруппу детей (5—10 человек) и организует с ними совместную деятельность — «генераль¬ную уборку» в комнате природы. Воспитатель распределяет детей, предлагает им сначала осмотреть своих подопечных, выяснить, что надо делать, а потом уже приступать к уборке. Сам, облачась в фартук, помогает им. Коллективный труд старших дошкольников в комнате природы — это реальная помощь взрослым в обеспечении порядка в зеленой зоне детского сада, которая особенно важ¬на в экстренных случаях отсутствия взрослых, отвечающих за комнату природы.
Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) — каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают, делают прополку.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, являет¬ся главным методом экологического воспитания, методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой бли¬жайшего окружения. [26]
Каким же образом метод совместной деятельности по созданию условий для растений и животных, которую осуществляют воспитатель и дети в зеленой зоне детского сада, формирует отношение к природе?
Прежде всего, отношение складывается на основе тех конкретных пояснений, которые дети получают от воспитателя по каждой ситуации. Дети узнают, что растения надо поливать, а животных кормить, они узнают, что каждый из обитателей получает свой, совершенно определенный, корм. В эти пояснения воспитатель вкладывает конкретные, небольшого объема программные знания, многократно их повторяя в сходных ситуациях.
Для формирования отношения словесного пояснения недостаточно, поэтому воспитатель на глазах у детей проделывает практически все то, что он обозначил словом. Действие и слово дополняют друг друга — это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере обитателей живого уголка. Со слов дети узнают, что перед ними живые существа, у которых есть потребности в определенных условиях. Трудовые действия взрослого и дошкольников восполняют те факторы внешней среды, которых не хватает в данный момент. Воспитатель по-казывает хорошее состояние обитателей уголка, что и является подтверждением — все необходимое для жизни имеется.
Влияние на становление правильного отношения детей к при¬роде оказывает интонация. Мягкая, ласковая, сочувствующая интонация выражает отношение самого воспитателя и служит для детей примером проявления чувств и заботы о питомцах уголка природы.
В результате описанных действий воспитателя метод совместной деятельности по созданию условий для живых существ в эколого-развивающей среде напол¬няется конкретными и адекватными педагогической ситуации приемами. Эти приемы в совокупности формируют у детей определенный круг представлений о природе и отношение к ней. Прочность сложившихся знаний и отношения зависит от объема педагогического воздействия, а именно того, сколько раз в течение учебного года каждый ребенок вместе с воспитателем трудился и уголке природы и реально заботился о подопечных питомцах. Только неоднократное включение детей в совместную деятельность позволяет считать данный метод эффективным в экологическом воспитании дошкольников. [8]
Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

Заключение
В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
В настоящее время нет единого понятия и не выведено единое определение «Эколого-развивающая среда», но мы в своем исследовании опирались на определение эколого-развивающей среды и пространства, данное С.Н. Николаевой: эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды, которые могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах.
Грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.
Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию экологических пространств, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает систематически думать и реально заботиться о братьях меньших — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Но методом эта деятельность ста¬новится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми.
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей.
Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

Список используемой литературы:
1. Алексеева, А.В. Чувственный опыт в формировании первоначальных понятий [Текст] /А.В. Алексеева. – М, 1990. - 132 с.
2. Васильев, Н.П. Методологические проблемы формирования целостной системы экологического образования и воспитания. За гармонию взаимоотношений человека с природой [Текст] / Н.П. Васильев // Под ред. Э.В. Герусова. М.- 1989, с. 152-154. Научная библиотека диссертаций и авторефератов – 167 с.
3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой. [Текст] / С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 1993.
4. Ветрова, Н.И. Место и значение моделирования при формировании у старших детей дошкольного возраста природоведческих знаний [Текст] / Н.И. Ветрова // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л., 1987.- с. 37-43.
5. Владимирова, Э.Д. Концепция экологического развития Самарской области. [Текст] / Э.Д. Владимирова. - Самара, 2011. - 80 с.
6. Выготский, Л.С. Лекции по психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997.
7. Газина, О.М. Организация диагностической работы по экологическому образованию в ДОУ [Текст] / О.М. Газина // Управление ДОУ - 2005. - № 2. – с. 67-77.
8. Гвишиани, Д.М. Методологические основания системноэкологического моделирования [Текст] / Д.М. Гвишиани// Система "Общества — природа": проблемы и перспективы. М., 1983.- с. 5-10.
9. Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование.[Текст] / В.В. Давыдов, А.У. Варданян- Ереван, 1981- 220 с.
10. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В.О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. – с. 45-48. 55
11. Земцова, Е.Н. Комплексный подход к интеллектуальному развитию дошкольников[Текст] / Е.Н. Земцова // Управление ДОУ. - 2005. - № 5. – с. 93-96.
12. Зенина, Т. Наблюдаем. Познаем, любим. [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. – с. 31-37.
13. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. [Текст] / Е.И. Золотова. - М.: Просвещение, 1988. - 56 с.
14. Золотова, Е.И. Знакомим старших дошкольников с миром растений. [Текст] / Е.И. Золотова. - М.: Просвещение, 1991.
15. Золотухин,А.И. Азбука зимнего леса [Текст] / А.И. Золотухин // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. – с. 58-63.
16. Зюзгина, Л.А. Приобщаем ребенка к природе [Текст] / Л.А. Зюзгина // Управление ДОУ. - 2005. - № 8. – с. 63-65.
17. Иванова, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения [Текст] / А.И. Иванова // Управление ДОУ. - 2004. - № 4. – с. 84-92.
18. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. [Текст] / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
19. Игнаткина, Л.C. Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных[Текст] / Л.С. Игнаткина // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.- 1988.
20. Кавтарадзе, Д.Н. Имитационные игры и природоохранное образование [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе // Образование в области окружающей среды. Т. 1. Казань.-1990.-с. 31-43.
21. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. [Текст] / Л.А. Каменева. – М.: Просвещение, 1983.
22. Кондратьева, Н.Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Кондратьева // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. 1997, с. 20-27. 56
23. Маневцова, Л. Ребенок познает мир природы [Текст] / Л. Маневцова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 8. – с. 17-19.
24. Маневцова, Л. Формирование у детей 6-7 лет понимания некоторых пространственно-временных отношений (в системе знаний о сезонных изменениях в природе) [Текст] / Л. Маневцова// Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л., 1987, с. 12-20. 2
5. Маханева, М.Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М.Д. Маханева // Управление ДОУ. - 2005. - № 2. – с. 58-66.
26. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. [Текст] / Л.П. Молодова – Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.
27. Николаева С.Н. Использование моделей при ознакомлении с природой [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 4. - с. 34-38.
28. Николаева, С.Н. Формирование начал экологической культуры [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - с. 3-8.
29. Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 7. – с. 6-11
Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: Kate-new (11.10.2023) | Автор: Устиновская Екатерина Владимировна E
Просмотров: 118
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz