Главная
Регистрация
Вход
Вторник
14.05.2024
01:53
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [109]
Конспекты, презентации [147]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Формирование сюжетного рисования у детей посредством сказочных образов

Чуркина Юлия Юрьевна, воспитатель МАДОУ детский сад № 23
Творческий процесс с помощью сказки предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.
Для формирования сюжетного рисования с помощью сказочных образов с детьми нужно проводить предварительную работу.
Формы и методы работы:
• прослушивание сказки;
• рассматривание иллюстраций к сказкам;
• раскрашивание;
• дорисовывание;
• моделирование.
Для обучения детей сюжетному рисованию необходимо использовать сказки, по которым рисование проводится не однократно (“Колобок”, “Три медведя”, “Заюшкина избушка”, “Снегурушка”, “Айболит”, “Теремок”, “Палочка-выручалочка”, “Федорино горе”). Содержание и идеи выбранных сказок должны быть понятны детям.
Основные персонажи, участвующие в этих сказках, доступны для изображения ребёнком дошкольного возраста. Это звери; например: медведи, лиса, заяц и другие. В сказках участвуют и люди - Золушка, Красная Шапочка, дед с бабой, Снегурочка.
Эти сказки дают возможность детям в своих рисунках объединить несколько предметов в несложный сюжет, то есть выразить взаимоотношения между персонажами, отразить обстановку действия, выразить своё отношение к изображаемому событию.
Прослушивание сказки;

• Прослушивание сказки помогает развить фантазию и воображение. Тут ребенок не найдет готовых образов, как в книжке на картинке или в мультфильме. Все действия и герои описываются условно, поэтому ребенку придется включать собственное воображение. Малыш представляет, как выглядит то место, где все происходит, внешность персонажей.
• Помимо воображения, у ребенка формируется абстрактное мышление. После прослушивания аудиосказки можно попросить ребенка рассказать то, что он услышал.
• Во время проигрывания малыш концентрирует внимание. Чтобы прослушать всю сказку, ему необходимо сосредоточиться. Он старается воссоздать как можно больше деталей, чтобы представить сказочный мир..
Прослушивание любой сказки развивает речь. Текст всегда читает актер и делает это очень грамотно, интонационно выразительно. Ребенок учится различать слова, практически одинаковые по звучанию, но разные по значению. Польза аудиосказок заключается еще и в том, что у малыша формируется фонематический слух, который является непременным условием для правильного восприятия речи. Выбор сказок для прослушивания должен быть по возрасту
Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает непосредственное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.
Одна из особенностей формирования образов в замыслах под влиянием иллюстраций сводится к тому, что иллюстрация даёт материал создавать новые образы путём сложной переработки увиденного, проявляется умение мысленно объединять образы в новых сочетаниях и комбинациях. Чтобы у детей возникло чёткое представление о том или ином животном из сказки, нужно показывать иллюстрации и подчёркивать при этом характерные особенности животных, положение туловища, головы.
В рисунках нужно не только изобразить животное, а составить композицию, которая объединяет животных (людей). Необходимо увидеть и осмыслить позу людей (животных), так как расположение фигуры в пространстве и придаёт сюжетность и сказочность изображения.
Дети узнают жанры, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картин, иллюстраций. Но чтобы рисунок был не однообразным, однотипным, его нужно обогащать выразительными средствами (подбор цвета, формы, определенных линий. Пейзаж, написанный в сероватых, тусклых цветах, кажется холодным, дождливым. Солнечный день передаётся яркими контрастными цветами. Те предметы, которые располагаются ближе к нам, кажутся темнее, и чем дальше находятся предметы, тем они кажутся светлее. При рассматривании иллюстраций можно спросить детей: “Почему художник взял именно этот цвет краски, а не другой?” “Что получилось бы, если бы на месте синего цвета был светло-голубой?”
Эти вопросы заставляют детей понять, что цвет в картине берётся не случайно, а служит средством выразительности.
Раскрашивание:
Раскраски очень полезны для развития детей, ведь они помогают:
• в изучении новых предметов и форм, с которыми малыш пока не знаком, но благодаря раскраске сможет узнать больше;
• в изучении цветов, а это развивает наблюдательность. Все, что ребёнок видит вокруг себя, он переносит на бумагу, что формирует его картину восприятия мира;
• в развитии мелкой моторики, которая благотворно влияет на речевой центр;
• в подготовке руки к письму. Малыш учится контролировать свои движения, старается не заходить за контуры рисунка, тем самым готовится к успешному освоению навыков письма;
• в формировании усидчивости, терпения. В результате развивается волевая сфера крохи, ведь ему нужно очень постараться, чтобы получить красивый рисунок с четкими границами;
• в творческом развитии детей, развитии их художественного вкуса.
При выборе необходимо учитывать возраст, интересы ребёнка, а нередко и пол. Так, развивающие игры-раскраски для девочек отличаются от таковых для мальчиков. Для самых маленьких существуют наборы с пальчиковыми красками . Начинать раскрашивать лучше всего цветными карандашами, во первых это укрепляет мышцы рук, а во вторых позволяет координировать движения пальцев, и в третьих развитие мелкой моторики руки способствует развитию речи, затем вводить в творческую деятельность краски, предпочтительнее начинать с гуаши.
Научите ребёнка раскрашивать. Покажите, как правильно держать карандаш, с каким усилием на него нажимать, где нужно останавливаться. Но независимо от того, использует ли ребёнок раскраску или занимается свободным рисованием, необходимо выполнять следующие правила. Занятия рисованием рекомендуется проводить только с помощью взрослого в такой последовательности:
- проверить, правильно ли стоит стул, удобно ли сидит ребёнок;
- умеет правильно расположить на столе альбом;
Не забываем хвалить за работу. В процессе раскрашивания при каждом удобном случае надо упоминать какой ребёнок молодец, как старается - это будет сохранять мотивацию. Кроме них, не забывайте делать короткие паузы-минутки, чтобы ребенок размял руки и потряс ими, если они устали.
Дорисовывание.

Следующий этап обучения включает в себя дорисовывание предметов, работа над образом. И здесь, в формировании замысла, важно, чтобы ребёнок как можно подробнее “рисовал” словом то, что он впоследствии нарисует на бумаге.
Также задачей является направлять внимание детей при восприятии иллюстраций на передачу характера образов (характерных признаков, поз, движений) и использовать эти средства выражения рисунке. Ребенок изображает отдельный предмет, но уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (например, не просто колобок, а колобок у лисы на носу, и т.п.). Здесь дошкольник строит исходный образ воображения – через целостное соотнесение воспринимаемого объекта с представлениями; но при этом не только дополняет этот образ различными деталями, но и соотносит его с некоторой ситуацией. Образуется сюжет сказки.

Моделирование:

Детям дошкольного возраста труднодоступно перспективное изображение. Поэтому нужно учить правильному построению композиции на плоскости листа.
Выбор композиции всегда должен быть самостоятельным. Не должно быть прямых указаний для обучения детей дошкольного возраста в правильной постановке композиции, поэтому и применяется моделирование.
Для моделирования сказки и представляющие собой набор нарисованных картинок, выполненных или самими детьми или педагогом . Дети учатся обозначать персонажи и атрибуты произведения заместителями (рекомендуется воспользоваться плоскостными изображениями геометрических фигур) или принимают предложение педагога, самостоятельно выбирают и располагают заместители в пространстве – на поверхности доски, стола и пр. Для того, чтобы дети более осознанно относились к пространственной композиции рисунка, путём моделирования на плоскости можно показать, что предметы располагаются по всему полю листа - правее, левее, выше, ниже (то есть ближе и дальше). Это заинтересовывает детей и вызывает желание изобразить сюжет сказки самостоятельно.
Посредством моделирования перед детьми ставится задача, требующая ориентировки на передачу сюжета, сказочности, динамичности. Причём моделирование используется как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Детей очень интересуют модели. В свободное от занятий время они могут составлять композиционные сюжеты к различным сказкам. Иконические модели помогают детям решить вопрос композиции рисунка, так как во время рисования они вспоминают, где, какие персонажи стоят в той или иной ситуации. В процессе рисования по сказкам, вопросы композиции, с детьми больше не уточняются.

Можно сделать следующие рекомендации:

• Необходимо создавать в ходе проведения занятия положительный эмоциональный фон для мотивации изодеятельности.
• Использовать разнообразные средства и материалы для развития у детей творчества и сказочности в рисунке.
• Раскрывать характерные особенности персонажей для правильной передачи образа и выразительности рисунка.
• Создавать развивающую среду для развития воображения детей в детском саду и семье.
• Необходимо разработать систему занятий с использованием иконических моделей в разных видах искусства.
• Для развития лучших навыков закрашивания, развития мелкой моторики и умения видеть глубину сюжета давать детям в домашних условиях и детском саду “книжки-раскраски”.

Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: Sedoy (19.03.2023)
Просмотров: 140
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz